Це цікаво

10 ловушек, в которые мы попадаемся каждый день

Когнитивные искажения — повторяющиеся ошибки в мышлении человека. Это шаблоны мышления, некие логические ловушки, в которые мы попадаем в определенных ситуациях, хотя мы знаем, что действуем согласно здравому смыслу. Для вас в одной статье 10 ловушек, но не для того, что бы вы d yb[ попались. Читайте и избегайте их в жизненных ситуациях!

Иллюзия контроля

Была открыта Элленом Лангером в 1975 во время экспериментов с лотерейными билетами. Участники разделились на две группы : первая группа сама выбирала себе билеты, второй же их вручили без права выбора. Спустя два дня всем участникам предложили поменять их билеты на более выгодные из лотереи с большими шансами на выигрыш. Предложение выгодное, не так ли? Но те, кто сами выбрали билет не хотели меняться, воображая, что собственный выбор билет может повлиять на выигрыш. Вывод: Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы.

Нулевой риск

Сделайте выбор: уменьшить маленький риск до нуля или уменьшить огромный риск значительно, но не к нулю. Например, свести к полному нулю авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Выбрали?

Верным будет второй вариант. Так как он спасет намного больше жизней: в автокатастрофах погибает намного больше пассажиров, чем в авиа. Но! Данные исследований показывают, что большинство выбирают вариант №1: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит более успокаивающим, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

Селективное восприятие

Припустим, вы против ГМО. Вы, скорее всего, интересуетесь и читаете новости об этом. Читая, вы убеждаетесь, что правы: опасность налицо. В чем загвоздка? Большая вероятность, что вы уделяете гораздо больше внимания новостям, подтверждающим вашу точку зрения, чем аргументам в защиту ГМО. Так вы теряете объективность. Склонность отдавать внимание такой информации, которая оправдает ожидания, и пропускать мимо ушей все остальное, и есть селективное восприятие.

Иллюзия прозрачности

Бывают моменты, когда просто необходимо солгать. Но это оказывается очень сложно, кажется, что вы открытая книга и вас видят насквозь, любой неправильный жест может выдать вашу нечестность. Бывало такое? Название этому «иллюзия прозрачности» — склонность людей переоценивать способность окружающих понимать их истинные мотивы и переживания.

1998 год, Корнелльский университет. Психологи проверили эксперимент на студентах. Некоторые студенты читали вопросы с карточек и отвечали на них, говоря правду или ложь, как сказано в карточке. Аудитории предлагалось установить, когда выступающие лгут, а выступающих попросили оценить свои шансы солгать и «не спалиться». 50 процентов обманщиков предположила, что их раскусят — но слушатели смогли разоблачить лишь четверть. Это означает, что те, кто врал, сильно переоценили проницательность своих слушателей.

Так случается потому, что мы хорошо знаем себя и думаем, что наши знания очевидны для другого наблюдателя. Иллюзия прозрачности работает и в противоположном направлении: мы переоцениваем и свои способности распознавать ложь других.

Эффект Барнума

Этот эффект назвали в честь американского шоумена и ловкого манипулятора 20 века Финнеаса Барнума. Суть его в том, что человек склонен воспринимать размытые и общие описания как точные характеристики о своей личности. Например, вы не верите в лженауки, но натыкаясь на гороскоп интереса ради читаете его, и описание точно совпадает с вашим представлением о самом себе. Такие ситуации бывают даже со скептиками, этим эффектом и пользуются астрологи и гадалки.

Эффект негативности

Больше нашего внимания забирают на себя негативные новости, нежели позитивные. Это вовсе не означает, что мы пессимисты. Дело в эволюции, так как в ее процессе реакция на плохие новости была правильнее, чем активная реакция на хорошие. Предложение «эта ягода вкусная» можно было пропустить мимо ушей. А вот на слова «эта ягода отравная» среагировал бы любой. Отсюда избирательность нашего восприятия новой информации. Негативную информацию мы считаем более достоверной. Сейчас число войн и уровень преступности на планете ниже, чем когда-либо в истории. Но практически все согласятся, что ситуация на планете ухудшается с каждым днем.

Эффект самоисполняющегося пророчества

Суть этого когнитивного искажения, работающего на руку прорицателям, что лживое пророчество(если оно звучит убедительно) может подтолкнуть людей неосознанно делать шаги к его исполнению. В результате, пророчество, которое имело мало шансов, вдруг становится верным.

Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина «Алые паруса». Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль горячо верит в предсказание и о нем становится известно всему городу. А потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хэппи-энд в истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Мы оправдываем свои промахи объективными обстоятельствами, поведение других — их личностными качествами. Для примера, ваш коллега опаздывает из-за не пунктуальности, а вы — из-за пробок или сломанного будильника. Причем это касается не только внешней, официальной ситуации, но и о внутренних резонах — такая тактика по жизни не дает брать нам ответственность за свои проступки.

Эффект морального доверия

Священник взял взятку или был замечен в стриптиз-баре. В такой из ряда вон выходящей ситуации есть закономерность. Ее название — «эффект морального доверия». Когда у особы сложилась репутация праведника, у него однажды может возникнуть иллюзия, что он безгрешен и один раз ничего не изменит в этой иллюзии.

Каскад доступной информации

Этому когнитивному искажению обязаны многие идеологи планеты Земля: коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту идею постоянно повторять. С ним мы сталкиваемся в разговорах со стариками: то, что написано в газете или показано на телевидении — правда! У нового поколения такая ситуация с интернетом

Share
Опубліковано
Buhgalter
Мітки: психологія

Recent Posts

Обязательная страховка для водителя в один клик

Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…

3 тижні ago

Готівкові кредити: для чого їх використовують?

Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…

3 тижні ago

Трейдинг для новичков: советы и рекомендации

Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…

3 тижні ago

Чи буде штраф за однакові номери в податкових накладних

Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…

4 тижні ago

Актуальні запитання – відповіді щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA)

Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…

4 тижні ago

Нюанси заповнення заголовної частини ПН на постачання товарів працівникам

У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…

4 тижні ago