-
Руководить компанией — невероятно тяжелый труд. Никакой опыт и образование не подготовят вас к тому, что он требует.
-
Очень часто вам захочется все бросить. Не поддавайтесь этому желанию.
-
Готовьтесь к тому, что вы будете одиноки. Вы не сможете никому рассказать обо всем, что творится у вас на работе.
-
Главная черта предпринимательства — неопределенность. У вас не будет никаких гарантий, что ваше дело проживет год, месяц или даже неделю. Приучите себя к этому чувству неопределенности.
-
Иногда вы будете просыпаться в слезах. Не надо из-за этого переживать, просто смиритесь.
-
Если вы состоите в браке, ваш(а) супруг(а) будет играть для вас очень важную роль. Он(а) будет единственным человеком, которому вы сможете обо всем рассказать. Именно он(а) сможет высказать независимое мнение со стороны и поддержит вас в трудный миг.
-
Быть руководителем компании значит сначала делать в ней абсолютно всё, а затем распределить полномочия между сотрудниками, когда фирма подрастет.
Ключевые обязанности
-
Вам придется принимать множество решений. Если вы будете слишком тщательно их обдумывать, то замедлите рост своего дела, но если будете слишком импульсивны, то, скорее всего, допустите ошибки.
-
Именно вы должны придумать и рассказать всем о концепции развития вашей компании. Ее нельзя придумать совместными усилиями всей команды. Конечно, вам надо выслушать мнение каждого, но конечное решение должны принять именно вы.
-
Вы определяете корпоративную культуру и, что самое важное, вы должны ее защищать. Люди обязательно будут повторять за вами.
-
Ваша главная обязанность как основателя и главы компании заключается в том, чтобы проследить за тем, чтобы у вашей фирмы никогда не закончились деньги.
-
Генеральный директор всегда должен заниматься продуктом. Можно не участвовать в разработке каких-то других функций, но только не основного продукта.
-
Успех вашей организации зависит от умений вашей команды. Когда человек устраивается на работу, он не может знать о ней все. Вы обязаны проследить за тем, чтобы все сотрудники прошли необходимое обучение.
Принятие решений
-
У вас никогда не будет всей информации, необходимой для принятия решений. Зачастую вам придется полагаться на собственную интуицию.
-
Интуицию можно развивать. Основатели великих компаний принимают верные решения не потому, что у них есть вся необходимая информация, а потому что обладают обширными знаниями. Именно из них и складывается интуиция.
-
Вы будете чаще ошибаться, чем поступать правильно. Главное — рано обнаружить собственные ошибки, извлечь из них урок и никогда их не повторять.
-
Если вы приняли неправильное решение, не отказывайтесь от него. Люди будут вас уважать за то, что вы готовы признать свои ошибки.
-
Найдите время, чтобы объяснить свое решение. Окружающие должны знать, как вы к нему пришли.
-
Не будьте слишком осторожны. Чаще всего скорость, с какой вы приняли решение, важнее его правильности. У вас еще будет время все исправить. Иногда хорошее решение оказывается лучше идеального.
-
Иногда могут возникнуть ситуации, когда вам надо принять решение, в которое никто не верит. Если вы на 100% уверены в своем выборе — не отступайте, ведь кто, как не вы, видит всю картину в целом?
-
Когда вам надо принять важное стратегическое решение, отвлекитесь от повседневной работы. Полностью расслабьтесь. Отложите все дела, а затем подумайте о том, что нужно. Задумайтесь о том, как ваше решение может повлиять на будущее компании и какую выгоду вы извлечете.
-
Возможно, вы столкнетесь с решениями, которые смогут значительно изменить направление вашего бизнеса. Нельзя предугадать все их последствия. Иногда их стоит обдумать, а порой действовать по воле случая.
-
По прошествии времени все хорошие решения кажутся очевидными, ведь нам проще объяснить череду событий, чем ее предугадать. Не обманывайтесь и не думайте, что нашли идеальный шаблон действий.
