Головна » Бухгалтеру » Податковий облік » Благотворительная помощь: налогообложение в 2015 г.
Податковий облік

Благотворительная помощь: налогообложение в 2015 г.

Поділіться з друзями - підтримайте проект

   АТО, а по сути необъявленная война, — суровая реальность, в которой мы с вами находимся уже год… Привычный уклад жизни нарушен. Кому-то пришлось непосредственно защищать нашу страну от агрессора, порой ценой собственной жизни. Кто-то в связи с боевыми действиями потерял работу, дом. Государство не в силах обеспечить в полной мере ни бойцов, ни переселенцев из зоны АТО. Но мир не без добрых людей. Украинцы подтверждают это ежедневно. Мощное волонтерское движение, патриотично настроенные бизнесмены, благотворительные организации — их помощь играет важную роль и для тех, кто воюет в зоне АТО, и для тех, кому пришлось бросить все и бежать из этой горе-зоны. Не остались в стороне и законодатели. О том, какую лепту внесли они, сейчас узнаете.

 

налоговые эксперты Клыженко Яна, Скрипкина Екатерина и Хмелевский Игорь

Статья из журнала «Налоги и бухгалтерский учет» № 22 от 16.03.2015 г.

До принятия Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи» от 02.09.2014 г. № 1668-VII средства и имущество, которые получали защитники Родины или вынужденные переселенцы в виде благотворительной помощи, формально попадали под налогообложение. С его появлением ситуация изменилась. Им внесены изменения в НКУ, призванные освободить от обложения НДФЛ благотворительную помощь, которую получают участники боевых действий, а также (в определенных случаях) члены их семей, жители зоны АТО и переселенцы. Причем, несмотря на то, что сей важный документ вступил в силу 26.09.2014 г., его действие распространили на суммы помощи, полученной начиная с 21.11.2013 г. (дата начала печально известных событий на Майдане).

Кроме того, определенные изменения произошли в обложении благотворительной помощи налогом на прибыль и НДС.

На страницах нашего издания мы говорили о том, что упомянутый Закон не решил всех проблем, возникающих на практике у благотворителей (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 6). Как обстоят дела на сегодняшний день, выясним вместе. А начнем с того, что определим, кто теоретически может получить необлагаемую помощь.

Получатели помощи и благотворители

При соблюдении п.п. 170.7.8 НКУ благотворительная помощь, полученная участниками боевых действий, а также (в определенных случаях) членами их семей, жителями зоны АТО и переселенцами из этой зоны, а также волонтерами на определенные цели, не облагается НДФЛ (п.п. 165.1.54 НКУ). Перечень потенциальных получателей помощи, пострадавших от АТО, представим в табл. 1 (см. на с.17 ).

С 01.01.2015 г. объекты обложения НДФЛ и ВС совпадают, поэтому благотворительная помощь, с которой не взимают НДФЛ, не облагается и ВС
С получателями разобрались. Теперь несколько слов о благотворителях. Ими могут выступать юридические лица*, физлица-предприниматели и обычные физлица.

* Неприбыльные организации могут перечислять средства в виде благотворительной помощи, если это не противоречит уставной деятельности. В противном случае можно поплатиться местом в Реестре неприбыльных организаций со всеми вытекающими последствиями (см. по ссылке).
Юрлица и физлица-предприниматели, являясь налоговыми агентами, для необложения суммы помощи НДФЛ и ВС должны получить от физлица документы, подтверждающие его специальный статус (см. табл. 1 на с. 17). Кроме того, благотворитель должен иметь подтверждение целевого использования помощи. На это указывают фискалы (письмо ГФСУ от 05.11.2014 г. № 6280/6/99-99-17-03-03-15, подкатегория 103.02 БЗ). На наш взгляд, документами, подтверждающими целевой характер помощи, могут быть договоры, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя), платежные и расчетные документы, справки соответствующих ведомств о наступлении обстоятельств непреодолимой силы и т. п. Если помощь предоставляется в натуральной форме, то налоговики рекомендуют составлять акт приемки-передачи с указанием данных получателя (подсказка есть по ссылке).

