Книга Майкла Гербера «Предпринимательский миф», председателя консалтинговой компании, бизнес-консультанта и юриста, рассказывает о становлении малых предприятий и о тех подводных камнях, о которые часто разбиваются мечты и планы начинающих предпринимателей.
«Предпринимательский миф» — книга о том, как избежать участи большинства малых предприятий, которые, просуществовав некоторое время, исчезают без следа. Автор подробно анализирует причины того, почему так много людей, обладающих прекрасными навыками, способных создать интересный продукт, все силы и время отдающих работе, в один прекрасный день бросают все, во что вложено столько труда. В чем же причина?
Чаще всего новоиспеченный малый предприниматель — это, по мнению Гербера, человек, который устал работать на других. Такой бизнесмен знает все тонкости процесса, он справляется с обязанностями ничуть не хуже, чем его сослуживцы и руководство, и идея свободы начинает все больше занимать его — ведь можно работать на себя, а не проводить жизнь в вечном рабстве!
Так рассуждают многие парикмахеры, повара, метрдотели и прочие специалисты, которым нет числа. Они уходят с работы, берут кредит, арендуют помещение и приступают к делу.
Сначала все горит у них в руках. Если это небольшое кафе или пекарня, от клиентов нет отбоя, заказы растут, хозяин малого бизнеса едва успевает всех обслужить. Но постепенно все меняется. Больше клиентов — больше работы. Нанятый помощник все делает не так — и в итоге или уходит сам, или его приходится увольнять. Бизнес занимает все время предпринимателя, часов в сутках едва хватает на сон, а дела при этом идут все хуже.
Почему так происходит и что делать? У Майкла Гербера есть несколько идей.
Идея № 1. Для успешного бизнеса нужно быть предпринимателем, специалистом и менеджером в одном лице |
Вместо желанной свободы начинающие бизнесмены часто попадают в еще большее рабство.
В качестве примера такой ситуации Гербер приводит историю молодой женщины Сары, которую друзья, впечатленные ее умением печь пироги, уговорили не зарывать талант в землю, а открыть собственную пекарню. Через три года она возненавидела и свой бизнес, и сам процесс выпечки, от которого когда-то была без ума.
Любимое занятие превратилось в наказание. Почему же это случилось?
Гербер считает, что в каждом из нас живет несколько личностей. Какая-то наша часть стремится хорошо выглядеть и быть спортивным, другая мечтает о сытном ужине. Победа остается за той частью личности, которая сильнее.
В малом бизнесе тоже действуют несколько сторон человеческой натуры. «Предпринимательский зуд», как его называет Гербер, обычно побуждает бросить работу и уйти в свободное плавание, чтобы работать на себя как специалист.
Хорошо, когда все эти качества гармонично сочетаются в одном человеке. Но, по мнению Гербера, типичный начинающий предприниматель прежде всего специалист, а уже потом — предприниматель и менеджер. Соответственно, и бизнес его со временем становится кособоким.
Бизнес, где доминирует предприниматель, становится прожектерским и быстро выгорает, менеджер — погрязает в мелочах и задыхается, специалист стремится все сделать сам и со временем выбивается из сил. Для достижения успеха специалисту надо разбудить в себе и менеджера, и предпринимателя.
Бизнес должен работать на человека, а не наоборот, как это часто получается у специалистов, которые хотят одного — просто делать свою работу. Но не в этом залог успеха бизнеса.
Идея № 2. У бизнеса, как и у человека, есть детство, отрочество и зрелость. Главное — дожить до зрелости |
По мнению автора, любое дело должно расти и развиваться, как и человек.
Стадия детства — начало работы бизнеса, когда начинающий предприниматель ощущает себя только специалистом. Гербер сравнивает эту стадию с бессрочными каникулами, когда не надо подчиняться надоевшему боссу и наконец-то появляется долгожданная свобода и работа на себя.
Специалисты любят работать, но теперь им приходится делать много непривычного — продавать, упаковывать, обслуживать, подсчитывать. На стадии детства предприятия, как считает Гербер, обычно называют именем владельца — «Закусочная Джона» или «Булочная Мэри».
Сначала всем все нравится, количество клиентов растет, но работать приходится все больше. Появляются неизбежные ошибки, падает качество обслуживания, клиенты постепенно уходят. А главное — все это совершенно не похоже на мечту о свободе и независимости.
Бизнес становится тем самым ненавистным боссом, от которого когда-то хотелось избавиться. В этот момент, на стадии детства, большинство и бросает начатое. Для тех, кто остается, наступает стадия отрочества.
Отрочество — время, когда новоявленный бизнесмен дозревает до мысли нанять помощника. И вот помощник найден. Сначала радости нанимателя нет предела — появляется лишних полчаса на себя. Но вскоре он перекладывает на помощника все больше, просит его самостоятельно разбираться с проблемами, а если нужно — нанять себе в помощь еще людей.
Людей нанимают, а бизнесмен радуется, что дело его расширяется. НО! Потом начинаются нарекания от клиентов, и предпринимателю снова приходится вникать во все самому и делать все самому.
Такое перекладывание ответственности на чужие плечи и отстранение от процесса Гербер называет менеджментом отречения. В итоге начинающий бизнесмен либо снова захочет стать маленьким, всех разогнав и снова оставшись в одиночестве на стадии детства, либо вынужден будет расти, чтобы стать зрелым.
Если в отроческой компании все идет вразброд, то зрелая компания может работать в отсутствие хозяина. Она создаётся с прицелом на будущий рост, где товаром является сам бизнес, а не то, что он производит.
