Кассовый аппарат — непременный атрибут многих предприятий. И, кажется, бухгалтеры выучили уже давно все, что следует знать о его применении. Но вот нечасто бухгалтеры регистрируют и снимают с регистрации РРО. Поэтому касательно данного момента и возникает больше всего вопросов. Сегодня расскажем о причинах и порядке снятия с регистрации кассового аппарата
Перечень случаев, когда проводят отмену регистрации РРО, приведен в п. 1 гл. 4 р. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), который прилагается, утвержденного приказом Миндоходов Украины от 28.08.2013 г. № 417 (далее — Порядок № 417). Итак, РРО снимают с регистрации, когда:
1.Субъектом хозяйствования (далее — СХ) подано заявление об отмене регистрации РРО по форме № 4-РРО (приложение 4 к Порядку № 417).
2. РРО похищен.
3. Изменен владелец РРО.
4. Истек срок службы РРО, указанный в паспорте (формуляре) РРО.
5. Истекли прописанные законодательством сроки эксплуатации РРО.
6. РРО применяется не по сфере применения, определенной Государственным реестром РРО.
- Выявлено несоответствие модификации, конструкции и/или версии внутреннего программного обеспечения РРО, включенных вГосударственный реестр РРО.
8. Учредительные документы СХ согласно судебному решению признаны недействительными.
9. Существует судебное решение о ликвидации СХ-банкрота.
10. Существует судебное решение о прекращении СГ, не связанное с банкротством.
11. Предприниматель умер, или такое лицо объявили умершим, признали недееспособным или без вести отсутствующим, ограничили его гражданскую дееспособность.
12. В ГФС Украины есть данные из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей о государственной регистрации прекращения СХ.
Отмена регистрации РРО в первых трех вышеприведенных случаях осуществляется по заявлению СХ (приложение 4 к Порядку № 417). В иных ситуациях кассовый аппарат снимают с регистрации или по заявлению СХ, или принудительно по решению органа ГФС Украины по месту его регистрации.
Отметим!
Перед тем, как отменять регистрацию РРО, его следует распломбировать в ЦСО, с которым у СХ есть договор о техническом обслуживании и ремонте данного РРО. Вместе с тем данная процедура, по возможности, проводится и для кассовых аппаратов, касательно которых органом доходов и сборов принято решение о принудительной отмене регистрации.
При самостоятельном снятии РРО с регистрации необходимое заявление СХ подает в орган ГФС Украины по месту регистрации данного кассового аппарата (п. 3 гл. 4 р. ІІІ Порядка № 417).
В самом заявлении об отмене регистрации РРО следует указать способ получения справки об отмене регистрации РРО (ф. № 6-РРО — см. приложение 6 к Порядку № 417), а именно: по почте или непосредственно в органе доходов и сборов.
Кроме вышеупомянутого заявления, в орган ГФС Украины следует подать и справку ЦСО о распломбировке РРО (кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения РРО документации производителя) и регистрационное удостоверение кассового аппарата.
Если же РРО похитили, то, кроме вышеупомянутых документов, СХ должен подать и копию соответствующего документа МВД Украины о факте совершения кражи.
Чиновники органа ГФС Украины в течение пяти календарных дней со дня получения заявления об отмене регистрации РРО, справки ЦСО о распломбировке РРО и регистрационного удостоверения или решения органа доходов и сборов об отмене регистрации РРО проводит отмену регистрации РРО путем внесения регистрационной записи в информационную систему. Решение об отмене регистрации РРО оформляют по форме № 5-РРО (приложение 5 к Порядку № 417).
После этого СХ получает справку об отмене регистрации, что и будет подтверждать отмену регистрации кассового аппарата.
В случае если регистрация РРО была отменена по решению органа ГФС Украины, то копию справки об отмене регистрации направляют ЦСО, осуществлявшим обслуживание данного кассового аппарата.
В ситуации принудительной отмены регистрации РРО (а именно в случаях №№ 6–12 из вышеприведенного перечня) орган ГФС Украины по месту регистрации РРО не позднее одного месяца со дня возникновения оснований для отмены регистрации РРО принимает решение об отмене регистрации РРО. Правда, лишь в том случае, когда СХ так и не подало заявление на снятие РРО с регистрации (п. 5 гл. 4 р. ІІІ Порядка № 417). В данной ситуации СХ не будет предупреждено об отмене регистрации РРО.
Однако бывает, когда налоговики должны предупредить СХ о необходимости отмены регистрации РРО. Так, орган ГФС Украины по месту регистрации РРО предупреждает СХ об истечении срока службы РРО, определенного в паспорте (формуляре) РРО или окончании определенного законодательством срока эксплуатации РРО, за месяц до наступления данного срока. Предупреждение должно прийти в письменной форме за месяц до наступления срока отмены регистрации. После получения такого уведомления именно СХ должен отменить регистрацию РРО.
Информацию об истечении срока службы РРО или срока эксплуатации РРО вы можете почерпнуть из документов к РРО. Если же интересного нам срока вы не нашли, пригодится п. 1.5 Порядка доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденного решением Государственной комиссии по вопросам введения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.1999 г. № 11. Там речь идет о следующем: когда в эксплуатационной документации срока службы РРО нет, он составляет 7 лет с момента ввода его в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска кассового аппарата.
Внимание!
Отмена регистрации книг учета расчетных операций и расчетных книжек, зарегистрированных на данный РРО, происходит одновременно с отменой его регистрации. Дополнительно заявление подавать в данном случае не нужно.
Если СХ так и не снимет с регистрации РРО в вышеуказанные сроки, орган ГФС Украины самостоятельно отменит регистрацию РРО не позднее двух рабочих дней со дня наступления срока вывода из эксплуатации данного РРО (п. 6 гл. 4 р. ІІІ Порядка № 417).
Тарас ЛИШАК,
консультант по бухгалтерскому
и налоговому законодательству, г. Львов