Этим летом я прочитал книгу «Ілон Маск. Tesla, SpaceX і шлях у фантастичне майбутнє» Замечательное чтиво и подробный рассказа о взлётах и падениях одного из крупнейших визионеров нашего времени. Также книга позволила ознакомиться с рабочей этикой Маска и секретами продуктивности, которыми он пользуется для управления несколькими компаниями.
Эта книга вышла в издательстве “Наш Формат” в 2016 г., сейчас готовится ее переиздание
Многие согласятся с мнением, что Илон Маск обладает незаурядным умом, огромными амбициями и энергией. Но я считаю, что мы, простые смертные, вполне можем использовать некоторые из его секретов продуктивности в своей повседневной жизни.
1. Начинайте день с критически важной работы
Будучи CEO трёх компаний — Tesla, SpaceX и Neuralink, — Маску ежедневно приходится заниматься множеством дел.
Поэтому он начинает день с решения самых важных задач. В его случае это написание электронных писем, чтобы другие люди начали/продолжили работать, чтобы дело двигалось. Обычно его день начинается с 7 утра, Маск отвечает на письма как минимум полчаса. Он придирчиво отсеивает то, что не является сейчас критически важным, и сосредотачивается только на ключевых темах.
Как он сказал в выступлении на USC Commencement:
«Сосредоточьтесь на сигнале, а не шуме. Не тратьте время на то, что на самом деле не идёт на пользу».
Как применить
Выберите свою самую важную задачу (СВЗ) на этот день и беритесь за неё в первую очередь. СВЗ должна оказывать самое сильное влияние на вашу работу.
Например: моя самая важная задача — это написание отличного текста. Поэтому я всегда начинаю свой день с того, что сажусь и пишу. Я не перехожу к следующей задаче, пока не напишу, как минимум 1000 слов.
Выбрать СВЗ поможет правило Паретто (80/20). Сделайте своей привычкой сначала решать СВЗ, прежде чем переходить к другим задачам.
2. Используйте петли обратной связи
У Маска очень напряжённое расписание, зачастую ему приходится работать в нескольких местах в течение дня. Поэтому он постоянно старается оптимизировать свои временные затраты.
Хотя Маск признаёт, что не читал никаких книг по тайм-менеджменту, однако делится полезным советом:
«Думаю, очень важно иметь петлю обратной связи, когда ты постоянно думаешь о том, что сделал и как можно было сделать это лучше. Так что лучший совет: постоянно обдумывать, как можно было сделать что-то лучше».
Маск пользуется не только собственной обратной связью, но и мнением других людей: побуждает искать желательно отрицательные отзывы. Сначала это может быть неприятно, но обычно из отрицательных отзывов можно извлечь гораздо больше пользы.
Также Маск ищет лучших людей в любых сферах, обеспечивающих постоянную и доверительную обратную связь.
Сокращение петли обратной связи повышает эффективность, ускоряет реализацию и позволяет создавать более качественные продукты.
Как применить
Этот подход прекрасно работает как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни.
Соберите свою команду и добейтесь отзывов о конкретном продукте, фиче, стиле управления, бизнес-процессе или чём-либо ещё, что вы сейчас пытаетесь улучшить.
«Не говорите мне, что вам нравится, скажите, что вам не нравится».
Можете проделать то же самое с друзьями. И хотя отрицательные отзывы могут быть ошибочными, вы будете знать, что друзья просто пытаются помочь, и у них хорошие намерения.
3. Рассуждай, исходя из первопричин
«Первопричина» — это базовое предположение, которое невозможно вывести из любого другого. Это единственное неоспоримое в сложной задаче.
Маск рассуждает, исходя из первопричин, а не по аналогии (например, с прошлым опытом). Таким образом, рассуждения строятся с нуля:
«Смотришь на основы, строишь на них рассуждения, а затем видишь, работает ли твоё заключение. Оно может отличаться, а может и совпадать с тем, что люди делали раньше. Но таким образом мыслить труднее».
Вот пример того, как Маск рассуждает, исходя из первопричины:
«Из чего сделана ракета? Из аэрокосмических алюминиевых сплавов, титана, меди и углеродного волокна. Тогда я спросил, какова стоимость этих материалов на товарном рынке? Оказалось, что стоимость материалов составляет около 2 % типичной стоимости ракеты».
И вместо того, чтобы покупать за миллионы долларов готовые ракеты, Маск решил приобретать материалы, чтобы строить дешёвые ракеты своими силами. Так возникла SpaceX.
