Январь 2015 года. СМИ заполнены статьями о провале налоговой реформы, с текстом которой большинство депутатов смогли ознакомиться лишь в ночь с 27 на 28 декабря 2014-го. Пришедшие из бизнеса депутаты и чиновники обещают приложить максимум усилий, дабы подобное не повторилось: внести изменения в Налоговый Кодекс за полгода, как того требует законодательство.
Прошел почти год. Ответственный за запуск налоговой реформы Минфин действительно прилагает максимум усилий. Только направлены они в несколько иное «русло»: на засекречивание текста своего законопроекта и критику альтернативного варианта изменений Налогового Кодекса.
InternetUA попытался выяснить, почему до сих пор официально не опубликован текст минфиновского законопроекта о налоговой реформе.
Документ для избранных
Минфиновскую концепцию презентовали Национальному совету реформ в сентябре. Проект не получил одобрения и был отправлен на доработку. Напомним, в первоначальном проекте Минфина предлагалось установить на уровне 20% ставки основных налогов (НДС, на прибыль, НДФЛ и ЕСВ). Упрощенная система налогообложения, по мнению ознакомившихся с засекреченным документом экспертов, частично ликвидировалась.
13 октября заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный вариант налоговой реформы Минфина будет готов к ноябрю. В начале этого месяца ведомство его действительно презентовало. Но только очень ограниченному кругу лиц. Каждое министерство получило проект в бумажном виде на 639 страницах с водяным знаком своего ведомства.
На прошлой неделе Министр финансов Наталья Яресько сообщила, что ведомство планирует подать в ВР новый Налоговый кодекс и проект государственного бюджета на 2016 год в ближайшие недели.
Документы до сих пор не опубликованы на сайте Минфина. О норме законодательства, по которой орган исполнительной власти обязан обнародовать текст своего проекта закона для общественного обсуждения минимум за месяц до вынесения в ВР, в Минфине почему-то забыли. Амнезия – порой очень полезная «вещь».
После заявления Министра финансов наше издание запросило в Минфине тексты проектов.
В ответ получили повествование о цветении сакуры на горе Фудзияма.
Схожий запрос еще 12 ноября направили в Минфин члены его же Общественного Совета, которых по непонятным причинам не ознакомили с содержанием документов.
По словам члена Общественного Совета при Минфине, координатора «Нова Країна» Тараса Козака, ответ из ведомства пока не получен:
– Ми вважаємо, що Громадська Рада при Мінфіні повинна мати доступ до цієї інформації. Тому й направили запити. Але, мабуть, у представників Мінфіну інша точка зору. На жаль, вони не бачать в нас своїх партнерів. Більш того, ми бачимо і чуємо, – вважають нас лише безвідповідальними крикунами. Депутати, від яких також приховують тексти документів, ймовірно, теж не заслуговують довіри Мінфіну. Хоча саме на них буде покладено відповідальність за прийняття змін.
З серпня нам регулярно повідомляють, що проекти практично готові. Три місяці чуємо одні лише обіцянки. Чому документи досі засекречені? Думаю, за мінфінівський законопроект податкової реформи практично не буде голосів у ВР. Раніше відомству вдавалося провести через парламент неконструктивні зміни шляхом маніпулювання. Вважаю, що тепер такий підхід вже не спрацює. Тому, ймовірно, зараз Мінфін націлений на формування бюджету 2016 року на основі нинішнього Податкового Кодексу. Такий варіант Мінфіну більш вигідний, ніж ліберальний кодекс.
В конце прошлой недели экспертов и журналистов пригласили на дебаты «Какая налоговая реформа даст импульс для развития экономики». По задумке организаторов на мероприятии должны были сравниваться два проекта налоговой реформы: минфиновский и парламентский. Из-за отсутствия первого дебаты превратились в попытки выяснения у представителей Минфина норм, заложенных в их новый проект. Последние держались стойко. Ничего нового слушателям выяснить не удалось.