-
Если вам нужно уволить некомпетентного сотрудника или снять с производства продукт, помните, что такие решения нужно принимать как можно раньше.
Корпоративная культура
-
Вы — хранитель корпоративной культуры. Именно вы определяете, что допустимо, а что — нет. Если вы не будете преданы этому делу, то лишитесь всей корпоративной культуры.
Всегда проще нанять сторонников вашей культуры, чем привить ее тем, кто в нее не верит. Если человек не соответствует культуре вашей компании, не берите его на работу, даже если он хороший специалист.
-
Культура появляется, только когда о ней постоянно говорят. Вам надо повторять, цитировать, говорить и кричать о вашей культуре.
-
Не существует определения хорошей корпоративной культуры. Она должна рассказывать не только о светлом будущем, но и вызывать резонанс.
-
Культура вашей компании может меняться. Да, вы можете определить ее основные принципы, но в целом культура развивается по мере роста компании.
-
Хорошая корпоративная культура должна включать в себя две вещи — уважение к окружающим и открытость к общению.
Лидерство
-
Довольно быстро вы поймете, что ваше влияние как отдельного лица ничтожно по сравнению с влиянием, которое вы можете оказывать на посту лидера.
-
Лучший способ руководить людьми — это подавать им пример. Хороший лидер указывает, как надо делать, а великий — показывает.
-
Самое главное, что вы можете дать своим подчиненным, как лидер, это свое время. Иногда они не будут понимать, что им дальше делать. В такие трудные моменты им надо знать, что вы рядом.
-
Люди будут на вас равняться. Иногда даже в таких делах, в которых они разбираются лучше вас. Вам не нужно принимать за них решения, просто покажите им свою уверенность.
-
Если люди не боятся сообщать вам плохие новости, то вы хороший лидер.
-
Вся политика начинается с руководства. Если вы займете чью-либо сторону, то за вами последует вся компания.
-
Ни при каких обстоятельствах не кричите на ваших сотрудников. Иначе всё пойдет наперекосяк. Проявлять строгость — нормально, а орать на людей — нет.
-
Людям нужен источник вдохновения. Быть лидером — значит их вдохновлять, а для этого лучше рассказывать какие-нибудь истории.
-
Регулярно общайтесь со всей командой. Как именно и как часто — зависит от вас. Можно уделять полчаса каждую неделю или три часа ежемесячно. Я лично провожу общее собрание All Hands каждый месяц. Вот уже три года их посещаемость составляет более 80%.
-
Мало кто из сотрудников способен критиковать ваши решения, особенно если вы часто появляетесь на публике. Из-за отсутствия критики ваши взгляды могут стать ограниченными. Чтобы этого не произошло, вам нужно, во-первых, создать близкий круг советчиков, которые смогут высказать суровую правду вам в лицо, а во-вторых, организовать корпоративную культуру компании таким образом, чтобы сотрудники вас не боялись.
Самоорганизация
-
В первую очередь вам нужно научиться управлять своим временем. Ваше время — это редкий ресурс, который нужно ценить. Откажитесь от всех бесполезных занятий.
-
Научитесь правильно работать с почтой. Какими бы средствами коммуникации вы ни пользовались, вам все равно придется с ней сталкиваться.
-
Пользуйтесь календарем — каждое воскресенье потратьте полчаса на то, чтобы разобраться с планами на неделю.
-
Научитесь правильно распоряжаться деньгами. Каждый месяц следите за следующими показателями — расходы, прибыль, деньги на зарплату сотрудников и количество средств в банке. Сделайте так, чтобы вы могли регулярно получать всю эту информацию.
-
Все, что творится в компании, в конечном счете доходит до вас. Вскоре вам станет тяжело справляться с таким потоком информации. Вам нужно будет научиться с ним работать.
Управление персоналом
-
Наймите кадровика еще на ранних этапах развития компания. Оптимальное для этого время — это когда в вашей компании работает уже 30 человек.
