Хотите разобраться в базовых принципах экономики или освежить их в памяти? Эта краткая шпаргалка вам поможет.
1. Экономика делится на два основных направления: микроэкономика и макроэкономика
Микроэкономика занимается вопросами потребительского поведения, экономических стимулов, ценообразования, колебаний цены и т. д. Макроэкономика уделяет внимание вопросам более крупного плана: процентные ставки, ВВП, экономика стран — обо всем этом вы обычно читаете в СМИ в разделе «Экономика». Микроэкономика — сфера деятельности менеджеров и управленцев; макроэкономика в большей степени интересна инвесторам.
2. Закон спроса и предложения — основной закон экономики
Когда предложение увеличивается, стоимость падает, а когда растет спрос, растет и цена. Так что, если в один год было собрано очень много зерна, стоимость продуктов питания падает, и наоборот. Обычно закон спроса и предложения можно понять интуитивно, потому что вы то и дело с ним сталкиваетесь.
3. Предельная полезность
Чем больше у вас чего-то, тем меньше вы склонны считать это что-то полезным или важным. Ценность стодолларовой банкноты будет для вас выше, если вы зарабатываете в месяц тысячу долларов, чем если вы зарабатываете миллион. Ценообразование во многом основывается на этом принципе.
4. Внутренний валовый продукт (ВВП)
Это основной показатель для измерения размера экономики страны. По сути, ВВП — сумма прибыли всех граждан страны, или же сумма рыночной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВВП России составляет около 2 трлн долларов, то есть каждый год в РФ производится товаров и услуг на сумму 2 трлн долларов. Россия занимает восьмое место по этому показателю. На данный момент лидирующей экономикой в мире является США — их ВВП составляет около 16 трлн долларов.
5. Темпы роста
Обычно рост экономики страны подсчитывается на основе темпов роста объема ВВП. Так как ВВП, грубо говоря, является индикатором уровня заработка в стране, то по темпу роста экономики можно примерно оценить, насколько в этой стране выросла средняя заработная плата.
6. Инфляция
Вы наверняка знаете, что сейчас большая часть товаров стоит в разы больше, чем 50 лет назад. Уровень инфляции измеряется в процентах и показывает, насколько стоимость корзины товаров увеличилась в сравнении с прошлым годом. В странах с развитой экономикой ежегодная инфляция составляет примерно 2% — то есть цены на товары растут примерно на 2% в год. Основная роль центробанков — следить за показателем уровня инфляции и удерживать его в районе этой цифры (выше нуля, но ненамного).
7. Процентные ставки
Если вы одалживаете деньги и ожидаете вместе с долгом получить некоторую сумму сверх одолженной, «сумма сверх» и есть процент. Процентная ставка — положительное число, которое является показателем получаемой назад суммы. Существуют разные процентные ставки. Краткосрочная процентная ставка определяется центробанком страны. Обычно ее размер держится около нуля. Долгосрочная процентная ставка определяется рынком и зависит от уровня инфляции, а также от долгосрочных прогнозов относительно развития экономики. Механизмы, благодаря которым ЦБ контролирует краткосрочную процентную ставку, называются денежно-кредитной политикой.
8. Соотношение процентных ставок, инфляции и темпов роста
Можно сказать, что между процентными ставками и темпами роста существует обратная зависимость. Также размер процентных ставок может напрямую влиять на уровень инфляции. Когда процентные ставки повышаются, уровень инфляции падает, а рост экономики замедляется. Одно хорошо, другое плохо. Из-за этого вокруг размера процентных ставок всегда столько споров и шума. В России ставку определяет ЦБ. В США размер краткосрочных процентных ставок определяется Федеральным резервом. За изменениями этого показателя пристально наблюдает весь мир.
9. Налогово-бюджетная политика
Правительство может во многом повлиять на экономику страны путем контроля государственных расходов. Налогово-бюджетная политика — набор механизмов для контроля за государственными расходами. Когда государство выделяет больше бюджетных средств, спрос может увеличиваться, а с ним повышаются цены. Это ведет к быстрым темпам роста и к высокой инфляции. При противоположных мерах достигается обратный эффект. Поэтому в период слабого роста и низкой инфляции правительства стран обычно стремятся тратить больше бюджетных средств, а в период высокого роста и сильной инфляции государственные расходы сокращаются.
10. Экономический цикл
В экономиках стран обычно наблюдаются периоды подъема и спада, длящиеся в среднем семь лет. В начале цикла происходит рост, он достигает пика, вслед за этим начинается сокращение активности и спад, который обычно приводит к рецессии (периоду отрицательного экономического роста и/или роста уровня безработицы). Затем экономическая активность вновь начинает расти.
11. Альтернативная себестоимость
Когда вы чем-то занимаетесь, то часто сравниваете свою деятельность с альтернативами. Это особенно актуально в вечер пятницы, когда вам надо срочно закончить какой-то проект, и вы думаете про себя: «А ведь я мог бы быть сейчас в совсем другом месте». Альтернатива (допустим, встреча с друзьями) оценивается вами очень высоко, поэтому проект, над которым вы работаете вместо нее, должен получиться очень качественным, чтобы хоть как-то соревноваться с вечеринкой по своей ценности. Ценность альтернативы — альтернативная себестоимость — это ценность или стоимость того, от чего вы отказались. Поэтому, если вы уволились с работы, на которой зарабатывали 120 тыс. долларов в год, чтобы запустить свой стартап, его альтернативная себестоимость составляет 120 тыс. долларов в год. Прибыль от стартапа должна быть выше, чем от работы, которую вы оставляете.
12. Сравнительное преимущество
Вы недавно запустили стартап, и вдруг клиент обращается к вам с просьбой создать ему сайт. Что вы сделаете: возьмете дополнительный проект или попросите хорошего знакомого сделать сайт вместо вас? На основе чего вы принимаете решение? Вы подсчитываете, сколько времени уйдет на то, чтобы сделать сайт самому, прикидываете, не лучше ли потратить это время на более детальную разработку собственного проекта. Вы также рассчитываете в уме, не справится ли знакомый с этой задачей в более короткие сроки.
Если вы приходите к выводу, что друг сделает сайт быстрее и эффективнее, чем вы, а у вас и так много дел, вы передадите заказ ему. Это и есть принцип сравнительного преимущества. Преимущество в данном случае у вашего друга, а вам браться за проект не имеет смысла. Именно по такому принципу стоит поступать странам, бизнесу и любому индивиду: браться только за те задачи, которые они могут решить лучше остальных, а все другие вопросы делегировать тем, кто справится эффективнее.