Закон №77 вносит ряд изменений в законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде.
Можно без преувеличения сказать, что с такими размерами штрафов за нарушения в данной сфере отечественные субъекты предпринимательской деятельности еще не сталкивались. Итак рассмотрим, что должен знать работодатель во избежание штрафов с 01.01.2015 г. и какие размеры штрафов ему угрожают в случае допущения нарушений законодательства о труде.
Обязательное заключение трудового договора и уведомление об этом Государственную фискальную службу Украины (ГФС)
В ст.24 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без:
- заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа;
- уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (которым является Государственная фискальная служба Украины, далее — ГФС) о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
По состоянию на 22 января 2015 года ни формы, ни порядка такого уведомления КМУ еще не утвердил. Поэтому не ясно, каким образом работодатель должен уведомлять ГФС и коснется ли это уже работающих у него работников, или же это будет касаться только вновь принятых. Логика здесь тоже ничего не подсказывает. Как пропишут, так и нужно будет делать. Если же придется уведомлять ГФС о «старых» сотрудниках, то останется лишь держать кулаки за то, чтобы наши министры хотя бы предусмотрели определенный промежуток времени или переходный период, в течение которого это можно сделать безнаказанно. Ведь штрафы за такое неуведомление, как говорится, «зашкаливают».
Этим же Законом исключена норма (ст.241 КЗоТ), согласно которой трудовой договор между работником и физическим лицом нужно было регистрировать в государственной службе занятости. То есть работодатели-физлица теперь имеют такие же обязанности относительно оформления наемных работников, как и юрлица.
Трудовые книжки обязательно оформляем и на стажеров
Трудовые книжки теперь в обязательном порядке должны быть оформлены и на студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений, которые проходят стажировку на предприятии, в учреждении, организации. Данным категориям работников трудовая книжка оформляется не позднее пяти дней после начала прохождения стажировки. Обо всем этом сейчас указано в ст.48 КЗоТ.
Обращение в суд в случае работы без заключения трудового договора
В случае если трудовой договор не заключен (это касается и случая, когда лицо допущено к работе без соответствующего приказа или распоряжения), работник имеет право обратиться с заявлением в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд для рассмотрения трудового спора об оформлении трудовых отношений и установлении периода такой работы (ст.232 КЗоТ дополнена п.6)
При этом согласно обновленной ст.235 КЗоТ при вынесении решения об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора, и установлении периода этой работы или работы на условиях неполного рабочего времени (в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии), суд однозначно принимает решение о:
- начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы;
- начислении и уплате согласно законодательству НДФЛ и суммы ЕСВ за установленный период работы.
В ч.1 ст.259 КЗоТ внесены изменения, в соответствии с которыми государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Напомним: в настоящее время таким органом является Государственная инспекция по вопросам труда (далее — Гоструда) на основании Указа Президента Украины от 06.04.2011 г. №386/2011.
Финансовая ответственность за нарушение законодательства о труде и относительно уплаты и отчетности по ЕСВ
Закон № 77 вносит ряд изменений касательно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде. Кстати, до сих пор КЗоТ не содержал собственных норм относительно такой ответственности. Он только отсылал к «действующему законодательству».
Отныне согласно ст. 265 КЗоТ, юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в размерах, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Финансовая ответственность за нарушение законодательства о труде согласно КЗоТ
Нарушение | Финансовая санкция | ||
размер | сумма, грн | ||
январь – ноябрь 2015 года | декабрь 2015 года | ||
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) | 30-кратный размер минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушенияза каждого работника | 36540 | 41340 |
Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактической работы в течение неполного рабочего времени | |||
Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов | |||
Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, прочих выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме | 3-кратный размерминимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения | 3654 | 4134 |
Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда | 10-кратный размерминимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушенияза каждого работника, относительно которого совершено нарушение | 12180 | 13780 |
Нарушение иных требований трудового законодательства | размер минимальной заработной платы | 1218 | 1378 |
Указанные в таблице 1 штрафы:
- являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ;
- налагаются Гоструда в порядке, установленном КМУ;
- могут быть наложены Гоструда без проведения мероприятия государственного надзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, в учреждении, организации;
- не освобождают от устранения нарушений законодательства о труде в случае их уплаты.
Исполнение постановления Гоструда о наложении финсанкций возлагается на Государственную исполнительную службу.
Увеличены также финансовые санкции, которые будут применять органы ГФСУ к плательщикам ЕСВ за нарушение относительно уплаты и отчетности. Сравнительный анализ изменений, внесенных Законом №77 в ст. 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. №2464-VI, приведен в таблице 2.