Николай Чмерук, директор департамента налоговой, таможенной политики и методологии Минфина:
– Законопроект вскоре будет. Наш проект существенно не отличается от комитетского в части администрирования. Мы готовы рассматривать радикальные предложения, но они должны подаваться вместе с пенсионной, медицинской и образовательной реформами. В данный момент не можем снизить ставки.
Тарас Качка, уполномоченный по вопросам предпринимательства при ГФС:
– Не могу сказать, есть ли в проекте определенные нормы, поскольку недолго держал в руках секретный проект кодекса. Но он есть.
Слабыми аргументами представителей Минфина воспользовались их оппоненты из парламента, которые не упускали случая потроллить “ответственную позицию Минфина”.
Татьяна Острикова, народный депутат, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики:
– На встрече с министром финансов США Джейкобом Лью члены нашего комитета задавали ему вопрос, может ли он себе представить ситуацию, при которой министерство финансов США разрабатывает налоговую реформу втайне от Конгресса, и к середине ноября проект такой реформы отсутствует, а, соответственно, неизвестно, на какой базе будет рассчитываться бюджет следующего года. Американские участники встречи были, мягко говоря, озадачены подобными вопросами и ответов на них просто не нашли.
Детали – на видео с мероприятия.
К сожалению, в последнее время дипломатия общения некоторых госорганов с общественностью и СМИ напоминает схему «свалять дурочку» из гениальной интермедии Аркадия Райкина «Насосы и колеса». Так же как и в интермедии чиновники по ряду причин не желают сказать правду и подменяют ее гениальными отписками и отговорками.
Официальная причина прибалтийской неспешности Минфина – ведомство якобы не может опубликовать документ без согласования с МВФ. В кулуарах уже иронизируют: благо, что Минфин не посчитал нужным согласовать текст со всеми кредиторами Украины, в том числе и РФ.
Мы поинтересовались у юристов, какая ответственность предусмотрена в законодательстве за невынесение законопроекта на общественное обсуждение органом исполнительной власти.
Артем Афян, адвокат, управляющий партнер АО «Юскутум»:
– Украинские законы часто ругают. Но чаще всего они не столько плохи, сколько не обязательны к исполнению. Это как раз относится и к нормам по опубликованию законопроектов. Отсутствует обязательный элемент нормы – санкция за невыполнение. Более того, нельзя предусмотреть никаких последствий. Мы не можем сказать, что акт, принятый с такими нарушениями, является недействительным. Думаю, что попытка утвердить такой тезис в суде обречена на провал уже как минимум потому, что если суд признает этот принцип, у нас тут же слетит половина законодательной базы. Поэтому мы не можем предотвратить такого пренебрежения действующими правилами.
При этом речь идет о стержневом для бизнеса нормативно-правовом акте. Уже заканчивается год, а бизнесмены не могут спланировать свою деятельность в следующем году. Для тех, кто думает закрыть свой бизнес в Украине в этом году, это лишний и очень серьезный аргумент. Те, кто пытается строить бизнес в нашей стране, вынужден до последнего пребывать в стрессе. Вместо налоговой реформы нам предлагают налоговые сюрпризы. Я думаю, что частичное падение экономики, которое мы ощутили в этом году, было, среди прочего, обусловлено внезапными, а иногда просто непродуманными, изменениями налогового законодательства. Наше правительство в вопросе налоговой реформы идет по незаконному и глупому пути. К сожалению, это только подтверждает слабость нынешнего государственного аппарата: непонимание последствий своих действий при неуважении к процедурам.
Почему же Минфин пренебрегает нормами законодательства? В редакцию InternetUA попали отрывки минфиновского законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно проведения налоговой реформы». Ознакомившись с ними, эксперты сообщили, что предлагаемые изменения публиковать опасно. Если, конечно, Минфин не желает заранее вывести малый и средний бизнес на акции протеста.
