Выгорание — это состояние физического и эмоционального истощения. Время от времени чувствовать себя перегруженным и уставшим от работы нормально. Но если подобные чувства становятся постоянными, несмотря на все усилия справиться с ними, возможно, вы столкнулись с выгоранием, и проблема скрывается в корпоративной культуре.
Исследователи выделяют шесть главных причин выгорания на работе:
- нестабильная нагрузка;
- ощутимое отсутствие контроля;
- недостаточное вознаграждение за усилия;
- отсутствие поддержки от окружающих;
- несправедливость;
- несоответствие ценностей и навыков.
Если вы где‑нибудь когда‑нибудь работали, то, скорее всего, сталкивались со всем этим. Некоторые руководители или не замечают, или не придают совершенно никого значения тому, что подчинённые постоянно находятся в состоянии стресса, депрессии или злости. Некоторым это как будто даже нравится. Но на ранних этапах поиска работы признаки токсичной «культуры выгорания» часто остаются незамеченными. Распознать опасные сигналы помогут следующие советы.
Как заметить признаки «культуры выгорания»
В описании вакансии
Предположить с большой долей вероятности, что в компании вас ждёт выгорание, помогают определённые слова, фразы и другие «маячки» в объявлениях. Вот несколько примеров:
- Культура высокой производительности. Есть сотрудники, которые добиваются успеха на ответственной работе с жёсткими требованиями, но большинству нужна поддерживающая среда, чтобы продуктивно работать дольше пары месяцев.
- Стрессоустойчивость. Если в описании вакансии упоминается стресс, от работодателя лучше держаться подальше. Особенно должны насторожить формулировки типа «умение работать в стрессовой ситуации». Это значит, что в компании знают о выгорании сотрудников, но считают, что проблема в людях, а не в условиях труда.
- Способность работать под давлением. Не вариант по тем же самым причинам, что и стрессоустойчивость.
- Ищем «рок‑звезду» или «ниндзя». Такой фразе не место в объявлении, если только Metallica не ищет нового басиста. Настоящие рок‑звёзды не особо сильны в бумажной работе, совещаниях по итогам первого квартала и тимбилдинг‑тренингах каждую среду. Как и ниндзя. Работодатели, использующие подобные описания, похоже, сами не представляют чётко, сотрудник с какой квалификацией им требуется. И звучит это так, будто им нужен кто‑то, кого можно просто использовать в своих интересах.
- Мы семья. Такая фраза может указывать на то, что в коллективе отсутствуют всякие границы. Семья не платит вам деньги, чтобы вы приходили домой и на торжества, но требует верности и преданности иного рода, которых работодатель требовать не вправе.
- Отсутствие упоминания о зарплате. Это может означать, что в компании нет открытой и справедливой системы оплаты труда. А если речь о работе в офисе без гибкого графика, скорее всего, есть ещё и проблемы с доверием.
- «Вечное» предложение. Если вы видите одну и ту же вакансию, которая регулярно появляется или долго не закрывается, то либо вакансия ненастоящая, либо работа настолько неприятная, что никто на неё не соглашается.
В процессе трудоустройства
Работодатели, который ищут стрессоустойчивых бухгалтеров-«ниндзя», на самом деле экономят время вдумчивым соискателям, потому что сразу дают понять: отправлять резюме им не стоит. Но часто токсичные компании хорошо маскируются, и всё выглядит так, будто они предлагают нормальную позицию в обычном офисе. Опасные «звоночки» появляются только в процессе трудоустройства.
Собрать правдивую информацию о компании помогут отзывы сотрудников, например на HeadHunter, других тематических сайтах или в соцсетях. Если с корпоративной культурой что‑то не так, скорее всего, кто‑то уже рассказал об этом публично.
Процесс, который предшествует собеседованию, также говорит о многом. Непрофессиональные или откровенно грубые письма и несвоевременные ответы могут указывать на беспорядок в компании и неуважение к соискателям или на то и другое сразу. Путаница с тем, какие обязанности вам предстоит выполнять, отсутствие ясности, с кем вы можете поговорить об этом или когда и где пройдёт интервью, — всё это тоже признаки неорганизованности, а неорганизованные офисы часто заполнены выгоревшими сотрудниками.
Другой тревожный сигнал — вас приглашают на собеседование необоснованно быстро. Это может говорить о проблемах с планированием в компании, и если вы всё-таки согласитесь на работу в ней, вам придётся тушить бесконечные «пожары».
На собеседовании
Этот этап — ваш шанс по‑настоящему исследовать обстановку в компании и почувствовать, насколько вы в неё впишитесь. Но сначала нужно обратить внимание на общую атмосферу. Сотрудники выглядят счастливыми? Кто‑нибудь в приёмной шепчет вам «беги»?
Есть условия работы, которые деморализуют всех без исключения. А есть такие, которые отлично подходят одному сотруднику и вызывают ужас у другого. Поэтому на собеседовании надо спрашивать о том, что вас серьёзно волнует. Это утверждение банально, но оно правдиво: вы «собеседуете» компанию точно так же, как она собеседует вас.
Эксперты советуют задавать вопросы, связанные с каждой из шести причин выгорания на работе. Например:
- Сколько длится стандартное рабочее время? Как часто сотрудники работают по выходным? Как в компании определяют приоритетность задач и избегают перегрузки? (Нестабильная рабочая нагрузка.)
- Я могу решать самостоятельно, когда выполнять свою работу в течение дня? Как в компании распределяют задачи и устанавливают сроки? (Отсутствие контроля.)
- Каким критериям нужно соответствовать, чтобы получить повышение? Как часто сотрудники переходят на более высокую должность? Компания оплачивает курсы повышения квалификации? (Недостаточное вознаграждение.)
- Как вы даёте сотрудникам обратную связь? Как в компании справляются с конфликтами? Как бы вы описали общее настроение в коллективе? (Отсутствие поддержки.)
- По каким показателям в компании оценивают сотрудников? Кто и как рассматривает вопросы о повышении? (Несправедливость.)
- Как должность связана с миссией компании? Как работа команды влияет на цели компании? (Несоответствие ценностей и навыков.)
Если ответы на вопросы кажутся слишком размытыми, не стесняйтесь спрашивать о конкретных примерах. Даже если вопрос вызывает у вас дискомфорт, его стоит задать. Например: «Что вы делаете, если сотрудник допускает ошибку?»
Внимательно слушайте ответы и ищите признаки уклончивости, нетерпения и нечестности. Когда вы задаёте конкретные вопросы, то должны получать простые ответы. Если ваш вопрос стал неожиданностью и собеседник не знает, что сказать, вы должны услышать вежливое «Я всё узнаю и обязательно вам передам», а затем действительно получить ответ.
Идеальной работы не существует. Выгорание может настигнуть вас даже на самой прекрасной должности в самом прекрасном офисе. Но чем внимательнее вы будете при трудоустройстве, тем больше шансов найти работу, на которой оно вам не грозит уже в первые месяцы.