В качестве примера такой компании Гербер приводит «Макдоналдс». В 1952 году Рей Крок, продавец миксеров, зашел в Сан-Бернардино в закусочную никому тогда не известных братьев МакДональд, чтобы съесть гамбургер.
Крок был так впечатлен отлаженной работой — приготовлением гамбургеров и быстрым обслуживанием покупателей, что уговорил братьев разрешить ему торговать их технологией. А спустя несколько лет выкупил закусочную, создал крупнейшую в мире сеть закусочных — знаменитый Макдональдс и одну из самых успешных в мире моделей франчайзинга.
Идея № 3. Сконцентрироваться нужно на самом бизнесе, а не на продукте |
Главный признак идеально отлаженного бизнеса — то, что его можно в любой момент продать. Тогда, по мнению Гербера, это действительно бизнес, а не изнурительная работа безо всяких перспектив, которую устраивают себе новоявленные бизнесмены-специалисты.
При этом можно производить любой продукт, заниматься любым делом: главное, чтобы оно было правильно поставлено.
Гербер считает, что хорошо работающий бизнес должен действовать в трех направлениях: это инновация, исчисление и оркестровка.
Инновация — это творческий подход не только к производимому продукту, но и к самому бизнесу. Для этого достаточно изменить подход к продажам — удачно найденные фразы, привлекающие покупателей, форменная одежда определенного цвета, особый подход к обслуживанию. Владелец бизнеса, использующий инновации, должен смотреть на свое дело с точки зрения клиента, чтобы понять, как нужно действовать для увеличения продаж.
При этом инновации должны быть исполнимы и удобны для сотрудников, работающих с клиентами, они должны помогать им делать работу самым удобным способом.
Без исчисления инновация остается пустым мечтанием. Все затраты на инновации и их результаты должны быть выражены в цифрах, чтобы хорошо видеть, как это работает. Гербер советует подсчитывать посещаемость клиентов до введения инновации, количество покупок до и после и так далее.
Оркестровка закрепляет удачную инновацию на коллективном уровне и делает ее фирменным стилем. Если продажи растут, когда продавец одет в форму определенного цвета, значит, одежда всего персонала должна быть именно такой. Если какие-то фразы помогают покупателю быстро совершить покупку, значит, они должны использоваться всем персоналом.
При слаженной работе инновации, исчисления и оркестровки, считает Гербер, заниматься можно чем угодно — бизнес будет успешно держаться на плаву. Его в любой момент можно продать, он сам становится товаром. Выстроена удачная бизнес-модель, которую можно воплотить в любом деле.
Идеальный бизнес, по Герберу — это прототип франчайзинга, который хорошо продается и приносит доход владельцу, не становясь для него непосильным бременем.
Идея № 4. Цель бизнеса — расширять границы человеческой личности, чтобы человек рос вместе со своим делом |
Важно подготовить бизнес к росту.
Что советует Гербер? Необходимо на самой начальной стадии, желательно до того, как предпринимательский зуд овладеет специалистом, продумать стратегию, которая поможет бизнесу расти. Бизнес открывают не для работы на себя — он должен создавать рабочие места другим людям, а не своему хозяину.
Для начала нужно продумать, какова цель бизнеса и когда она будет достигнута. Продумать, что для этого потребуется — сколько людей, денег, оборудования, какое помещение. Продумать запасные варианты, на случай, если что-то пойдет не так. Это и есть искусство планирования, которое должен освоить специалист, если он хочет стать предпринимателем.
Гербер утверждает, что у большинства малых предпринимателей, которых он консультировал, не было вообще никакого плана, даже самого приблизительного. Но именно планирование должно связать мечту с реальностью.
Планируя и претворяя планы в жизнь, человек меняется, расширяя свои возможности. В нем просыпаются и предприниматель, и менеджер.
Помимо обдумывания модели своего бизнеса, нужно заранее спросить себя, как должна измениться жизнь после открытия своего дела. Каким человек хочет выглядеть в глазах своих близких, что о нем должны думать клиенты, чему он хочет научиться. Через несколько лет полезно провести исчисление в собственной жизни, как в бизнес-модели, и понять, тратится ли она впустую или изменилась к лучшему. В конечном счете, считает Гербер, хорошо все, что помогает нам расти духовно и интеллектуально.
Книга Майкла Гербера получила широкую известность и множество положительных отзывов. Массу полезных идей найдут в ней для себя предприниматели-новички, особенно владельцы малых бизнесов, ориентированных на торговлю, питание, сферу обслуживания. Поможет она и тем, кто только собирается открыть свое дело, не подозревая, с какими трудностями столкнется.
Возможно, какие-то идеи почерпнут из нее и крупные промышленные предприятия, но в основном она написана именно для начинающих предпринимателей, если говорить о практической пользе. Идеи книги вполне применимы и в нашей стране, ведь в первую очередь она помогает открыть в себе талант предпринимателя.
Книга простая и ясная, избавляющая от излишних иллюзий, но в то же время дающая надежду новичкам. Здесь доступный язык, логичность изложения, много простых и наглядных примеров.
Возможно, она несколько устарела в связи с бурным развитием малого бизнеса в интернете, но большинство ее идей актуально для всех сфер предпринимательства.
Логістика у сфері оптових поставок бензину та дизельного пального є важливою складовою енергетичної інфраструктури, особливо…
Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…
Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…
В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…
У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…