Головна » Власнику бізнеса » Фінанси » Список ключевых финансовых показателей бизнеса
Фінанси

Список ключевых финансовых показателей бизнеса

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Ключевые показателя бизнеса — это цифры, за которыми нужно следить особенно внимательно, чтобы не сидеть в кассовых разрывах, планомерно масштабировать компанию и регулярно получать дивиденды. В каждом бизнесе свои ключевые показатели, но есть и общие — актуальные для всех компаний. Чтобы проще отслеживать показатели, мы придумали панель приборов. 

Панель приборов — это онлайн-сервис, который помогает держать все ключевые показатели перед глазами, проверять их в любой момент с компьютера или телефона, отслеживать изменения в показателях и принимать управленческие решения на основе цифр. Панель собирает данные из ключевых управленческих отчетов и отображает их в удобном виде. 


Контрольные лампочки светят в самом начале панели приборов, чтобы вы оперативно получали ключевые данные

Вот какие показатели рекомендуем отслеживать.

Остаток денег на конец месяца

Что показывает: сколько вы можете потратить в первый же день следующего месяца, не дожидаясь оплаты от клиентов. 

Зачем нужно знать: большинство расходов бизнеса — с конкретными сроками. Например, вы точно знаете, когда нужно перевести сотрудникам зарплату, оплатить аренду и закупить очередную партию товара. Зная остаток денег на конец месяца, вы можете запланировать расходы и убережете себя от кассового разрыва.

Выручка

Что показывает: на какую сумму вы выполнили работы или отгрузили товар. Считается за период: день, месяц, несколько месяцев или год.

Зачем нужно знать: хоть по выручке невозможно понять, сколько зарабатывает компания, считать ее все равно нужно. Например, чтобы знать, что происходит со спросом на вашу продукцию, как ваши управленческие решения влияют на количество денег в кассе, какую долю на рынке занимает ваша компания.

Чистая прибыль

Что показывает: сколько денег зарабатывает компания.

Зачем нужно знать: чистая прибыль — главная цель бизнеса. Заработанные деньги вы можете потратить на развитие компании, отложить на черный день, выплатить себе дивиденды. Если вы не знаете, сколько зарабатываете, то не можете нормально развивать компанию и рискуете брать из бизнеса слишком много денег, а это грозит кассовым разрывом.


Выручка и чистая прибыль в одном графике — для удобства

Соотношение поступлений и выбытий

Что показывает: увеличивается ли собственный капитал компании.

Зачем нужно знать: если поступлений больше, чем выбытий, значит, прибыль компании подкреплена деньгами, то есть бизнес наращивает собственный капитал. В панели приборов это красно-зеленый график «Поступления и выбытия денег»

Точность планирования прибыли

Что показывает: совпадают ли ваши планы по прибыли с реальностью.

Зачем нужно знать: планируя прибыль, вы создаете маршрут бизнеса —  отвечаете себе на вопросы, сколько нужно продать, какими должны быть расходы и маржинальность. Не планировать прибыль — это как поехать в спонтанное путешествие: получите экстрим и адреналин, но закончить его можете как угодно. 

Панель приборов считает точность планирования в процентах. Если процент слишком низкий, ваши ожидания от компании завышены, либо бизнес не работает на полную. 

Рентабельность собственного капитала

Что показывает: насколько эффективно используются деньги и имущество, которые вы вложили в бизнес.

Зачем нужно знать: если рентабельность падает, значит, ваши деньги и имущество перестают быть такими эффективными, как раньше. По показателю рентабельности собственного капитала вы и ваши инвесторы решают, имеет ли смысл вкладывать в бизнес еще больше.

Общий денежный поток

Что показывает: сумму операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Сюда входит выручка, кредиты и инвестиции бизнеса.

Зачем нужно знать: если считать общий денежный поток, вы сможете в любой момент узнать, хватает ли вам денег на всякую движуху.

Операционный денежный поток

Что показывает: что происходит с деньгами, которые участвуют в основной деятельности компании: продажах, услугах или производстве.

