Консультації

«Блокада»: как будут останавливать регистрацию налоговых накладных и лишать покупателей налогового кредита

Борьба с «нереальными операциями» усиливается. Против «схемщиков», осуществляющих «вброс НДС» в СЭА вводится новое оружие — «остановка регистрации НН/РКНН, соответствующих критериям оценки степени рисков».

Насколько действенным окажется это оружие и не ударит ли оно по плательщикам, которые не участвуют в «схемах»?

Только практика покажет, что будет на самом деле, но готовиться к началу «блокирования НН» надо уже сегодня. Когда механизм блокирования заработает и поданные на регистрацию Вашим предприятием НН «заблокируют», его (этот механизм) надо знать в совершенстве.

Согласно п. 201.16 ст. 201 НК Украины, регистрация налоговых накладных и расчетов корректировок к ним (НН/РКНН) в ЕРНН может быть остановлена в случае соответствия такой НН/РКНН совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки такой регистрации, установленных в соответствии с п. 74.2 ст. 74 НК Украины.

Согласно п. 74.2 ст. 74 НК Украины, в ЕРНН обеспечивается проведение постоянного автоматизированного мониторинга соответствия НК/РКНН критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких НН/РКНН в ЕРНН.

Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации НН/РКНН, определяются Минфином.

Право на остановку регистрации НН/РКНН ГФСУ получит с 1 июля с.г., но уже с 1 апреля этот механизм должен действовать в «тестовом режиме». То есть уже в апреле некоторые предприятия будут, согласно пп. 201.16.1 п. 201.16 ст. 201 НК Украины, получать из ЕРНН квитанции об остановке регистрации, в которых должен указываться критерий (критерии) оценки степени риска, которому соответствует НН/РКНН, а также предложения относительно предоставления налогоплательщиком объяснений и/или копии документов (по исчерпывающему перечню), достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой НН/РКНН в ЕРНН. При этом НН/РКНН, соответствующие принятым критериям оценки рисков, до 01.01.2017 г. будут регистрироваться в обычном порядке. «Тестовый режим» необходим для налаживания работы автоматизированной системы и, скорее всего, «реальный режим» будет существенно отличаться большей жесткостью, т. е. большим числом НН/РКНН, которые будут отнесены к числу соответствующих критериев оценки рисков.

Блокирование НН/РКНН не создает напрямую проблем продавцу, скорее он в выигрыше, т. к. не тратится на «регистрационный лимит» в СЭА, а штрафные санкции, предусмотренные п. 1201.1 ст. 1201 НК Украины, на период остановки регистрации до принятия решения о восстановлении регистрации временно заблокированной НН/РКНН не применяются (абз. 2 п. 1201.1 ст. 1201 НК Украины).

Согласно пп. 201.16.4 п. 201.16 ст. 201 НК Украины, НН/РКНН, регистрация которых была остановлена, регистрируются в день одного из следующих событий:

а) принятия решения о регистрации НН/РКНН в ЕРНН;

б) вступиления в законную силу решения суда о регистрации соответствующей НН/РКНН в ЕРНН.

Получается, что при регистрации НН/РКНН не должна учитываться сумма «регистрационного лимита» (∑Накл) в СЭА. А ведь этой суммы может быть недостаточно для регистрации НН. Как быть в этом случае? Прямого ответа вНК Украины нет. Поэтому очевидно, что если на эту дату у плательщика НДС не будет соответствующей суммы «регистрационного лимита», то НН/РКНН несмотря на эти решения не зарегистрируют.

В течении какого времени плательщик НДС должен увеличить регистрационный лимит на сумму, достаточную для регистрации такой НН/РКНН, в НК Украины также прямо не сказано.

Можно предположить, что если дата принятия решения о регистрации наступит до 15-го числа, то и зарегистрировать НН/РКНН надо до 30-го (31-го) числа (включительно) текущего месяца, а если после 15-го, то до 15-го числа (включительно) следующего месяца.

Кроме того, период остановки регистрации НН/РКНН прерывает 365-дневный срок, в течении которого НН/РКНН могут быть зарегистрированы, хотя и с нарушением предельных сроков регистрации. 365-тидневный срок восстанавливается со дня прекращения процедуры остановки регистрации (п. 201.10 ст. 201 НК Украины).

Блокировка НН, оформленной продавцом, создает проблемы не ему, а покупателю, т.к. до получения зарегистрированной НН ему (покупателю) не увеличивают регистрационный лимит в СЭА, и ему нужнопополнить этот счет деньгами, а если же остановка регистрации НН затянется до начала следующего месяца, то покупатель не сможет воспользоваться налоговым кредитом и ему придется уплатить в бюджет гораздо больше, чем планировалось. Короче, «темный ужас».

Понятное дело, что покупатель, не получивший во время НН, поднимет шум и будет давить на продавца, угрожая ему тем, что больше никогда не будет иметь с ним дело, а если и будет, то применит в договоре такие санкции за задержку регистрации НН (независимо от причины), что продавцу будет дешевле «жить в ГФСУ», чтобы решить вопрос с регистрацией НН за 2-3 дня и уж тем более до конца месяца.