Как применить
Рассуждение исходя из первопричин заставляет думать иначе. Первопричина — это умение докопаться до корня проблемы. Нужно разбить задачу на составные элементы.
Есть три основных этапа применения такого мыслительного фреймворка:
1. Распознавание и определение текущих предположений: столкнувшись с задачей, выпишите свои текущие предположения по её поводу.
2. Выделите первопричины: найдите основные, базовые истины или элементы задачи. Как говорит Маск: «Отбросьте всё, оставив лишь фундаментальные истины, и скажите «хорошо, то, в чём мы уверены, истинно» … и уже исходя из этого стройте рассуждения».
3. Создайте новые решения: если на предыдущих двух этапах вы разложили задачу на составные, то теперь вы готовы к созданию новых решений с нуля.
Если хотите получше узнать о способе мышления Маска и рассуждении исходя из первопричин, то почитайте эту замечательную статью: The Cook and the Chef: Musk’s Secret Sauce
4. Используйте асинхронные коммуникации
Первый из перечисленных хаков дал вам небольшую подсказку: Маск предпочитает общаться на своих условиях. То есть по умолчанию использует электронную почту и текст, асинхронные способы коммуникации.
«Я люблю электронную почту. Стараюсь коммуницировать асинхронно всегда, когда это возможно. Я прекрасно владею почтой».
А благодаря использования скрытого адреса с ним трудно связаться тем, кто не работает в его компаниях. Это позволяет Маску сосредоточиться на рабочих задачах.
Как применить
Прогресс в деле зависит от сосредоточенности и применения принципов Deep Work. Это означает жить как можно более асинхронно и с минимальными отвлечениями со стороны коллег.
Три решения, как можно начать работать на своих условиях (в порядке увеличения трудности):
1.Отключите уведомления: закройте все уведомления на телефоне, в компьютере и любых других гаджетах. Если будет что-то действительно важное, вам позвонят.
2.Не ходите на встречи: не соглашайтесь встречаться до тех пор, пока не будет ясной повестки и пока вы не будете знать, какого можно ждать результата. Если возможно, используйте электронную почту вместо встреч.
3.Работайте удалённо: шумный офис отвлекает, а дома можно работать в тишине <ха, у автора нет маленьких детей — прим. перев.>. Если это невозможно, постарайтесь выбить себе отдельное помещение.
Чтобы добиться результата в важной работе, старайтесь как можно меньше отвлекаться.
5. Управляйте коммуникациями
Когда Маск не строит ракеты и не революционизирует автомобильную промышленность, его можно «достать» только по почте. Он шутит на конференциях: «Я шлю много писем — отлично это освоил. Это моя главная компетенция».
В своих письмах Маск выражается предельно ясно, кратко и прямо. Например, прочитайте разосланное им всему персоналу письмо об использовании аббревиатур, метко названное “Acronyms Seriously Suck”.
Он часто рассылает письма по целым компаниям с новостями, с инструкциями по коммуникациям, о видении и миссии компании, о том, как быть более продуктивным в работе.
«Люди работают лучше, когда им известна цель и причина. Важно, чтобы люди смотрели в будущее, приходя утром на работу, и получали от неё удовольствие».
Он также мастерски выступает на публике, искренне рассказывая о сложных идеях простым языком. Маск часто говорит в настоящем времени, когда речь заходит о визионерских темах. Это языковой трюк, вызывающий у слушателей чувство наступившего будущего.
Как применить
Согласно исследованию Университета Карлтона, треть рабочей недели «типичного» работника умственного труда уходит на переписку. Поэтому коммуницирование по почте — сродни искусству.
Вам нужно выражаться кратко, но при этом доносить свою мысль. В почте важно каждое слово. Вот несколько советов:
Будьте кратки: не пишите десять выражений, когда достаточно двух. Можете практиковаться так: возьмите своё письмо, написанное в привычной манере, и сократите количество слов вдвое.
Избегайте «мягких» слов: не пишите «я чувствую», «я не уверен», «возможно», избегайте пассивной формы и любых деепричастий. Всё это попусту тратит время ваше и ваших адресатов, приводит к путанице и непониманию.
Знайте, чего хотите: подумайте, чего вы хотите добиться своим письмом, и в первую очередь изложите простым языком. После некоторой практики это изложение и будет письмом.
Выделяйте важное жирным шрифтом: если в переписке с несколькими адресатами вам нужно ответить конкретному человеку, выделите жирным шрифтом его имя, вопрос и время.