Таблица 1. Непосредственные получатели благотворительной помощи

№ п/п

Получатели благотворительной помощи

Цели, на которые предоставляется помощь

Необлагаемая сумма помощи

Чем подтверждается статус

1

2

3

4

5

1

Участники боевых действий* (далее — УБД) и члены семей участников боевых действий, которые получили ранение, контузию или другое повреждение здоровья, погибли или признаны без вести пропавшими во время участия в АТО, участия в обеспечении ее проведения, умерли вследствие ранения, контузии или увечья Для закупки или в виде спецсредств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров (работ, услуг) по перечню, определенному КМУ, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления Любая сумма, полученная с 21.11.2013 г. (но не ранее получения физлицом соответствующего статуса) до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО Статус УБД подтверждает удостоверение, выданное в соответствии сПорядком № 413.
Члены семей УБД обязаны подтвердить родственную с ним связь, статус УБД, ранение, другое повреждение здоровья, гибель или другие увечья вследствие АТО (письмо ГФСУ от 05.11.2014 г. № 6280/6/99-99-17-03-03-15)

2

Лица, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводится (проводилась) АТО, и/или вынужденно покинули место жительства в связи с проведением АТО Для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления Статус лица, которое проживает на территории АТО, можно подтвердить официальным письмом Штаба АТЦ при СБУ о проведении АТО в соответствующем районе**. Статус переселенца подтверждаетсправка***, выданная в соответствии с Порядком № 509

3

Лица, указанные в пп. 1-2 На восстановление утраченного имущества и на другие возникшие нужды по перечню, определенному постановлением КМУ от 26.11.2014 г. № 653 Сумма, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает одну тысячу размеров МЗП, установленной законом на 1 января этого года (в 2015 году — 1218000 грн.)**** См. пп. 1 — 2
* Военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, СБУ, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники МВД Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО; работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО в районах ее проведения в порядке, установленном законодательством. К членам семей УБД относятся: жена, муж, которые не вступили в брак во второй раз, родители, дед и бабка (если родители умерли), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети-инвалиды.** Необходимость в получении письменной информации о проведении АТО от Штаба АТЦ при СБУ обусловлена тем, что КМУ приостановил действие распоряжения от 30.10.2014 г. № 1053-р, в котором были перечислены населенные пункты, где проводится АТО. Получить такую информацию от Штаба АТЦ при СБУ вполне реально (см. письма Минсоцполитики от 12.01.2015 г. № 103/0/14-15/06 и Штаба АТЦ при СБУ от 16.12.2014 г. № 33/8428). Для этого следует в письменном виде направить в адрес СБУ соответствующее обращение. В нем нужно указать свои фамилию, имя, отчество, место жительства, изложить суть просьбы, поставить подпись и указать дату.*** Не предусмотрена выдача справки физлицам, которые выехали за пределы указанных территорий до того, как украинская власть утратила над ними контроль, и не могут вернуться обратно. Такие разъяснения размещены на Информационном ресурсе для граждан (http://www.vpo.gov.ua).**** Сумма превышения облагается по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ. При этом налогоплательщик обязан задекларировать сумму благотворительной помощи.

Только получив такие документы, благотворитель может смело не удерживать с суммы благотворительной помощи НДФЛ и ВС. В Налоговом расчете по форме № 1ДФ сумму такой помощи отражайте с признаком «169».

Без подтверждающих документов благотворители не имеют права предоставлять необлагаемую благотворительную помощь на основании пп. 165.1.54 и 170.7.8 НКУ. Причем это касается и случая, когда есть подтверждение особого статуса получателя, но нет подтверждения целевого использования помощи. Придется либо обложить всю сумму помощи как НДФЛ, так и ВС, либо искать другие льготные основания (например, пп. 170.7.3, 170.7.4 НКУ).

Во избежание документальной волокиты с физлицами благотворители могут перечислять (передавать) помощь непосредственно ведомствам, перечисленным в п. 33 подразд. 4 разд. XX НКУ. В таком случае ваше «противоналоговое» алиби — это документы, которые подтверждают такое перечисление (передачу).

Внимание! В случае если из суммы (стоимости) благотворительной помощи, отвечающей всем условиям, перечисленным в вышеприведенной таблице, был удержан (уплачен) НДФЛ (налоговым агентом или самим налогоплательщиком), то суммы налога подлежат возврату такому налогоплательщику из бюджета.