Проблемы, как видим, неизбежны.

Бухгалтера ожидает новая нервотрепка и большой объем новой работы, работы по доказыванию реальности операций.

Понятно, что остановка регистрации НН/РКНН вводится для того, чтобы остановить «вброс в систему налогового кредита» и не дать мошенникам сократить сумму налогового обязательства, а то и получить бюджетное возмещение, но…

Но, все зависит от того, насколько обоснованными будут критерии оценки степени риска, насколько реальная остановка регистрации будет производится согласно этим критериям, а не в ручном режиме по воле большого или малого чиновника и, наконец, насколько быстро, а главное, объективно (!) будут рассматриваться пояснения плательщиков, у которых заблокирована НН/РКНН.

Ни на один из этих вопросов хорошего ответа нет и не будет! Любому профессионалу невозможно найти объективные критерии для автоматической остановки регистрации НН/РКНН по «нереальным операциям», а значит, блокирование будет происходить «в полу-ручном режиме», а комиссия, которая, согласно пп. 201.16.3 п. 201.16 ст. 201 НК Украины, будет рассматривать письменные пояснения к заблокированным НН/РКНН очень быстро закопается в ворохе электронных и бумажных документов и пяти дней, отведенных на принятие решения, не хватит.

Да и признавать операции «реальными» в наше время без глубокого анализа чиновники ГФСУ вряд ли рискнут. Значит, пойдут отказы и споры перенесутся в суды.

Не исключаю (более того, уверен!), что раньше или позже система блокирования НН/РКНН будет со временем отменена или существенно изменена. Но этого времени еще надо дождаться.

Поэтому давайте перейдем от прогнозов к реальности и рассмотрим проект приказа Минфина, которым утверждены критерии оценки степени рисков, достаточные для блокировки НН/РКНН.

Не стоит ждать, когда «проект» станет официальным приказом — можно упустить время и столкнуться с блокировкой НН «безоружными».

Начнем с общих понятий, которые очень важны для понятия цели, с которой вводится механизм остановки регистрации НН/РКНН.

Согласно п. 3 разд. I проекта приказа:

нереальная хозяйственная операция – это документально оформленная налогоплательщиком операция по поставке товара/услуги (корректировки его объема) при наличии налоговой информации о невозможности осуществления (фактическое неосуществление) такой операции или о недостоверности данных относительно ее осуществления. Правильнее было бы говорить об отсутствии операции как таковой и о наличии мошенничества;

рискэто вероятность составления плательщиком НДС НН/РКНН по нереальной хозяйственной операции с нарушением норм:

  • пп. «а»/«б» п. 185.1 ст. 185 НК Украины, определяющих понятие «поставка товаров/услуг»;

  • пп. «а»/«б» п. 187.1 ст.187 НК Украины, определяющих, что датой возникновения налоговых обязательств является дата поступления денег или дата отгрузки (оформления таможенной декларации) товара, оформление документов, подтверждающих фактическое оказание услуг:

  • абз. 1 п.п. 201.1, 201.7 и 201.10 ст. 201 НК Украины, регламентирующих требования к составлению НН/РКНН,

а также иных норм налогового законодательства.

То есть, «риском» может быть все, что угодно будет Минфину считать риском;

критерий оценки степени риска – определенный признак («ознака») риска, соответствие которому выясняется по результатам автоматизированного анализа данных о налогоплательщике, его деятельности и операции, по которой им составлена НН/РКНН, который является достаточным основанием для остановки регистрации НН/РКНН в ЕРНН;

контроль соответствия реализованных товаров приобретенным – проверка НН/РКНН, которые плательщик намерен зарегистрировать в ЕРНН, на соответствие наличия такого товара, как приобретенного, или проверки наличия материально — технических и технологических возможностей для его создания.

Согласно проекта приказа, проверять будут не все поданные на регистрацию НН/РКНН, а только те, которые не попадают в перечень, определенный п. 2 разд. II проекта приказа. В этот перечень включены налоговые накладные:

— суммы НДС, указанные в которых, в текущем месяце с учетом поданной на регистрацию НН/РКНН меньше 50 000 грн и руководитель такого плательщика является лицом, занимающим аналогичную должность менее, чем на 4-х предприятиях (т.е. не более, чем на 3-х);

— составленные плательщиком, у которого сумма ЕСВ в 2016 году, уплаченная на внебюджетные счета в фонды социального и пенсионного страхования и в сводный бюджет налогов, составляет более 5 млн грн (используется с 01.07.2017 г. по 01.01.2018 г.).

Также, Минфин предлагает «не трогать» НН/РКНН тех плательщиков, у которых налоговая нагрузка к объему поставок превышает 8 % и сумма НДС за текущий месяц не превышает наибольшей месячной суммы НДС за последние 12 месяцев, более, чем на 30%. Для расчета налоговой нагрузки сумма ЕСВ и налогов, уплаченных в сводный бюджет (точного перечня налогов в проекте приказа нет), делится на объем зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных за последние 12 месяцев.