Этика пересылки: никогда не пересылайте просто длинную цепочку переписки без нескольких новых пунктов в качестве резюме, объясняющего, зачем вы это пересылаете и что вы хотите от адресата.
6. Пакетируйте задачи
Маск стратегически многозадачен. Когда это возможно, он объединяет несколько задач — этот лайфхак называется пакетированием (batching). Например, он отвечает на письма, пока ест или встречается с кем-то за обедом.
«Я обнаружил, что могу общаться с детьми и продолжать писать письма. Я могу проводить с ними время и одновременно работать… Если бы я этого не умел, то не смог бы сделать свою работу».
Другой пример — он шлёт письма и счета, общаясь по телефону или давая интервью.
Как применить
Исследования говорят, что многозадачность обычно менее эффективна, чем однозадачность. Мозгу нужно время, чтобы перестроиться на другую задачу, это называется переключением задач (task switching). Не сами задачи, а именно это переключение утомляет вас и делает непродуктивным.
Но если спакетировать схожие задачи, требующие сходных типов мышления, то вы сможете эффективно работать над несколькими задачами, не замедляя рабочий процесс. Иными словами, мозг сосредотачивается на одном типе задач за раз.
Пара примеров:
• Набросать за раз схемы всех постов в блог на будущую неделю.
• Обработать за раз все письма, сообщения в мессенджере, телефонные звонки и прочие виды коммуникаций.
• Обновить несколько взаимосвязанных таблиц за раз.
Чтобы понять, какие ещё задачи можно объединить, выпишите все свои основные занятия в течение дня и недели, и подумайте, что можно скомбинировать. При необходимости меняйте состав «пакетов».
Для ускорения пакетирования можно использовать метод помидора.
7. Планируйте
Управление тремя компаниями — немалый подвиг, то есть время является важным фактором для Маска. Он постоянно старается оптимизировать использование времени с помощью петель обратной связи.
Как и многие другие сверхпродуктивные и успешные люди, Маск следует очень подробному и специфическому дневному плану. Он делит свой календарь на пятиминутные отрезки, и вам будет непросто втиснуться в один из них.
Он отдаёт приоритет инженерии, проектированию и производству, тратя на них в сумме 80 % своего рабочего времени.
«Я не трачу время на разглагольствования о чём-то заоблачном. Я трачу время на решение инженерных и производственных задач».
Разбивая свой день на пятиминутные отрезки, Маск планирует на день больше задач.
Как применить
Самые продуктивные люди работают с календарём, а не со списком дел. Календари ограничены и позволяют лучше чувствовать время, поэтому вам легче определить, сколько у вас есть времени на завершение проектов в течение недели.
Разделение дня на маленькие отрезки и планирование задач по календарю помогает повысить продуктивность. Но вы не обязаны делить по пять минут. Я считаю, что для моей работы эффективнее делить день на 30-минутные отрезки. Поэтому найдите то деление, которое лучше всего будет подходить вам и вашей работе.
И удостоверьтесь, что планируете ВСЁ: проверку почты, звонки клиентам, обед и встречи. Всё должно попасть в календарь. Порвите список дел и работайте по календарю.
8. Ставьте амбициозные цели
Пожалуй, одной из самых известных черт Маска является его склонность ставить невероятно амбициозные сроки для проектов своих компаний. Он использует амбициозные цели в качестве способа изменения восприятия:
«Первый шаг — потребовать невозможного. Далее сработает вероятность».
Вот история от бывшего исполнительного директора SpaceX: «Это как если бы он заставил всех работать над этой машиной, которая должна доехать из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка на одном баке. Они будут год работать над машиной и тестировать все её компоненты. Когда машина через год отправляется в Нью-Йорк, все вице-президенты втайне считают, что она в лучшем случае доберётся до Лас Вегаса. В результате она доезжает до Нью Мексико — вдвое дальше, чем они ожидали, — а Илон всё равно в гневе. Он получает от людей вдвое больше, чем кто бы то ни было».
Последняя фраза иллюстрирует силу амбициозных целей. Даже перед лицом неудачи ваша цель была столь смелой, столь недостижимой, что вы празднуете маленькое достижение, поскольку думали, что вообще ничего не выйдет.
Изначально Tesla планировала начать поставки Roadster в 2006-м. Компания несколько раз переносила дату, пока машина не стала доступна в 2008-м. И хотя она вышла с конвейера почти с двухлетним опозданием, Tesla стала первым поставщиком полноценных электромобилей.