Если благотворитель — обычное физлицо, то с него взятки гладки. В этом случае вся ответственность на получателе помощи. Если у него есть документы, подтверждающие спецстатус и целевое использование помощи, то уплачивать НДФЛ, ВС и подавать декларацию о доходах не нужно. В противном случае формально сумму помощи придется включить в декларацию о доходах и уплатить с нее НДФЛ, а если она получена в 2015 году, то и ВС.

И еще один важный момент: появилось новое основание для необложения помощи переселенцам и лицам, которые проживают (проживали) в зоне АТО. 13 марта вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» от 02.03.2015 г. № 211-VIII (ср. USER_SHOW_ID). Он освобождает от налогообложения благотворительную помощь, предоставленную проживающим в зоне АТО и переселенцам из этой зоны, международными благотворительными организациями (их филиалами, представительствами), перечень которых установлен КМУ.

Активное участие в предоставлении физической, моральной и материальной помощи переселенцам из зоны АТО и бойцам АТО принимают волонтеры. Зачастую благотворители передают помощь в денежной и натуральной формах именно через волонтеров. О том, при каких условиях им не придется платить налоги с «транзитной» помощи, читайте далее.

Если благотворительную помощь предоставляют через волонтера

Благотворительная помощь, полученная благотворителями — физлицами, не облагается НДФЛ и ВС при одновременном выполнении ряда условий:

1) помощь получена в пользу лиц и на цели, определенные в пп. 1 — 3 табл. 1 на с. 17;

2) помощь предоставлена получателям непосредственно или через специальные ведомства, перечисленные в п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ;

3) благотворитель внесен в Реестр волонтеров АТО. Его формирует ГФСУ в соответствии с Порядком формирования и ведения Реестра волонтеров антитеррористической операции, утвержденным приказом Минфина от 30.10.2014 г. № 1089. Для включения в Реестр волонтер должен подать:

– заявление по форме № 1-РВ с отметкой «Включення до реєстру»;

– оригинал и копию документа о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (или страниц паспорта с отметкой, позволяющей осуществлять платежи без такого документа);

– справки (справку) об открытии счета, предназначенного для благотворительной деятельности, по форме № 4-РВ.

Иностранцы и лица без гражданства дополнительно предъявляют документ, подтверждающий законность их пребывания на территории Украины.

Датой включения физлица-благотворителя в Реестр является дата внесения в него соответствующей записи. Реестр волонтеров должен быть обнародован на официальном сайте ГФСУ, но пока его нет.

Внимание: средства, полученные волонтерами на их банковские счета и не использованные на соответствующие благотворительные цели до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом завершения АТО, должны быть перечислены в госбюджет в порядке, утвержденном КМУ (пока его нет). В противном случае от НДФЛ (а с 2015 года— и от ВС) «по общим правилам» не отвертеться. Такая же участь ждет и личные средства волонтера, зачисленные на благотворительный счет.

Дата начала волонтерской деятельности не может быть ранее 21.11.2013 г. и ранее даты открытия счетов, предназначенных для благотворительной деятельности

Читаешь НКУ, и вроде бы все хорошо, но на практике без проблем не обошлось. Как мы уже отметили, волонтер должен быть зарегистрирован в специальном Реестре. Но, во-первых, такой Реестр до сих пор не обнародован на сайте ГФСУ. Во-вторых, даже когда Реестр заработает, обновляться данные в нем будут ежедекадно, а за такой срок лицо спокойно может быть исключено из «волонтерского движения». Сейчас подтвердить волонтерский статус физлица можно только с помощью уведомления органа ГФСУ о включении волонтера в Реестр.

Хватает «веселостей» и у самих волонтеров. Им необходимо получить документы, подтверждающие особый статус получателей, факт предоставления помощи и ее целевое использование (подробно см. на с. 16). Если таких документов у волонтера нет, то полученные от других лиц суммы помощи придется включить в свой налого­облагаемый доход и уплатить НДФЛ и ВС (с 2015 года) по итогам декларации.

Проще только в том случае, если предоставлять благотворительную помощь через государственные ведомства, например, воинские части (см. примечания к таблице). Тогда понесенные расходы можно подтвердить платежным поручением о перечислении средств на счет ведомства (если помощь предоставляется в денежной форме) или актом приема-передачи товаров и платежными (расчетными) документами на приобретение товаров (если помощь предоставляется в натуральной форме).