Таблица 2
Финансовая ответственность за нарушение законодательства о ЕСВ
Нарушение | Административная санкция | |
до 01.01.2015 г. | с 01.01.2015 г. | |
Уклонение от взятия на учет или несвоевременная подача заявления о постановке на учет плательщиками ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» | Штраф в размере 10 НМДГ (170 грн) | |
Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ | Штраф в размере 10%своевременно не уплаченных сумм | Штраф в размере 20%своевременно не уплаченных сумм |
Доначисление ГФСУ или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ | Штраф в размере 5%указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50%суммы доначисленного ЕСВ | Штраф в размере 10%указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50% суммы доначисленного ЕСВ |
Пеня из расчета 0,1% от суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа | ||
Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ | Штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн) | |
Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей) | Штраф в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.
Пеня из расчета 0,1% от суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа |
|
Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности | — | Штраф в размере 10 НМДГ (170 грн) за каждое такое непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не по установленной форме.
За те же действия, совершенные плательщиком ЕСВ, к которому в течение года был применен штраф за данное нарушение, — штраф в размере 60 НМДГ (1020 грн) за каждое такое непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не по установленной форме отчетности |
Как видим, размеры финансовых штрафов беспрецедентные. Но и это еще не все. Административная и уголовная ответственности с 2015 года также увеличены.
Административная ответственность
Усиление административной ответственности коснулось как ответственности за нарушение законодательства о труде, так и ответственности за нарушение законодательства о ЕСВ и пенсионное страхование. Рассмотрим их по отдельности.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде
Соответствующие изменения внесены в ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП).
Напомним!
Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность (ст.9 КоАП).
Для сравнения административные санкции до и после внесения изменений приведены в таблице 3.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде
Нарушение | Административная санкция | |
до 01.01.2015 г. | с 01.01.2015 г. | |
Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме | Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1700 грн) | Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1700 грн).
За повторное в течение года совершение нарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или те же деяния, совершенные относительно несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 100 до 300 НМДГ (от 1700 до 5100 грн) |
Нарушение срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), определенного Законом Украины «Об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные | ||
Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения | ||
Другие нарушения требований законодательства о труде | ||
Нарушение требований законодательных и прочих нормативных актов об охране труда | Штраф на работников от 4 до 10 НМДГ (от 68 до 170 грн)и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 20 до 40 НМДГ (от 340 до 680 грн) | |
Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве | Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физлиц-предпринимателей, использующих наемный труд, и на физлиц, не имеющих статуса предпринимателей и использующих наемный труд, — от 20 до 50 НМДГ (от 340 до 850 грн) | |
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) | — | Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлиц предпринимателей, использующих наемный труд, — от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн).
Повторное в течение года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, — штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлиц-предпринимателей, использующих наемный труд, — от 1000 до 2000 НМДГ (от 17000 до 34000 грн) |
Допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства |
Как видим, за фактический допуск только одного работника к работе без оформления трудового договора (контракта) работодателю в совокупности угрожают санкции (если считать вместе финансовые и административные) в сумме от 45040 грн до 53540 грн — в январе – ноябре 2015 года и от 49840 грн до 58340 грн — в декабре 2015 года!
Административная ответственность за нарушение законодательства о ЕСВ и пенсионном страховании
Административная ответственность усилена и за нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) и общеобязательное государственное пенсионное страхование (далее — пенсионное страхование). Изменения внесены в ст.1651 КУоАП. Анализ изменений приведен в таблице 4 (см. далее).
Таблица 4
Административная ответственность за нарушение законодательства о ЕСВ и пенсионном страховании
Нарушение | Административная санкция | |
до 01.01.2015 г. | с 01.01.2015 г. | |
Нарушение порядка начисления ЕСВ, страховых взносов на пенсионное страхование | Штраф на должностных лиц — от 20 до 30 НМДГ (от 340 до 510 грн).
За те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, — штраф на должностных лиц от 30 до 40 НМДГ (от 510 до 680 грн) |
Штраф должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлицо-предпринимателя или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, — от 30 до 40 НМДГ (от 510 до 680 грн).
За те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, — штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлицо-предпринимателя или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, — от 40 до 50 НМДГ (от 680 до 850 грн) |
Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ, страховых взносов на пенсионное страхование или представление недостоверных сведений, используемых в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных законами Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Об общеобязательном государственномпенсионном страховании» | ||
Нарушение установленного порядка использования и осуществления операций с денежными средствами ПФУ | ||
Неуплата или несвоевременная уплата ЕСВ, страховых взносов на пенсионное страхование, в т.ч. авансовых платежей, в сумме, не превышающей 300 НМДГ (182700 грн)* | Штраф на должностных лиц — от 25 до 50 НМДГ(от 425 до 850 грн).
За действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — штраф на должностных лиц от 100 до 300 НМДГ (от 1700 до 5100 грн) |
Штраф должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлицо-предпринимателя или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, — от 40 до 80 НМДГ (от 680 до 1360 грн).