Зачем нужно знать: чтобы понимать соотношение между поступлениями и выбытиями в каждом сегменте бизнеса. Например, если в вашем автосалоне замена масла приносит прибыли в пять раз больше расходов, то эти деньги можно инвестировать, а если развал-схождение приносит убытки, то нужно уменьшить себестоимость или повысить цены.

Расходы

Что показывает: сколько вы тратите на поддержание бизнеса на плаву.

Зачем нужно знать: чтобы знать, сколько денег уходит, и лучше планировать бизнес. Особое внимание нужно уделить постоянным расходам, потому что они забирают деньги, даже если компания работает в минус. Панель приборов показывает расходы в динамике, чтобы их было проще отслеживать.


Можно отслеживать коммерческие, административные и производственные расходы

Рентабельность по операционной прибыли

Что показывает: сколько вы получаете прибыли после оплаты переменных и постоянных расходов. Переменные зависят от выручки: сырье, материалы. Постоянные всегда одинаковые: зарплата, аренда.

Зачем нужно знать: чтобы видеть, насколько эффективно вы управляете операционным процессом. Если динамика рентабельности отрицательная, в бизнесе что-то идет не так. 

По рентабельности операционной прибыли инвесторы сравнивают компании с конкурентами, оценивают риски инвестиций и делают выводы, насколько эффективно вы управляете бизнесом.

Рентабельность по чистой прибыли

Что показывает: сколько денег у вас остается после оплаты всех расходов.

Зачем нужно знать: для контроля эффективности бизнеса. Если рентабельность со временем уменьшается, компания стала приносить меньше денег — повод разобраться. 


Судя по графику, колебания рентабельности в бизнесе происходят постоянно. В следующем месяце будет плюс!

Эффективность персонала

Что показывает: во сколько вам обходятся сотрудники и как они влияют на общий финансовый результат бизнеса.

Зачем нужно знать: панель приборов показывает выручку и прибыль на сотрудника и доли административного, производственного и коммерческого ФОТ в выручке. Отслеживая эти показатели в динамике, вы видите, как меняется эффективность сотрудников.


С января по март сотрудники стали лениться. Наверное, не отошли после праздников

Соотношение денег и кредиторки

Что показывает: сколько вы должны и сколько у вас есть.

Зачем нужно знать: кредиторка — это ваши обязательства, например, вы должны оплатить поставку или выполнить работы. Если денег становится мало, а кредиторка растет, есть риск попасть в кассовый разрыв или получить иск. Панель приборов поможет вовремя среагировать на чрезмерное увеличение кредиторки.

Собственный и заемный капитал

Что показывает: есть ли у вас деньги на развитие.

Зачем нужно знать: бизнес может существовать на деньги собственника или в кредит. Деньги собственника, вложенные в бизнес — и есть собственный капитал, он должен преобладать над заемным.

Если в бизнесе заемных денег больше, чем ваших, то компания существует за чужой счет — значит вы не можете развивать ее как вам хочется, а чистая прибыль будет уходить на оплату долгов. 

Задача предпринимателя — увеличивать собственный капитал и избавляться от кредитов. Панель приборов показывает, как меняется уровень собственного капитала в бизнесе с момента его создания (если вы сразу начали вести управленческий учет).


С такими показателями далеко не уедешь, надо что-то делать

Фонды

Что показывает: сколько денег остается на целевые расходы — инвестиции, налоги, дивиденды, премии, амортизацию.

Зачем нужно знать: прибыль лучше разбивать по фондам, например, на развитие компании или на «черный день». С панелью приборов вы видите, как распределен капитал в вашей компании и сколько денег лежит в фондах — это помогает вовремя брать деньги из фондов, чтобы увеличивать собственный капитал и не зависеть от кредиторов. А если собственного капитала и так сильно больше, чем заемного, то наоборот — вы увидите, сколько денег можно положить в фонды.

Рентабельность активов

Что показывает: сколько денег приносит вам имущество компании.

Зачем нужно знать: если рентабельность активов падает, вы или раздуваете арсенал основных средств (недвижимость, оборудование), или прежние активы почему-то стали обеспечивать меньше денег. В этом случае можно избавиться от активов, который перестали приносить доход: продать или сдать в аренду.


Когда график начинает грустить, активы требуют внимания

 

Поділіться з друзями - підтримайте проект
Мітки

Наша розсилка