Трансграничная интернет-торговля в мире стремительно развивается. Однако украинцы активны пока только в импорте. Они покупают миллионы товаров на международных торговых площадках AliExpress, eBay, Amazon. До недавнего времени возможности экспорта через каналы интернет-торговли почти не рассматривались всерьез. Но после трехкратной девальвации гривни и снижения покупательной способности украинцев наши предприниматели начали интересоваться возможностями экспорта. Производители серьезно начали задумываться о выходе за границу.
У малого и среднего бизнеса есть трудности с большими инвестициями, которых требует старт традиционного offline-экспорта. Среди них: участие в выставках; поиск дистрибьютора; привлечение специалистов внешнеэкономической деятельности для оформления таможенных формальностей, получения сертификаций на партии товара для каждой отдельной страны; транспортировка сразу большого количества товара на склад за рубежом без гарантии его полной реализации и т.п. Новые возможности, которые открывает е-commerce канал, более доступны и понятны.
Именно поэтому в 2016 году тренд продавать товар через интернет напрямую потребителю стал более заметным. Так, Укрпочта отмечает значительный рост именно экспортного трафика. За 2016 год экспорт в наиболее популярной категории отправлений – мелкие пакеты и бандероли – вырос на 24% по сравнению с результатами 2015 года.
Украинские компании, которые имеют стабильное производство потребительских товаров, могут организовать свою экспортную деятельность двумя способами:
– торговать через собственный веб-сайт без привлечения торговых площадок;
– выставлять товары на мировых торговых платформах.
Бесспорно, определенную роль играют маркетинговые активности компании для привлечения потребителей. Но организационные детали международной торговли от имени украинского юридического лица в адрес любого потребителя в мире тоже очень важны.
Итак, если у предпринимателя уже есть собственный интернет-магазин, организовать экспорт товаров в другие страны через него достаточно легко. Дополнительно следует решить следующие вопросы:
– настроить прием оплаты за товар;
– организовать доставку;
– подготовиться к прохождению валютного контроля (только если ваш товар в рамках одного отправления стоит более €150);
– учесть особенности налогообложения.
Получаем оплату из-за границы в гривне
Получать оплату за товар практически из любой точки мира возможно благодаря банковской услуге “международный интернет-эквайринг”. Это услуга приема оплаты персонифицированных банковских дебетовых и кредитных карт различных валют мира через интернет. Ее предоставляют украинские банки.
Чтобы подключить услугу, необходимо иметь действующий банковский счет в любом банке Украины (банк действующего счета и банк предоставления услуги международного интернет-эквайринга могут не совпадать). Затем нужно подписать дополнительный договор на подключение услуги международного интернет-эквайринга, установить на сайт своего интернет-магазина техническое приложение (например, компании Platon), которое помогает принимать оплату от покупателя почти в любой валюте мира.
Сумма комиссии за такую услугу составляет до 3% от суммы сделки. Однако при больших объемах транзакций комиссия может быть уменьшена. В момент оплаты клиентом товара сумма фиксируется по текущему курсу и уже на следующий день перечисляется на счет компании-экспортера в гривне.
Особенности доставки
Организовать доставку товаров в любую точку мира достаточно легко из любого отделения той же Укрпочты. Ее сеть насчитывает более 11 500 отделений по всей территории Украины.
Кроме доступной логистики почтовый канал имеет преимущества для транспортировки вашего товара покупателю.
1. В большинстве стран мира на товар, который пересылается в формате почтовых и экспресс-отправлений, действует правило беспошлинного лимита. Например, в США такой лимит составляет $800 на посылку, в Казахстане – €1 000, в странах ЕС – €22. Это значит, что покупатель до суммы лимита не платит никаких таможенных платежей и налогов. Когда лимит превышен, получатель платит налог на разницу между стоимостью посылки и установленным лимитом. Это делает такой вариант шопинга достаточно привлекательным.
2. Почтовыми отправлениями можно беспроблемно пересылать большинство потребительских товаров (одежду, косметику, декор, товары для дома, даже продукты питания до 10 кг в упаковке изготовителя и драгоценные ювелирные украшения) без необходимости получать дополнительную сертификацию на товар. Это значительно экономит время, усилия и финансы экспортеров.
Однако чтобы убедиться, нет ли каких-то дополнительных ограничений на пересылку конкретного товара в конкретную страну, рекомендуется перед отправкой изучить список предметов, запрещенных к пересылке. Такой перечень есть на сайтах почтовых операторов.
3. Почтовый канал доставки удобен с точки зрения упрощенного оформления таможенных формальностей. Для этого следует заполнить таможенную декларацию на отправку: для мелких пакетов – CN22, посылок – СN23 и адресный ярлык СP71. Дополнительно заполняются коммерческие инвойсы и бланки заказа из интернет-магазина. Некоторые системные отправители дорабатывают свои бухгалтерские программы так, что весь пакет необходимых документов формируется автоматически, после того как покупатель оформил заказ на сайте. Если стоимость товара в адрес одного покупателя составляет более €150, следует также оформить грузовую таможенную декларацию (ГТД).
С таким пакетом документов отправление готово к экспорту в любой уголок мира.
Страшный валютный контроль
Большинство компаний пугаются, когда слышат “валютный контроль”. Однако валютный контроль банками осуществляется только в случаях отправления посылок стоимостью более €150. Физически процесс проходит так: после того как отправитель сформировал отгрузку с полным вышеуказанным пакетом документов на отправку, включая ГТД, отдел валютного контроля банка, в котором обслуживается экспортер, запрашивает у отправителя пакет документов. Отправитель предъявляет заверенную печатью копию реестра всех транзакций по услуге интернет-эквайринга, а также вышеуказанные коммерческие инвойсы на каждое отправление (с печатью компании). У некоторых банков уже реализован прием скан-копий этих документов.
Как устроено налогообложение
Несколько слов об особенностях налогообложения такого вида деятельности.
Вывоз товаров на экспорт является объектом налогообложения НДС (подпункт “г” пункта 185.1 Налогового кодекса). Операция облагается нулевым НДС и оформляется налоговая накладная (пункт 187.1 НК). Налоговая накладная составляется в день возникновения налоговых обязательств, то есть на дату составления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения товарами таможенной границы Украины (пункт 187.1 НК). Получение от нерезидента предоплаты (аванса) за экспортные товары не меняет сумму обязательств по НДС для экспортера, то есть налоговую накладную на дату аванса не составляют (пункт 187.11 НК)
Налоговая накладная формируется только для отправлений стоимостью более €150. CN22/CN23 с печатью специальной таможни Укрпочты (или другой службы доставки) являются подтверждающими документами для налоговой о том, что товар покинул территорию Украины.
Юлия Павленко, инициатор проекта Е-Export School от Укрпочты
Ирина Дробязко, главный бухгалтер JEUNESSE UKRAINE
Источник: Лига