Аналітика

Большие победы и поражения малого бизнеса

Меморандум с МВФ говорит об ужесточении упрощенного режима налогообложения.

Естественно, многочисленные защитники малого бизнеса становятся за него горой, обвиняя доноров и правительство во всех тяжких. Впрочем, никакой крамолы в плане правительства нет, более того, на Грушевского не первый год обсуждают проблему “внутреннего офшора” и нашли вполне адекватное ее решение — максимально приблизить условия упрощенного и общего режимов налогообложения. А угроза для мелких предпринимателей очевидна. Любые перемены в системе налогообложения — это как минимум неудобства в краткосрочной перспективе. Но трансформация “упрощенки” может обернуться длительным ухудшением условий работы и ростом налоговой нагрузки.

У правительства аргументов немного, в основном в козырях отельные комплексы, оформленные на ФЛП, и сети брендовых магазинов, выдающие чеки от “упрощенцев”. Это легальная, пусть и крайне агрессивная, налоговая оптимизация. Причина которой в отсутствии, с одной стороны, контроля со стороны фискальной службы, правительству де-факто не подчиняющейся, а с другой — доверия государству со стороны бизнеса. Но при чем здесь мелкие предприниматели? Чего они ждут от государства? И стремится ли кто-то услышать сам малый бизнес?

В парламенте выросла целая плеяда защитников мелкого бизнеса. С кулаком у груди и пеной у рта они боронят интересы. Правда, не всегда понятно, чьи именно. Ведь упрощенная система действительно выгодна, и не только малому бизнесу, но и оптимизаторам с теневиками. И если одни защитники зарабатывают на теме МСБ политические дивиденды, то другие построили еще и весьма прибыльный бизнес, лоббируя интересы далеко не мелких лавочников. Эти же сомнения справедливы в отношении многочисленных бизнес-ассоциаций, которые, защищая интересы микробизнеса, частенько были замечены в лоббизме и продвижении выгод далеко не мелких производителей.

Как нельзя кстати USAID представил аналитический отчет “Ежегодная оценка делового климата”, в котором большое внимание уделено именно малому и среднему бизнесу. Что любопытно, сами предприниматели, принявшие участие в исследовании, несколько иначе смотрят на бизнес-климат и по-другому видят необходимые перемены. Членами каких-либо бизнес-ассоциаций, например, являются только 15% МСБ. И половина тех, кто в разного рода ассоциации не вступил, сделали это потому, что не видят в этом необходимости. Не проявляет малый и средний бизнес и лояльности к государству — 58% его представителей считают государство преградой и ограничением, 28% — врагом и только 14% видят в нем партнера. Но интересно исследование не только этими данными.

В целом бизнес смотрит в будущее с оптимизмом: за прошлый год показатели всех составляющих Индекса делового климата улучшились, кроме долгосрочного планирования. И если планировать на несколько лет вперед предприниматели все еще не рискуют, то в отношении деловой среды, регуляторного климата и темпов роста отмечают положительные перемены. Впрочем, далеко не все так радужно.

Индекс деловой активности, как кратко-, так и долгосрочной, превышает значение индекса оценки деловой среды. По мнению исследователей, это говорит о том, что сектор МСБ будет расти при условии постоянства и результативности реформ, направленных на развитие бизнеса. Долгосрочный индекс деловой активности уменьшился, но его значение остается положительным. Одновременно с повышением оптимизма относительно краткосрочной деловой активности это говорит о том, что предприниматели готовы развивать свой бизнес.

Положительное значение индекса изменений регуляторной среды фиксируется второй год подряд. Но показательно другое: каких-либо принципиальных улучшений за год при этом не произошло. Бизнес отмечает сокращение внеплановых проверок и упрощение регистрации бизнеса. Эти же факторы были позитивными изменениями в 2015-м. При этом другие составляющие не улучшились. Речь о получении санитарных заключений, процедурах сертификации, регулировании экспортных операций, администрировании налогов. Незначительно повысились показатели в отношении получения лицензий и регулирования импортных операций. Но не настолько, чтобы можно было говорить о реальных улучшениях.

Главной проблемой для бизнеса стал недостаточный спрос со стороны как конечных потребителей, так и бизнес-партнеров. Отсутствие спроса представляется для МСБ куда большей проблемой, чем налоговые ставки, сложности администрирования и политическая нестабильность. Именно отсутствие спроса и низкая покупательная способность населения — основные причины того, почему половина опрошенных МСП не планирует расширять деятельность бизнеса в течение следующих двух лет.