«Я что-нибудь говорю, и затем это обычно сбывается. Возможно, не по расписанию, но обычно сбывается».
Амбициозные цели Маска дали нам мир, в котором одними из лучших на рынке машин являются электромобили, и наконец появились многоразовые ракеты: «Когда Генри Форд сделал дешёвые, надёжные машины, люди сказали «Ха, а зачем нам лошади?» Он сделал огромную ставку, и выиграл». Назначение целей, поддерживающих status quo, не даст вам многоразовых ракет.
Как применить
Суть назначения амбициозных целей — вывести себя из зоны комфорта. Вы не будете развиваться, делая то же, что и раньше. Рост зависит от ваших неудач, когда вы пытаетесь добиться большего. Если вы поставили себе пять великих целей, но достигли двух, то вы уже превзошли всех, кто никогда не пытался.
Амбициозные цели требуют более качественной и интенсивной работы, они заставляют вас чаще придумывать новое, в отличие от обычных задач. И стараясь достичь целей, вы повышаете свои навыки до необходимого для этого уровня.
Поначалу вы не будете знать, насколько амбициозными должны быть ваши цели. Методом проб и ошибок осознайте, сколько прежних границ вам нужно раздвинуть. Но самое важное — начать пытаться, а потом уже вносить корректировки.
Когда будете в следующий раз планировать работу, выделите несколько дополнительных минут для внесения амбициозной цели. Постарайтесь заставить себя сделать на 50 % больше, чем требуется для обычной задачи. Добейтесь успеха и будете удивлены своей невероятной производительностью. Эта стратегия — первый шаг на пути к впечатляющим целям, о которых раньше вы и помыслить не могли!
9. Развивайте установку на рост
В 2004-м Маск позвонил поставщику, чтобы узнать цену на электромеханический актуатор. Поставщик запросил $120 000. Исходя из первопричины, Маск разобрался, какие нужны компоненты, и попросил Стива Дэвиса, который сейчас работает в SpaceX директором по передовым проектам, изготовить один актуатор с нуля менее чем за $5 000. Дэвис потратил девять месяцев на проектирование и создание устройства, которое обошлось в $3 900 и полетело в космос в ракете Falcon 1.
Маск никогда не удовлетворяется текущим положением. Его компании добились огромных успехов, но Маск знает, что нет предела совершенству — во всех сферах. Всегда можно сделать лучше, быстрее или дешевле:
«Исходите из того, что вы ошибаетесь. Ваша задача — ошибаться меньше».
Это называется установкой на рост, важный навык, отличающий успешных людей от всех остальных. Развив в себе такую установку, вы будете знать, что способны научиться чему угодно, если приложите достаточно усилий. А если потерпите неудачу, то подойдёте к задаче с другой стороны, пока не найдёте работающее решение. Вы будете пытаться, пока не получится.
«Здесь неудача — это опция. Если вы не терпите неудач, значит вы создаёте мало нового».
Противоположностью является установка на постоянство, когда текущее положение вещей редко пересматривается. Всё будет оставаться таким, как есть, потому что «так принято». Стереотипы считаются универсальными истинами и не подвергаются сомнению. В результате люди стагнируют.
С другой стороны, развитие в себе установки на рост позволяет расти как личностно, так и профессионально. И даже если ваши ежедневные достижения будут невелики, они будут накапливаться со временем. При ежедневном улучшении в 1 % вы получите почти 38 % улучшения в год.
Как применить
Рост проистекает из решения сложных задач, вопросов и проблем. Чтобы достичь успеха, вам нужно натренировать свой мозг воспринимать неудачи и трудности как форму прогресса, приближаясь к решению.
Вот как можно начать развивать в себе установку на рост:
Постоянно учитесь: расширяйте свои знания с помощью книг, учитесь на своих личных трудностях и у других. Загрузка своего мозга свежими знаниями позволяет ему находить новые идеи и решения, добавляющие ценность вашей работе и жизни.
Будьте настойчивы: измените свое восприятие и считайте неудачи небольшими задержками и полезным опытом. Адаптируйте и снова реализуйте свои идеи, так что в следующий раз вы можете добиться успеха.
Выбирайте сложное: если у вас есть выбор, то выбирайте то, что труднее. Воспринимайте вызовы как возможности расширить свои навыки и вырасти над собой.