Даниил Монин, соавтор либеральной налоговой реформы, архитектор Oblik-Saas:
– Прочитав выдержки из минфиновского законопроекта о налоговой реформе, понял, почему его текст не публикуется. Согласно законопроекту, новая упрощенная система изначально не предполагает возможность работать юридическим лицам и также возможность работать с НДС. Также любая мелкооптовая торговля и мелкое производство, работающее на упрощенной системе получит сначала цену 20% с НДС и затем еще налог с оборота, который будет равен 4% в 2016 году, 8% в 2017 году и 12% с 2018 году. Судите сами. Вот выдержки из секретных материалов:
1) група «А» – фізичні особи – підприємці, які не використовують працю найманих осіб, здійснюють виключно роздрібний продаж товарів торговельних місць на ринках та/або провадять господарську діяльність з надання побутових послуг населенню і обсяг доходу яких протягни календарного року не перевищує 300000 гривень;
2) група «В» – фізичні особи – підприємці, які відповідають сукупності таких критеріїв:
не використовують працю найманих осіб або кількість осіб, які перебувають з ними у трудових відносинах, не перевищує 10 осіб;
річний обсяг доходу не перевищує 2000000 гривень;
Реєстратори розрахункових операцій застосовуються платниками єдиного податку:
групи «А» – з 1 січня 2019 року;
групи «В» – з 1 липня 2016 року.
Базою оподаткування для платників єдиного податку групи «В» є оподатковуваний дохід, який розраховується як різниця між отриманим доходом, визначеним відповідно до вимог цього розділу та зменшеним на суму податкової соціальної пільги відповідно до підпункту 163.1.1 пункту 163.1 статті 163 розділу V цього Кодексу, та витратами, визначеними шляхом застосування до суми отриманого доходу коефіцієнта.
Розмір коефіцієнта складає:
0,8 – у 2016 році;
0,6 – у 2017 році;
0,4 – у 2018 та подальші роки.
Ранее мы писали, что в некоторых кругах рассматривается сценарий, по которому предусматривается в ходе первого чтения «побудить» депутатов отклонить парламентский законопроект. Далее вынести в ВР минфиновский проект вместе с бюджетом без предварительного обсуждения.
В ходе различных недавних круглых столов эксперты регулярно предостерегали от такого развития событий. Депутаты заверяли, что в этот раз не поддадутся на манипуляции Минфина.
Леонид Рубаненко, президент «Союза налоговых консультантов Украины»:
– К сожалению, сейчас бизнес и депутаты более готовы к реформам, чем исполнительная власть. Есть альтернативный парламентский законопроект. Мы очень ждем официально обнародованный, не зарегистрированный, а еще раз подчеркну, обнародованный проект налоговой реформы от Министерства финансов. Общество готово его анализировать. Очень надеемся, что не повторится сценарий прошлого года и депутаты продемонстрируют свою ответственную позицию.
Андрей Журжий, народный депутат, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики:
– Очень большой риск того, что налоговая реформа может не состояться, потому что есть полярные точки зрения. Так как Минфин до сих пор не зарегистрировал свой законопроект, мы не можем начать дискуссию, искать компромисс. Остается очень мало времени. Одной ночи, как в прошлом году, будет недостаточно. Поэтому чем раньше Минфин опубликует свой проект, тем больше шансов, что мы успеем согласовать позиции до Нового года.
Минфин раздал всем министерствам свое видение сокращения расходов госбюджета. К сожалению, пока многие ведомства не только не готовы к снижению затрат, но и требуют их повышения. Должна быть воля и президента, и премьера к реальному сокращению затрат. Когда всем заинтересованным лицам будет донесено, что другого пути нет. К сожалению, пока проявления этой воли не наблюдаем.
Каким же будет январь 2016 года для бизнеса? СМИ вновь будут заполнены статьями о провале налоговой реформы? Депутаты и чиновники опять станут каяться и обещать приложить максимум усилий…. ? Ответственность за срыв налоговой реформы возложат на мелких исполнителей или вовсе забудут о ней? Предприятия продолжат мигрировать в тень или за рубеж, увозя сотрудников, доходы и налоги? Или Украину ждет очередная революция, только не достоинства, а виселиц? Ответы на эти вопросы зависят уже не от депутатов и чиновников Минфина, а от президента и премьера.
Источник материала: Интернет ЮА