Препятствия, касающиеся налогообложения, являются следующими по важности. Высокие ставки налогов препятствуют росту 35% опрошенных — эта доля несколько выросла по сравнению с 2015 г., когда высокие ставки налогов называли препятствием 31% респондентов.

Обременительность налогового администрирования и бухгалтерского учета почти не изменилась — 26% сообщали об этой проблеме в 2015 г. и 27% сообщают о ней в 2016-м. А ведь первая реформа “не только о ставках” к началу 2016-го уже состоялась, что ж эффекта нет? Проблема администрирования налогов, естественно, более актуальна для юридических лиц. Они жалуются и на высокие ставки налогов (38%), и на сложности в администрировании и ведении бухгалтерского учета (29%).

Следующие наиболее распространенные препятствия для развития в 2016 г. касались регуляторной среды. Это частые изменения экономического законодательства и регуляторный прессинг. С этими проблемами сталкивается примерно каждое четвертое опрошенное предприятие. Снова в основном эти беды коснулись юрлиц (30%). Негативное влияние обоих препятствий усиливается с увеличением размера предприятий. Впрочем, порядка 20% ФЛП также называют эти препятствия для развития.

Вообще отчет однозначно говорит об усталости бизнеса от постоянных перемен. С одной стороны, каждый четвертый предприниматель назвал частое изменение законодательства преградой для развития, с другой — более половины опрошенных среди ожидаемых реформ хотят видеть трехлетний мораторий на изменение законов, касающихся ведения хозяйственной деятельности. Если предприниматель уже ждет не столько изменений, сколько их прекращения, это говорит о многом, в том числе и о качестве предлагаемых бизнесу трансформаций.

Свыше 70% руководителей малых и средних предприятий не почувствовали никакого влияния мер по дерегуляции, проводившихся в 2016 г. Более того, еще 17% респондентов сообщили от ухудшении условий деятельности. А вот реальные улучшения заметили лишь 9,8%.

В зависимости от сферы деятельности от 40 до 77,2% опрошенных предпринимателей сообщают, что прохождение регуляторных процедур создает определенные проблемы для их деятельности и роста бизнеса.

Более того, основными проблемами, связанными с администрированием налогов, остаются все те же “нестабильность налогового законодательства, размер штрафных санкций за ошибки, ставки налогов и сборов и частые изменения форм налоговой отчетности”.

Впрочем, взгляд на перспективы меняется в зависимости от размера самого бизнеса. Физические лица-предприниматели оценивают финансово-экономическую ситуацию хуже, чем предприятия, являющиеся юридическими лицами. И чем больше размер предприятий-юрлиц, тем лучше их оценка текущей финансово-экономической ситуации и тем оптимистичнее они оценивают текущую деловую среду. Что любопытно, в отношении грядущих перемен отношение бизнеса меняется на противоположное — среди физлиц-предпринимателей преобладают оптимистичные ожидания относительно изменений деловой среды в течение следующих шести месяцев, а вот среди предприятий-юрлиц всех размеров преобладают негативные ожидания.

Количество предпринимателей, считающих текущую финансовую ситуацию своих предприятий удовлетворительной, віросло за год несущественно — с 56 до 59,6%. Но снова ощутима разница в ответах ФЛП и юрлиц. Ожидаемо, частных предпринимателей, которые считают свое финансовое состояние неудовлетворительным, больше, чем предприятий.

Очевидно и различие между юрлицами разных размеров: чем крупнее бизнес, тем лучше его оценки.

Тем не менее каждое третье предприятие (34,5%) среди опрошенных МСБ отмечает ухудшение финансовой ситуации. Более того, четверть опрошенных не ожидает ее улучшения в ближайшие полгода.

Наиболее масштабные планы по расширению деятельности — у малых и средних компаний. Так, 59% малых и 50% средних предприятий выразили намерение расширить свою деятельность в течение ближайших двух лет. Это самое высокое значение среди всех индексов, вычисленных по результатам этого исследования, но и этот индекс уменьшился по сравнению с 2015 г.

В среднем 27,4 тыс. грн в 2016-м тратили малые и средние предприятия в Украине, чтобы вести бизнес легально. В эту сумму входят регистрация, лицензирование, техническое регулирования, санитарно-гигиенический контроль, проверки и проч. В 2015-м сумма была выше — 29,8 тыс. Правда, исследователи сразу же спешат уточнить, что в 2016 г. уменьшилась не только средняя стоимость регулирования, но и средний размер регулируемого предприятия. И в пересчете на одного работающего регуляторное бремя за прошлый год, наоборот, выросло.