За те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, — штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлицо-предпринимателя или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, — от 150 до 300 НМДГ (от 2550 до 5100 грн) |
Неуплата или несвоевременная уплата ЕСВ, страховых взносов на пенсионное страхование, в т.ч. авансовых платежей, в сумме свыше 300 НМДГ (182700 грн)* | Штраф на должностных лиц — от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн). За действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — штраф на должностных лиц от 100 до 300 НМДГ (от 1700 до 5100 грн) |
Штраф должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлицо-предпринимателя или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, — от 80 до 120 НМДГ (от 1360 до 2040 грн).
За те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, — штраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физлицо-предпринимателя или лицо, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, — от 150 до 300 НМДГ (от 2550 до 5100 грн) |
Нарушение установленного порядка использования и осуществления операций с денежными средствами накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования | Штраф на должностных лиц — от 300 до 1000 НМДГ (от 5100 до 17000 грн).
За действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — штраф на должностных лиц от 1000 до 3000 НМДГ (от 17000 до 51000 грн) |
* Для целей применения норм административного и уголовного законодательства в чaсти квалификации преступлений или правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается нa уровне налоговой социальной льготы, установленной пп. 169.1.1 р. IV Налогового кодекса Украины для соответствующего года (п. 5 р. XX «Переходных полoжeний» Налогового кодекса Украины).
Уголовная ответственность
Существенно усилена и уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде. Соответствующие изменения Законом №77 внесены в ст.172 Уголовного кодекса Украины. Сравнительный анализ изменений приведен в таблице 5.
Таблица 5
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде
Нарушение | Уголовная ответственность | |
до 01.01.2015 г. | с 01.01.2015 г. | |
Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, или в связи с сообщением им о нарушении требований Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» другим лицом*, а также иное грубое нарушение законодательства о труде | Штраф до 50 НМДГ (до 850 грн) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет.
За те же действия, совершенные относительно несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — штрафот 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арест на срок до 6 месяцев |
Штраф от 2000 до 3000 НМДГ (от 34000 до 51000 грн) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет.
За те же действия, совершенные повторно, или относительно несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — штраф от 3000 до 5000 НМДГ (от 51000 до 85000 грн) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет, или арест на срокдо 6 месяцев |
* Текст добавлено в соответствии с изменениями, внесенными Законом №77.
Усилена уголовная ответственность и за уклонение от уплаты ЕСВ и страховых взносов на пенсионное страхование в соответствии с изменениями, внесенными Законом №77 в ст.2121 Уголовного кодекса Украины.
Таблица 6
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты ЕСВ и страховых взносов на пенсионное страхование
Нарушение | Уголовная санкция | |
до 01.01.2015 г. | с 01.01.2015 г. | |
Умышленное уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на пенсионное страхование, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в ФССденежных средств в значительных размерах* | Штраф от 500 до 1500 НМДГ (от 8500 до 25500 грн) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в ФСС денежных средств в крупных размерах,* — штраф от 1500 до 3000 НМДГ (от 25500 до 51000 грн) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Штраф от 500 до 1500 НМДГ (от 8500 до 25500 грн) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в ФСС денежных средств в крупных размерах*, — штраф от 1500 до 3000 НМДГ (от 25500 до 51000 грн) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
За деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в ФСС средств в особо крупных размерах*, — штраф от 10000 до 25000 НМДГ (от 170000 до 425000 грн) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества | За деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в ФСС денежных средств в особо крупных размерах*, — штраф от 10000 до 25000 НМДГ (от 170000 до 425000 грн) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества | |
Лицо, впервые совершившее деяние, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило ЕСВ или страховые взносы на пенсионное страхование, а также возместило ущерб, причиненный ФСС их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) |
*Для целей применения норм административного и уголовного законодательства в чaсти квалификации преступлений или правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается нa уровне налоговой социальной льготы, установленной пп. 169.1.1 р. IV Налогового кодекса Украины для соответствующего года (п. 5 р. XX «Переходных полoжeний» Налогового кодекса Украины).
Под значительным размером средств следует подразумевать суммы ЕСВ или страховых взносов на пенсионное страхование, которые в 1000 и более раз превышают установленный законом НМДГ (свыше 609000 грн).
Под крупным размером средств следует подразумевать суммы ЕСВ или страховых взносов на пенсионное страхование, которые в 3000 и более раз превышают установленный законом НМДГ (свыше 1827000 грн).
Под особо крупным размером средств следует подразумевать суммы ЕСВ или страховых взносов на пенсионное страхование, которые в 5000 и более раз превышают установленный законом НМДГ (свыше 3045000 грн).