Министерство финансов Украины начало работу над законопроектом о налоге на выведенный капитал
Активно говорить о налоге на выведенный капитал в Украине начали еще в конце 2015 года, когда велась подготовка к принятию бюджета-2016 и соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Тогда в сентябре 2015 года на заседании Национального совета реформ при президенте Украины был рассмотрен законопроект №3357 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации”, где предлагалось перейти на налог на распределенную прибыль (или налог на выведенный капитал).
В дальнейшем инициатива о налоге на выведенный капитал обсуждалась неоднократно. В итоге 21 декабря 2016 года Верховной Радой был принят закон №1797-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине”, который возложил на Кабинет Министров обязательство по разработке и внесению в парламент законопроекта о налоге на выведенный капитал не позднее 1 июля 2017 года. В марте 2017 года было заявлено о создании соответствующей рабочей группы.
Что такое налог на выведенный капитал
Налог на выведенный капитал не является изобретением отечественного законодателя. Данная модель налогообложения функционирует с 2000 года в Эстонии, и не в последнюю очередь благодаря ей это государство вот уже не первый год занимает верхние строки в рейтинге Doing Business. Также Эстония имеет самую конкурентоспособную налоговую систему в мире согласно Индексу международной налоговой конкурентоспособности. Не удивительно, что по стопам Эстонии решила последовать не только Украина, но и другие государства. Например, с 1 января 2017 года налог на выведенный капитал был внедрен в Грузии.
Коренным отличием налога на выведенный капитал от налога на прибыль является то, что он не взимается с прибыли, полученной налогоплательщиком, пока она не будет распределена собственникам в виде начисленных дивидендов или путем осуществления приравненных к распределению прибыли платежей и операций (то есть пока капитал не будет выведен).
Какие же операции могут считаться приводящими к выводу капитала? Например, опубликованным 26 октября 2016 года неофициальным текстом законопроекта “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал” предусмотрен перечень платежей и операций, приравненных к выводу капитала (практически аналогичный перечень содержит и законопроект №3357).
В частности, в него попали выплаты по долговым обязательствам в пользу связанных лиц-нерезидентов; роялти; страховые выплаты нерезидентам; инвестиции в объекты за пределами Украины; нецелевые выплаты неприбыльных организаций. Кроме того, к указанным операциям приравниваются такие выплаты при ведении деятельности с неплательщиками налога на выведенный капитал как предоставленная им финансовая помощь; безоплатное предоставление им товаров и услуг, а также выполнение работ; безнадежная (дебиторская) задолженность за поставленные им товары, работы и услуги; перечисленные в их пользу взносы в уставный капитал, совместную деятельность и доверительное управление. Отдельные операции предусматривают доначисление налога.
Таким образом, указанный перечень весьма обширен и минимизирует возможности налогоплательщиков по уходу от уплаты налога на выведенный капитал. Однако отдельные его пункты нуждаются в пересмотре и доработке. К примеру, приравнивание инвестиций в зарубежные компании к выводу капитала лишь создаст неудобства для бизнеса.
Стоит отметить, что существующие на сегодняшний день инициативы по ставкам налога на выведенный капитал стимулируют распределение прибыли в форме дивидендов, к которым будет применяться ставка в 15%. Для остальных видов платежей предусмотрена ставка в 20%. Однако данный вариант не является окончательным, так как Министерство финансов все еще “лелеет” идею введения единой ставки в 20% независимо от формы распределения прибыли, что было бы не лучшим исходом для бизнеса.
Преимущества
Принятие Закона о налоге на выведенный капитал должно разрешить ряд проблем, существующих на сегодняшний день в украинской налоговой системе в контексте налога на прибыль. К примеру, для расчета объекта налогообложения при налоге на прибыль в качестве базового показателя применяется финансовый результат с последующей корректировкой на разницы, что всегда сопряжено с риском предъявления претензий со стороны контролирующих органов, даже несмотря на принцип правомерности решений налогоплательщика.
Расчет налога на выведенный капитал значительно упрощен, ведь он базируется на стоимости операций, что снижает вероятность ошибок со стороны налогоплательщика, а следовательно, и возможности контролирующих органов по доначислению обязательств. Для целей налога на выведенный капитал не применяются определения отрицательного значения объекта налогообложения, доходов и т. д., соответственно, эти элементы также не будут проверяться. Кроме того, взимание налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль упростит и другие аспекты администрирования, ведь операции между плательщиками налога в данном случае не являются объектом контроля. Так, проверке подлежат только операции с неплательщиками налога на выведенный капитал, например нерезидентами и физическими лицами.
Еще один важный момент — налог на выведенный капитал сделает фискальную систему более справедливой и уравняет налогоплательщиков. К примеру, на сегодняшний день взимание налога на прибыль в силу злоупотребления оптимизационными схемами со стороны некоторых налогоплательщиков приводит к неравномерному распределению фискальной нагрузки, которая переносится на лиц, сознательно исполняющих свои налоговые обязательства. А налог на выведенный капитал попросту сделает ненужными многие схемы по налоговому планированию.
Наконец наиболее очевидным преимуществом нового налогового режима станет возможность “безболезненного реинвестирования” в хозяйственную деятельность и решение проблемы нехватки оборотных средств для бизнеса.
Недостатки
Однако у налога на выведенный капитал существует и обратная сторона. Основным аргументом его противников является недополучение государственным бюджетом значительных сумм налоговых поступлений. Также они указывают на то, что новый режим будет дискриминировать нерезидентов в сравнении с резидентами (если распределения прибыли от одного резидентного плательщика налога на выведенный капитал в пользу другого плательщика-резидента не будут объектом налогообложения, а аналогичные по сути распределения, но осуществленные в пользу нерезидентов — будут). Возможно и увеличение числа налоговых деклараций, если налоговый период будет установлен сроком в один месяц, хотя и ожидается упрощение их формы в связи с более простой системой расчета налоговых обязательств.
Согласно закону №1797-VIII окончательный вариант законопроекта о налоге на выведенный капитал должен быть разработан и представлен на рассмотрение парламента до 1 июля 2017 года. Он может стать переломным этапом в либерализации отечественной налоговой системы и препятствовании оттоку средств за рубеж. То, насколько успешно данная концепция будет реализована, зависит от определения платежей и операций, которые будут приравниваться к выводу капитала — их перечень должен быть ограниченным и не лишать бизнес части прибыли при осуществлении экономически обоснованных операций. Важно, чтобы конечная версия законопроекта учитывала интересы как государства, так и бизнеса, ведь лишь этот баланс сможет наконец обеспечить стабильность налоговой системы, которой так не хватает Украине со времен обретения независимости.
По материалам: “Дело”