И пусть не утешает читателя снижение затрат на проверки. Самих проверок за год меньше не стало. По сравнению с 2015-м в 2016 г. значительно увеличилась доля МСБ, которые проверялись, по крайней мере, одним контролирующим органом, — с 51 до 68%, соответственно. Также выросло и количество предприятий и предпринимателей, проверки которых закончились уплатой штрафов, — до 60,7% с 34,7, то есть почти вдвое. Соответственно, снижение стоимости проверок за счет меньших по объемам штрафов, конфискаций и неофициальных платежей не говорит о том, что бизнес вдохнул полной грудью. Как минимум время на все эти проверки было потрачено. Учитывая частоту и связанные расходы (как временные, так и денежные, в том числе с учетом неофициальных платежей), наиболее обременительными для предпринимателей остаются проверки налоговой инспекции.

На уплату налогов в 2016 г. малый и средний бизнес тратил в среднем 25% дохода. Это хороший тренд, так как в предыдущем году налоговая нагрузка в среднем превышала 27%. Но надо понимать, что часть среднего бизнеса является ФЛП на общей системе или юрлицами. Их расходы на уплату налогов вдвое превышают расходы “упрощенцев”.

Очевидно, что всех под одну гребенку “малого и среднего” не загребешь, универсальный рецепт для всех не придумаешь. Вот почему идея унификации налоговых правил для всех не найдет стопроцентного отклика у предпринимателей. То, что будет упрощением для одних, обернется сложностями для других. Ведь сомнительно, что после снижение ЕСВ правительство рискнет настолько упрощать общую систему, чтобы в ней было комфортно “единщикам”, это неминуемо приведет к снижению налоговых платежей.

Парадокс в том, что, не желая налоговых изменений, считая их одним из препятствий для развития, малый и средний бизнес считает именно налоговую реформу вместе с дерегуляцией приоритетом. И есть сомнения, что под налоговой реформой следует понимать ликвидацию упрощенной системы. Видимо, речь все же должна идти о сохранении упрощенной системы, но с обязательным созданием условий для роста предприятий, чтобы на микроуровне остались исключительно самозанятые, а остальные росли и постепенно переходили на все-таки реформированную общую систему. Это небыстрый и трудоемкий подход. С одной стороны, нужно все-таки провести нормальную налоговую реформу, которым счет давно потерян, с другой — обеспечить микробизнес инвестициями, необходимыми для роста.

Но главное непреодолимое препятствие — это взять под контроль фискальную службу и начать бороться с налоговыми оптимизациями и оптимизаторами, а не с упрощенной системой как таковой. Без этой составляющей качественно трансформировать систему не получится. Ее либо сохранят под влиянием “защитников бизнеса” с сохранением всех схем, либо ликвидируют под влиянием уставших от этих же схем кредиторов. И беда в том, что честных предпринимателей не устроит ни один из этих вариантов.

Юлия Самаева

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Які правила надання відстрочки для студентів та викладачів?

Міноборони розповідає, що надання відстрочки здобувачам професійної, фахової передвищої та вищої освіти, інтернів і докторантів, а також…

4 дні ago

З 1 лютого будуть зменшені ліміти на карткові перекази

Ще 10 грудня 2024 року окремі банки підписали Меморандум про забезпечення прозорості функціонування ринку платіжних…

6 днів ago

Як заповнювати нову форму ТТН: детальна інструкція від Мінрозвитку

Йдеться про наказ № 1332, яким вносяться зміни до Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні. Документ…

6 днів ago

З якої дати діятимуть оновлені форми та зміст фіскальних чеків?

Податківці у підкатегорії 109.10 «ЗІР» зазначили, що наказом Мінфіну від 30.12.2024 №674 «Про внесення зміни до пункту 4…

2 тижні ago

Чи подавати ФОПам Додаток ЄСВ у складі декларацій за 2024 рік у разі його несплати через “воєнну” пільгу?

Податківці у підкатегорії 201.06 «ЗІР» підкреслили, що відповідно до п. 9-19 розд. VIII «Прикінцеві та перехідні положення»…

2 тижні ago

Безопасность интернет-платежей — виды мошенничества и способы защиты

Сегодня не выходя из дома можно осуществить практически любой базовый финансовый процесс (оплатить покупки, билеты,…

2 тижні ago