Расходы по АТО-благотворительности: реально ли?

Странный вопрос, скажете вы. Ну как же нереально, если ныне действующий п. 33 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ гласит, что

временно, на период проведения антитеррористической операции, в прочие расходы обычной деятельности <…> включаются суммы денежных средств или стоимость <…> товаров, выполненных работ, предоставленных услуг <…>, которые добровольно перечислены (переданы) <…> для нужд обеспечения проведения антитеррористической операции.

Да, есть такое, ответим мы. И если кому-то удалось воспользоваться процитированной нормой в прошлом году, мы искренне за них рады. Например, ФЛП-общесистемщикам точно не удалось, ибо, как оказалось, она прописана не для них (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 20, с. 42). Да и обычным плательщикам налога на прибыль, полагаем, не так-то просто было выполнить все условия для ее применения (о них можно прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 6). Вот такая вот странная льгота…

Но теперь-то уж точно удастся*! Почему мы так уверены, если обсуждаемая норма ни на йоту не изменилась? Да потому что нынче при определении налогооблагаемой прибыли во главу угла поставлен Его Величество Бухучет (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 6, с. 4). А слова насчет «прочих расходов обычной деятельности», фигурирующие в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, навевают нам воспоминания о так называемых налоговых расходах, приложении IВ и ясно дают понять, что этот пункт — атавизм «дореформенного» налоговоприбыльного учета.

* Правда, ФЛП на общей системе снова нет, но это мелочь. Подумаешь! ☺

Значит, забываем обо всех ограничениях и ставим всю благотворительность в расходы? Совершенно верно! Ибо бухучет никаких запретов на такие действия не содержит. Иными словами, жертвуя что-либо для нужд АТО, вам отныне совсем не обязательно придерживаться перечня товаров, приведенного в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ. Это, безусловно, должно повысить уровень вашей щедрости ☺.

А что с НДС?

Благотворительность возможна в двух формах — денежной и натуральной. Понятно, что ее получателю, да еще и в зоне АТО, выбирать не приходится — он обрадуется любой помощи. А вот если вы предоставляете такую помощь, то можете заранее обмозговать, в каком виде это сделать, чтобы в наших условиях «налогового Зазеркалья» не потерять значительные суммы в виде налогов.

Итак, если вы помогаете нашим военным путем перечисления денежных средств, то в НДС-учете эта операция никак не отражается, поскольку она не является поставкой товаров или услуг.

Если же помощь для нужд АТО вы оказываете путем передачи имущества, то помните, что

с 23.07.2014 г. операции по ввозу и поставке специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов), а также лекарственных средств и медицинских изделий освобождены от НДС

Действует такое освобождение от НДС на период проведения АТО и/или введения военного положения. Причем, по нашему убеждению, — по всей цепочке от импортера (производителя) до «конечного потребителя» независимо от того, кто им является — конкретный защитник Родины, которому вы решили помочь, или армия в целом.

Заметьте: если до 01.01.2015 г. эта льгота была не так уж и важна (база налогообложения определялась по договорным ценам, значит, налоговые обязательства при бесплатной передаче ТМЦ, в том числе и на нужды АТО, равнялись нулю), то теперь ее вес значительно возрос. Ведь с начала этого года база для НДС определяется уже на уровне не ниже цены приобретения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 5). Поэтому стоит внимательнее присмотреться к условиям, которые нужно соблюсти для льготирования АТО-благотворительности.

Сосбственно, главное условие — не выйти за перечень льготируемых ТМЦ. Детальный перечень таких предметов с указанием кодов УКТ ВЭД вы можете найти в п. 32 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ (см. также БЗ, подкатегория 101.14.10).

Обратите внимание: если вы завозите или поставляете на территории Украины лекарственные средства и медицинские изделия, предназначенные для предоставления медпомощи физлицам, раненным или контуженным в период проведения АТО, освобождение от НДС на такие лекарства и медизделия не распространяется. Этот вывод ГФСУ сформулировала в БЗ, подкатегория 210.08. Мотивация в последнее время традиционна для контролеров — поскольку перечень и объемы ввоза указанных товаров до сих пор не определены Кабмином, будьте добры, платите НДС и ввозную пошлину по ним. Если при этом они отвечают условиям из п.п. «в» п. 193.1 НКУ, применяется ставка НДС 7 %, если нет — 20 % (см. БЗ, подкатегория 101.14.10).

