Ассортимент смазочных материалов для автомобилей очень широк и включает материалы, которые различаются по составу, вязкости, эксплуатационным характеристикам. Все смазки можно разделить на две основные группы: моторные и трансмиссионные. Для автомобильных двигателей нужно купить моторное масло, которое будет снижать интенсивность трения механизмов, охлаждать агрегат, а также очищать его от загрязнений и продуктов сгорания топлива. Для коробки передач понадобится другая смазка. Она отличается от моторного масла по составу и свойствам, рассчитана на эксплуатацию в механических и автоматических трансмиссиях. Несмотря на эти различия, некоторые автовладельцы считают, что моторные масла можно заливать и в трансмиссию. Так ли это на самом деле? Разберемся далее.
Чем моторное масло отличается от трансмиссионного?
Основу обеих жидкостей составляет минеральное, синтетическое, полусинтетическое и гидрокрекинговое масло. Но в трансмиссионной и моторной смазках содержится разный набор присадок. И эти вещества вполне способны нанести серьезный ущерб механизмам и устройствам.
Моторное масло Motul 5W-40 и другие составы для автомобильного двигателя предназначены для специфических условий работы:
- при повышенных температурах;
- при существенных температурных перепадах;
- в условиях экстремальных нагрузок;
- при контакте с продуктами сгорания горючего.
Составы маркируются определенным набором букв и цифр, обозначающих их основные рабочие характеристики.
Трансмиссионные жидкости в процессе эксплуатации не подвергаются таким интенсивным температурным воздействиям, не контактируют с агрессивными средами. Однако смазка для трансмиссии должна выдерживать высокие нагрузки, поэтому она имеет более плотную структуру. За счет более высокого показателя вязкости материал образует на контактирующих поверхностях деталей и комплектующих стойкую защитную пленку. Она выполняет такие задачи:
- обеспечивает отвод тепла от нагревающихся деталей и механизмов;
- очищает поверхности и полости узла от загрязнений и продуктов износа;
- снижает уровень трения и способствует более тихой работе трансмиссии.
Смазки для КПП имеют большой срок годности. В некоторых автомобилях коробки передач не оснащены сливным клапаном, то есть залитая в них при заводской сборке смазка остается в механизмах в течение всего срока эксплуатации транспортного средства.
Как отличить моторное масло от трансмиссионного?
При покупке жидкости в заводской упаковке проблем с распознаванием смазок не возникнет. На таре производитель указывает назначение материала и его основные рабочие характеристики. Но если возникает необходимость определить тип уже залитой в механизм жидкости, то можно ориентироваться на такие критерии:
- Цвет. Моторное масло желтоватого цвета, а в трансмиссионные смазки нередко добавляют красящие пигменты, которые придают им красноватые, желтоватые или зеленоватые оттенки.
- Запах. Трансмиссионные жидкости пахнут серой. Но если материал хранится в открытой таре, то запах становится практически неразличимым.
- Структура. Трансмиссионное масло образует более плотный слой, сложнее распределяется по поверхностям. Смазка для ДВС более текучая и эластичная.
Масла для ДВС и КПП следует использовать строго по назначению. Иначе ресурс механизмов сократится, в их работе начнутся сбои.