-
Чем раньше вы начнете пользоваться системой оценки эффективности сотрудников, тем лучше. В самом начале работы вы знаете, кто чем занимается, но когда ваша компания вырастет, вы не сможете за всем уследить. Лучше всего ввести такую систему, когда в вашей организации работает 40-50 человек.
Кадр из сериала «Форс-мажоры» -
Не забывайте о важности индивидуальных бесед с сотрудниками. Проводите такие беседы, как минимум раз в месяц, со всеми, кто работает с вами напрямую. Их должны проводить и другие топ-менеджеры компании.
-
Ставьте цели — каждому сотруднику нужна какая-то цель, чтобы вносить в дело полезный вклад. Зачастую сотрудники работают недостаточно эффективно не потому, что не хотят работать, — им просто надо подсказать нужное направление. Лучше всего ставить цели на квартал.
-
Оставляйте отзывы о работе. Вы должны давать как положительные, так и отрицательные отзывы. Прежде чем высказать свою оценку, нужно подготовиться. Оставляйте негативный отзыв, опираясь на факты, а не чувства. Не нужно применять «метод сэндвича», когда критика сдабривается похвалой. Говорите о плохом и хорошем, как оно есть.
-
Но недостаточно просто указать на промах — вам нужно подсказать сотруднику, в каком направлении он должен двигаться, чтобы исправиться. Если вы не говорите, как можно улучшить ситуацию, вы тратите время впустую.
-
Благодарите каждого сотрудника и делайте это часто. Хвалите за успехи и не откладывайте похвалу на потом. При этом не забывайте об искренности.
-
Обычно люди уходят из компании не потому, что им мало платят, а потому, что думают, что с ними поступают нечестно. Не нужно пытаться стать лучшим работодателем в мире, просто делайте все возможное и давайте сотрудникам понять, что вы с ними честны.
-
Организуйте процесс адаптации новых сотрудников. Разобраться в делах маленькой компании довольно легко. Но когда у вас работает более 30 человек, новому сотруднику будет непросто. Придумайте, как можно ввести новичка в курс дела и познакомить его с коллегами и вашим продуктом.
-
У вас должна быть строгая система отчетов. У вас должен быть доступ к максимальному количеству информации в компании. Когда ваша фирма подрастет, вы поймете, что вам становится очень трудно получить все данные. Именно поэтому вам нужны люди, которые будут напрямую отчитываться перед вами обо всем. Каждый действующий руководитель должен лично сообщать вам о новостях каждые две недели.
Совещания
-
Нравится вам или нет, но вам придется проводить совещания. Главное, чтобы они были продуктивными. Вы должны присутствовать только на собраниях, где вы должны принять какое-то решение или получите какую-то информацию. Продуктивность совещаний первого типа полностью зависит от вас, а второго — от того, как вы обучили своих сотрудников. Откажитесь от собраний, где не принимаются никакие решения и где вам сообщают то, что вы уже знаете.
-
Основатель компании Intel Энди Гроув рассказал в своей книге «Высокоэффективный менеджмент» о том, кто такой «председатель собрания». Это человек, который ведет собрание, начинает обсуждения и принимает решения. Поскольку вы генеральный директор компании, вам часто придется быть председателем собрания. Если вы явитесь на совещание без подготовки, вы лишь впустую потратите время окружающих. Запомните основное правило: на каждый час совещания уходит 30 минут подготовки.
-
Вам не нужно руководить каждым собранием. Будучи основателем компании, у вас может возникнуть такое желание, но вы должны ему сопротивляться.
-
Прямо спрашивайте о том, надо ли вам присутствовать на собрании. Если вы нужны, узнайте про распорядок мероприятия и о том, что именно от вас потребуется. В противном случае откажитесь от участия.
Найм сотрудников
-
С каким бы вниманием вы ни относились к подбору персонала, вы все равно когда-нибудь допустите ошибку. Не существует универсального метода проведения собеседований, так что не упрекайте себя за совершенные промахи.
-
Подходите к подбору персонала объективно.
-
Не углубляйтесь в прошлые достижения кандидата, больше расспрашивайте о том, что он может сделать на позиции, на которую тот претендует.