По остальным товарам из этого перечня вроде бы никаких возражений нет. Но тут стоит помнить вот что. Если какие-либо из льготируемых по п. 32 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ товаров вы купили до вступления в силу этой нормы, то, скорее всего, на ту пору налоговый кредит по такой покупке вы не отражали в силу ее нехозяйственности (п. 198.3 НКУ). Тогда и сейчас, в момент льготной поставки этих товаров, налоговых обязательств не будет.

Если же при покупке до 23.07.2014 г. налоговый кредит был сформирован (например, бронежилеты закупались охранным агентством для участия в хоздеятельности), то теперь при безНДСной благотворительности такими товарами вам придется начислить налоговые обязательства по НДС (п.п. «б» п. 198.5 НКУ). При этом следует составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную с типом причины «13».

Такой же подход применяйте и в тех случаях, когда оказываете благотворительную помощь нельготируемыми товарами. Правда, здесь имейте в виду:

– несмотря на то, что налоговый кредит по таким товарам в момент покупки по-прежнему под запретом (из-за ее нехозяйственности), теперь можно включить «входной» НДС в расходы;

– кроме начисления налоговых обязательств, компенсирующих ранее отраженный налоговый кредит, придется начислить вторые НО — по бесплатной поставке. Причем с учетом п. 188.1 НКУ, т. е. исходя из минимальной базы налогообложения. К примеру, для покупных товаров она должна быть не ниже цены приобретения (подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 5, № 14, с. 15).

В завершение приведем условный числовой пример.

Пример. Предприятие — плательщик НДС и налога на прибыль закупило в текущем году партию бронежилетов на общую сумму 80 тыс. грн. для передачи их одной из воинских частей в зоне АТО. Кроме того, этой же воинской части было решено передать ГСМ на общую сумму 12 тыс. грн. (в том числе НДС 20 % — 2 тыс. грн.), которые ранее приобретались предприятием для использования в собственной хоздеятельности.
Порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете покажем в табл. 2.
Таблица 2. Учет расходов на АТО-благотворительность

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Благотворительность льготируемыми товарами

1

Оприходована партия бронежилетов (без НДС согласно п. 32 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ)

209

631

80000

2

Оплачены бронежилеты

631

311

80000

3

Передана партия бронежилетов воинской части в зоне АТО (без НДС согласно п. 32 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ)

949

209

80000

4

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

791

949

80000

Благотворительность нельготируемыми товарами

5

Оприходованы ГСМ, приобретенные для собственных нужд

203

631

10000

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

2000

7

Переданы ГСМ воинской части в зоне АТО

949

203

10000

8

Начислены налоговые обязательства по НДС согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ (как компенсация НК при приобретении)

949

641

2000

9

Начислены налоговые обязательства по НДС согласно п. 188.1 НКУ (по бесплатной поставке исходя из минимальной базы налогообложения)

949

641

2000

10

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

791

949

14000

Выводы

– Предоставлять необлагаемую благотворительную помощь УБД, жителям зоны АТО и переселенцам можно только при наличии документов, подтверждающих их специальный статус и целевое использование помощи..

– Волонтер должен быть внесен в Реестр волонтеров АТО. Тогда полученная им помощь для УБД, жителей зоны АТО и переселенцев не облагается НДФЛ и ВС.

– С начала текущего года перечень предметов, предоставляемых в качестве благотворительной помощи для нужд АТО, ничем не ограничен — любые пожертвования смогут уменьшить налогооблагаемую прибыль.

– Если вы жертвуете льготируемые товары, по которым при покупке налоговый кредит не отражался, — значит не будет налоговых обязательств и при бесплатной передаче. Если же передаете нельготируемые товары — может «светить» НДС дважды.

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 413 — Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, защищавшим независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавшим непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержденный постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 413.

Порядок № 509 — Порядок оформления и выдачи справки о взятии на учет лица, которое перемещается с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением КМУ от 01.10.2014 г. № 509.


Поділіться з друзями - підтримайте проект