Какое отношение имеет показатель «налоговой нагрузки» к рискам осуществления нереальных операций понять тяжело. Очевидно, в Минфине считают, что если налогоплательщик платит большие суммы ЕСВ и акциза, НДС и налога на прибыль, то он не участвует в «схемах вброса налогового кредита». Очевидно, этим же Минфин руководствовался и тогда, когда решил освободить от блокирования НН крупные предприятия, которые в 2016 году уплатили более 5 млн грн ЕСВ и налогов.

Производственные предприятия и предприятия, оказывающие услуги легко могут обеспечить 8-процентную налоговую нагрузку (торговые предприятия в своем большинстве этого не достигнут), а вот добиться постоянногороста объема продаж в наше время очень сложно, если вообще возможно. Поэтому в данной группе освобожденных от контроля плательщиков НДС будет не много предприятий.

Таким образом, предприятиям следует, начиная с апреля, контролировать коэффициент налоговой нагрузки.

Вызывает удивление, почему Минфин не исключает из объектов контроля НН, которые оформлены на лиц, не являющихся плательщиками НДС. В этом очевидная ошибка.

Какие же критерии оценки рисков планирует ввести Минфин для тех НН/РКНН, которые попадают под контроль.Перечень и описание этих критериев даны в разд. III проекта приказа.

Минфин предлагает ввести 5 критериев:

1) несоответствие количества/объемов или отсутствие приобретения товара/получения услуги при фактической реализации такого товара/услуги и преобладание в налоговом кредите кодов УКТ ВЭД товаров, указанных вПриложении 2 к проекту приказа (более 20 %).

Любому бухгалтеру ясно, что объем продаж надо сравнивать не только с объемом покупок, но и с остатком товаров на складе. Такое сравнение в ЕРНН произвести нельзя, а значит, под блокировку, возможно, попадут НН тех предприятий, которые в текущем периоде продали то, что купили ранее.

Еще удивительнее правило, по которому объем оказанных услуг сравнивается с объемом полученных. Услуги, как известно, не накапливаются, и продать ту услугу, которая получена, невозможно.

Абсурдность этого критерия для услуг очевидна. Если его применят, то все НН предприятий, оказывающих услуги, попадут под контроль и будут блокироваться.

Будут блокироваться НН и тех предприятий, которые «напокупились» товаров, обычно реализуемых в так называемых «возможных нереальных операциях». В Приложении 2 к проекту приказа Минфин указал более 600 таких товаров. В их число входят пищевые продукты, табачные изделия, ткани, одежда, изделия из кожи, алкогольные напитки, бумажные изделия, лаки, краски и многое другое.

Минфин, как видим, считает, что именно эти товары используют «схемщики» для «вброса налогового кредита». Но что, скажите, пожалуйста, помешает «схемщикам» использовать для своих неблаговидных целей иные товары? Вопрос риторический, ответ всем ясен. А вот добросовестным плательщикам, использующим в своей торговой и иной деятельности товары, перечисленные в Приложении № 2 к проекту приказа, стоит готовиться к даче пояснений относительно реальности своих операций;

2) наличие у контролирующих органов от плательщика и/или правоохранительных органов информации о том, что электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налога, которыми подписана НН, направленная на регистрацию в ЕРНН, изготовлены с нарушением законодательства;

3) отсутствие документов разрешительного характера на выпуск товаров/услуг, указанных в НН/РКНН;

4) признание должностного лица предприятия или ФЛП виновным в совершении преступления, предусмотренногост. 205 «Фиктивное предпринимательство», т.е. создание и приобретение субъектов хозяйствования с целью прикрытия незаконной деятельности, или ст. 209 «Легализация (отмывание) доходов, полученных предприятием преступным путем» УК Украины, если судимость за это преступление не была погашена или снята;

5) налогоплательщиком предоставлены для регистрации в ЕРНН за текущий месяц РКНН для неплательщиков налогов с общей суммой НДС (нарастающим итогом) более 50 тыс. грн.

Главным критерием оценки рисков осуществления нереальных операций является, конечно, первый. Остальные критерии касаются узкого круга лиц.

В целом же следует отметить, что система администрирования НДС переживает глубокий кризис. Все применяемые ранее меры борьбы с мошенническими операциями, включая СЭА, провалились, а предложенный механизм блокирования НН/РКНН, если он, конечно, будет соблюдаться, способен обратить систему администрирования НДС в полный хаос. Работать в этих условиях будет сложно. Но, «где наша не пропадала». Бухгалтерия все выдержит!

Источник: Центр Консалт

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Як працює логістика у сфері оптових поставок бензину та дизелю

Логістика у сфері оптових поставок бензину та дизельного пального є важливою складовою енергетичної інфраструктури, особливо…

4 дні ago

Чи застосовується підвищуючий коефіцієнт до доходів у негрошовій формі при розрахунку військового збору?

Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…

3 тижні ago

Як вибрати та купити ортопедичний матрац 160×200: практичний гід

Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…

4 тижні ago

Масова розсилка SMS для бізнесу

В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…

4 тижні ago

Як обрати найкращий обмінник?

Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…

4 тижні ago

Мінімальна заробітна плата та прожитковий мінімум у 2025 році

У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…

4 тижні ago