Головна » Юристу » Аналіз законодавства » Блокировка НН по-новому: обзор важных изменений
Аналіз законодавства

Блокировка НН по-новому: обзор важных изменений

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Действующий порядок приостановления регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки к ним снова подкорректировали, в частности, дополнили условиями для применения отсекающих признаков, дающих право на их беспрепятственную регистрацию в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН). Что именно изменили в этот раз?

Известные правила

Как известно, все налоговые накладные (далее – НН) и расчеты корректировки (далее – РК) перед регистрацией в ЕРНН проходят домониторинговую проверку. Тем из них, которые беспрепятственно зарегистрируют в ЕРНН, блокировка не грозит.

Главным условием для этого является соответствие НН/РК хотя бы одному из отсекающих признаков, приведенных в п. 3 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2018 г. № 117 (далее – Порядок № 117). Именно этот пункт Кабмин уже второй раз дополняет условиями для применения отсекающих признаков. Последние изменения внесены согласно постановлению Кабмина от 24.04.2019 г. № 391, которое вступило в силу 11.05.2019 г. Выясним, каким из предоставленных (начиная с 11.05.2019 г.) на регистрацию НН/РК удастся избежать автоматизированного мониторинга, а каким – нет.

Домониторинговая проверка

НН и увеличивающие РК не попадут под мониторинг, если соответствуют одному из трех отсекающих признаков (п. 3 Порядка № 117). Для уменьшающих РК поблажек нет. Они подлежат обязательному мониторингу.

Первый признак

Как и раньше, беспрепятственно регистрируют НН на освобожденные от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) операции или/или которые не подлежат предоставлению получателю.

Второй признак

Он требует соблюдения плательщиками НДС сразу нескольких условий (а их стало больше), а именно:

  • общий месячный объем поставок (без учета НДС) в зарегистрированных НН и РК (с учетом предоставленной НН/РК) < 500 тыс. грн, а с одним покупателем (плательщиком НДС) ≤ 50 тыс. грн. В расчете этих объемов не участвуют РК, составленные в одном месяце, а зарегистрированные в ЕРНН в другом;
  • директор занимает аналогичную должность не более чем у трех (включительно) плательщиков НДС;
  • основная сумма уплаченного в предыдущем месяце НДС (кроме суммы НДС, уплаченной на таможне при импорте товаров) > 20 тыс. грн.

Последнее условие по уплате НДС является новым и, конечно, оно ставит под угрозу регистрацию НН/РК тех плательщиков НДС, которые платят в бюджет < 20 тыс. грн в месяц, или выплачивают > 20 тыс. грн, но в предыдущем месяце возникло отрицательное значение НДС.

Третий признак

Также не подпадают под автоматизированный мониторинг НН/РК, если одновременно выполнены следующие условия:

  • общая сумма уплаченного НДС (кроме суммы НДС, уплаченной на таможне при импорте товаров) за предыдущие 12 месяцев > 400 тыс. грн;
  • одновременно значение показателей D и P такое: D > 0,05, P < Pм х 1,4.

Первое условие – новое. Чтобы его придерживаться, плательщик НДС должен платить ежемесячно как минимум около 33,5 тыс. грн. Как видим, эта планка значительно превышает условие относительно размера уплаченного НДС, предусмотренное вторым признаком (> 20 тыс. грн). Поэтому плательщики НДС, имеющие достаточный уровень налоговой нагрузки, но при этом платят в бюджет НДС в меньших размерах, могут даже не надеяться на успешное прохождение НН и РК домониторинговой проверки.

Второе условие на этот раз оставили без изменений.

Как проводят мониторинг

Автоматизированный мониторинг заключается в проверке не только НН/РК, но и самого плательщика НДС на соответствие определенным критериям оценки степени риска. Эти критерии оставили без изменений. Как и раньше, те НН и РК, которые не прошли домониторинговый «фейсконтроль», будут проверять на соответствие:

  • критериям рискованности плательщика НДС;
  • критериям рискованности осуществления операций;
  • показателям положительной налоговой истории плательщика налога.

Прочие нововведения

Среди прочих нововведений привлекает внимание следующее.

Пункты 23 и 28 Порядка № 117, в которых речь идет о принятии решений относительно регистрации НН/РК в ЕРНН, дополнили условиями соответствия плательщика НДС критериям рискованности. Комиссия регионального уровня, как и раньше, рассматривает предоставленные плательщиками документы и принимает соответствующее решение (о регистрации или отказе в регистрации) в течение пяти рабочих дней и направляет:

  • плательщику НДС – если объем поставок в зарегистрированных в текущем месяце НН и РК (с учетом предоставленной НН) меньше 30 млн грн, а сам плательщик на дату приостановления регистрации НН/РК не соответствовал критериям рискованности плательщика НДС;
  • комиссии центрального уровня – если указанный объем составляет более 30 млн грн и/или если плательщик на дату остановки регистрации НН/РК соответствовал критериям рискованности плательщика НДС.

Заседание комиссии контролирующего органа теперь проводится при наличии материалов для рассмотрения, а не ежедневно, как было раньше.

Также уточнен порядок обжалования решений комиссий.

Так, решение комиссии регионального уровня об отказе в регистрации НН/РК может быть обжаловано в административном или судебном порядке. А соответствующее решение комиссии центрального уровня – только в судебном (п. 27 Порядка № 117).

Кроме того, изменились отдельные приложения. В частности, изложено в новой редакции приложение 1 «Реестр налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена».

Таблицу данных плательщика (приложение 3 к Порядку № 117) оставили без изменений, а значит и алгоритм заполнения остался такой же.

Появились формы новых приложений:

  • приложение 4 «Решение об учете/неучете таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость»;
  • приложение 5 «Решение о неучете таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость».

Кроме того, дополнили двумя приложениями Порядок работы комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, а именно:

  • приложение 1 «Жалоба на решение комиссии регионального уровня об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных»;
  • приложение 2 «Решение по результатам рассмотрения жалобы на решение комиссии регионального уровня, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации».

Резюме

С учетом внесенных Кабмином изменений в Порядок № 117 под мониторинг попадут:

  • НН/РК тех плательщиков, общий месячный объем поставок которых превышает 500 тыс. грн, а по операциям с одним контрагентом – превышает 50 тыс. грн. Даже если в предыдущем месяце было уплачено в бюджет НДС в сумме > 20 тыс. грн, а руководитель является директором только у этого плательщика НДС;
  • НН/РК тех плательщиков, у которых налоговая нагрузка < 5% или общая сумма уплаченного НДС за предыдущие 12 месяцев < 400 тыс. грн;
  • уменьшающие РК.

По материалам Де Визу


Поділіться з друзями - підтримайте проект