Принимайте неудачи: они бывают в жизни каждого из нас. Все терпят неудачи. Извлекайте из них уроки, анализируя, что пошло не так и как это можно исправить, используйте новый опыт в следующей попытке.
Будьте открыты для отзывов: критический фактор успеха — эффективный и своевременный отзыв о том, что нужно улучшить. Будьте более открыты к обратной связи, даже неконструктивной.
Чествуйте других: один в поле не воин, поэтому начните поддерживать успехи других людей, и тогда они не помешают вашим успехам. Когда наступит ваш момент славы, они будут праздновать вместе с вами.
10. Расширяйте багаж знаний
По словам его брата, Маск в раннем возрасте читал по две книги в день. Он пожирал знания. В результате он стал хорошо разбираться во многих науках, таких как физика, математика, инженерия и информатика.
Одна из моих любимых цитат:
«Важно рассматривать знания как семантическое дерево: разберитесь в фундаментальных принципах, представляющих собой ствол и основные ветви, прежде чем переходить к листьям/подробностям, иначе им не на чем будет висеть».
Даже управляя несколькими компаниями, Маск постоянно старается учиться у окружающих людей, которые лучше разбираются в конкретных темах. Цитата из книги: «Он может подстеречь инженера на фабрике SpaceX и забросать его вопросами о типе клапана или каком-то материале.
«Сначала я думал, что он проверяет мои знания», сказал Кевин Броган, один из первых инженеров в компании. «А затем понял, что он просто учится. Он будет расспрашивать, пока не узнает 90 % того, что ты знаешь сам».
Со временем Маск развил в себе «T-образные» навыки: большие знания в одной конкретной сфере и солидный объём знаний по многим другим дисциплинам и темам. Это позволяет ему быть акулой бизнеса, но при этом свои обширные знания Маск использует для создания инноваций и поиска других решений, он более изобретателен и эффективно сотрудничает с экспертами в других сферах.
Как применить
Начнём с практического примера: вы хотите быть здоровым. Для этого мало заниматься каким-то видом спорта. Вам нужно многому научиться: узнать об основах хорошей диеты, как развивать мускулатуру, гибкость, как не «посадить» неумелыми тренировками сердце и так далее. Углубляя свои знания в одной сфере — спорте, — вы также расширяете свои знания во многих других сферах, необходимых для поддержания здоровья. Это называется «Т-образными» навыками.
Давайте теперь посмотрим на кого-нибудь, работающего в маркетинге или отделе развития: глубокие знания о планировании и управлении производством, SEO и вирусных петлях (viral loops), а также широкие знания по многим другим темам, вроде статистики, основ программирования, принципов проектирования и копирайтинга.
Вот как вы можете развить «Т-образные «навыки в своей сфере:
1.Нарисуйте большую букву T и напишите список основных навыков, вторичных навыков и базовых знаний. Если это поможет, смоделируйте успешного человека в вашей сфере деятельности и его диапазон экспертиз.
2.Посмотрите, где вы находитесь сейчас в каждой из этих сфер.
3.Улучшайте свою глубокую экспертизу с помощью книг, курсов, статей и других профильных специалистов
4.Постоянно оценивайте себя заново и улучшайте свои знания, чтобы стать «Т-образным» специалистом
11. Бонус: душ
Одним из самых популярных ответов в ветке 2015 Reddit AMA стал ответ Маска на вопрос: «Какая ежедневная привычка оказала самое большое положительное влияние на вашу жизнь?». Маск ответил просто: «Приём душа».
В другом интервью Маск признался, что во время приёма душа к нему приходят лучшие идеи: «Это звучит как настоящее клише, но душ, пожалуй, самый… просыпаешься, идёшь в душ, и, как мне кажется, идеи просочились в подсознание, и хотя происходило это не в душе, но ты словно получаешь результат ночных вычислений».
Думаю, это тоже полезный урок продуктивности: ваш мозг работал всю ночь, стараясь в фоновом режиме найти решение. Через несколько минут после пробуждения он включается — и это может произойти в душе, — помогая вам яснее увидеть стоящие перед вами трудности.
Также душ — это возможность спокойно подумать сразу после ночного отдыха. К примеру, вы можете распланировать день или обдумать решения задач, с которыми столкнётесь.
«Я думаю, что обычный человек может выбрать стать экстраординарным».
Источник: https://medium.com/swlh/https-medium-com-dsilvestre-elon-musk-productivity-secrets-for-insane-success-7f033d98916b