-
К собеседованиям нужно готовиться. Составьте список обязательных вопросов. Неважно, в каком порядке их задавать. Главное — ничего не упустить.
Кадр из сериала «Форс-мажоры» -
Задавайте вопросы так, чтобы мысленно сказать этому человеку «да», «скорее всего» или «нет». Если по какой-то причине вам хочется отказать кандидату — значит, он вам не подходит. В вашем вердикте должен преобладать ответ «да».
-
Попросите кандидата рассказать о своих былых ошибках. Неудачи расскажут вам о человеке больше, чем успехи.
-
Поставьте себе цель — например, в первые два года работы компании проводить как минимум 15 собеседований в неделю.
-
Не ищите универсальные схемы собеседования — их не существует. Некоторые люди хорошо умеют проходить собеседования, а некоторые нет.
-
Создайте в компании круг людей, в чьей преданности вы будете абсолютно уверены. На них вы сможете положиться в трудной ситуации. Воспользуйтесь их советом при наборе ключевых сотрудников.
Финансирование
-
Нравится вам это или нет, но вам постоянно придется искать финансирование. Постоянно практикуйте ваш питч, чтобы вы смогли его сделать в любое время и в любом месте.
-
Получение инвестиций — не важное событие, не достижение, а неизбежное зло.
-
Чтобы получить финансирование, вам нужно рассказать историю. Инвесторов гораздо больше интересует ваша история, а не голые факты.
-
Внимательно выбирайте инвесторов. С этими людьми вам предстоит принимать самые сложные решения в компании.
-
Если вам приходится выбирать между дополнительным доходом и благоприятными условиями — выбирайте последнее. Лучше у вас в банке будет на полмиллиона меньше, чем если вы будете работать в жестко ограниченных условиях.
-
Не надо искать инвестиции только в случае необходимости. Собирайте деньги в благоприятное время и делайте это как можно раньше.
-
Постарайтесь получить максимальное количество инвестиций. Иногда ваша компания может потерпеть неудачу по причинам, которые вы никак не можете контролировать. Лучше всегда иметь средства на черный день.
-
Научитесь спокойно воспринимать отказы. Большинство инвесторов откажут вам не потому, что у вас плохая компания, а потому, что они не поняли, чем вы занимаетесь. Один положительный ответ стоит 99 отрицательных.
-
Поиск инвесторов не должен полностью занимать все ваши мысли. Да, это ваша обязанность номер один, но у вас есть и другая работа. Не стоит забивать на руководство компанией ради поиска инвесторов.
Что еще вы должны делать
-
Побольше читать. Поставьте себе цель каждый месяц прочитывать хотя бы одну книгу.
-
Обзаведитесь связями. В самом начале работы вашей компании постарайтесь познакомиться со множеством людей. Позднее вы уже сможете выбирать, с кем именно встречаться.
-
Не забывайте брать отпуск — он вам нужен, как никому другому. Устраивайте себе спонтанные и частые выходные — и вы удивитесь, сколько удивительных мыслей вам может прийти в голову во время отдыха.
Фото: usanetwork.com -
Вам придется много выступать на публике — как перед собственными сотрудниками, так и перед посторонними. Делайте это сознательно. Репетируйте каждую важную речь.
-
Вы должны заботиться о негативных последствиях в вашей компании. Положительные последствия сами о себе позаботятся. Постоянно обдумывайте, что может пойти не так.
-
Работа генеральным директором может негативно сказаться на вашем психическом состоянии. Один из способов сохранить здоровую психику — это заниматься физическими нагрузками. Заведите себе привычку делать разминку как минимум пять дней в неделю (или займитесь спортом).
-
Вы будете постоянно вести переговоры — с инвесторами, клиентами, сотрудниками, кандидатами и другими людьми. Освойте искусство ведения переговоров.
-
Каждый раз, когда вы говорите чему-то «да», вы от чего-то отказываетесь. Думайте, на что вы соглашаетесь.