Сравнительно новое понятие «аутсорсинг» в последнее время довольно прочно вошло в наш лексикон. А между тем, еще в начале прошлого века в западноевропейских странах и США стали появляться фирмы, которые работали в сфере удаленного администрирования, оказывая различные услуги.
Задачи аутсорсинга
Слово «аутсорсинг» английского происхождения, его дословно можно перевести как «внешний источник».Аутсорсинг представляет собой передачу аутсорсеру (внешнему исполнителю) на оговоренное время определенных функций, которые для заказчика не являются специфическими. Так, многие компании, не имеющие в штате юристов, прибегают к помощи юридических фирм. Или же фармацевтическая компания может передавать сторонней организации бухгалтерские функции. И таких примеров может быть довольно много, когда компании-профессионалу в определенной сфере передаются некоторые задачи, которые трудноосуществимы для заказчика. Стоит обратить внимание, что обязательным условием аутсорсинга является передача функций аутсорсеру на постоянной основе, когда профессиональная поддержка оказывается непрерывно и долгосрочно. Услуги, которые оказываются лишь периодически, к аутсорсингу не относятся.
Прежде всего, аутсорсинг имеет целью недопущение распыления трудовых и денежных ресурсов на ведение деятельности, не характерной для компании. Это позволяет лучше сосредоточиться на первоочередных задачах, высвободить дополнительные резервы, развивать новые, перспективные направления. Существует мнение, что к аутсорсингу прибегают с целью экономии средств, но эта причина вовсе не относится к основным.
В России чаще всего аутсорсерам передаются такие задачи:
- юридическое сопровождение;
- бухгалтерский учет;
- ведение кадров;
- клининговая деятельность;
- транспортные услуги и логистика;
- услуги переводчиков;
- рекламная деятельность;
- обслуживание информационного оборудования;
- охранные услуги.
Специфика аутстаффинга
В современных трудовых отношениях все чаще можно встретить такую форму сотрудничества, как аутстаффинг. Это слово можно перевести с английского как «выведение за пределы штата». Суть аутстаффинга заключается в том, что компания-исполнитель предоставляет компании-заказчику некоторое число своих специалистов для выполнения оговоренных работ. Важно, что при этом рабочая сила переходит в распоряжение заказчика без возникновения каких-либо правовых отношений. Наряду с термином «аутстаффинг» можно встретить и более понятное словосочетание — заемный труд. Различают такие виды аутстаффинга:
- Использование персонала, приглашенного извне.
- Использование персонала, входящего в штат, в непривычных для него направлениях.
Для неспециалиста трудно сразу разграничить аутсорсинг и аутстаффинг. Тем не менее, они существенно отличаются. При аутсорсинге исполнитель сам занимается подбором кадров для заказчика, вступает с ними в трудовые отношения, выплачивает зарплату и удерживает налоги согласно действующим законодательным нормам. Затем эти работники передаются заказчику для выполнения оговоренных функций. Этот персонал сам может осуществлять производственный процесс, управлять им и выполнять другие работы.
Примечательно, что выполнять свои функции делегированные работники могут как на территории заказчика, так и на своем привычном рабочем месте. Если возможна удаленная работа, персонал может вообще не появляться у заказчика. Последний не выполняет никаких финансовых обязательств перед работниками, это возлагается на исполнителя. Заказчик же обязуется оплатить услуги компании-аутсорсера. Осуществление операций аутсорсинга регулируется главой 39 Гражданского кодекса РФ, которая рассматривает оплачиваемое оказание услуг.
Договор аутстаффинга
Аутстаффинг предусматривает заключение договора, на основании которого происходит временная передача в распоряжение заказчика одного или нескольких работников для выполнения определенных заданий. Эти сотрудники должны обладать необходимыми знаниями и умениями. Их основные рабочие места остаются прежними, но на некоторое время у них появляется новый работодатель. Аутстаффинг характеризуется тем, что при такой форме кадрового управления между работником и заказчиком возникают трудовые отношения. На некоторое время часть штата компании-исполнителя переходит в полное распоряжение компании-реципиента. Роль исполнителя же в том, чтобы из числа своих сотрудников выделить квалифицированных специалистов, которые справятся с поставленными задачами.
Таким образом, главное различие между аутсорсингом и аутстаффингом кроется в разного рода отношениях, возникающих между заказчиком и наемными работниками.
Как аутсорсинг, так и аутстаффинг не только несут в себе определенную выгоду для сторон, но и содержат некоторые риски. Недостатком аутстаффинга является его недостаточное законодательное регулирование. Это способствует росту числа злоупотреблений в данной сфере, что, естественно, привлекает частые проверки налоговых органов. Что касается аутсорсинга, то здесь проблем возникает существенно меньше.
Особенности аутстаффинга
Если говорить упрощенно, то аутстаффинг представляет собой договорные отношения, на основании которых исполнитель за оговоренную плату обязуется на территории заказчика выполнить для него определенные работы или оказать ему услуги, для чего используется рабочая сила исполнителя. Последний сам набирает штат и подыскивает подходящих специалистов. Договор может содержать и некоторые условия по подбору работников, которые будут направлены заказчику. Дополнительные обязательства, которые закладываются в документы, в частности, затрагивающие выбор подходящих специалистов, могут таить в себе довольно опасные противоречия. Стороны, избравшие аутстаффинг как форму договорных отношений, могут ожидать непростые ситуации.
Среди них, в первую очередь, нужно отметить такие:
- несоблюдение трудового законодательства;
- судебное оспаривание положений договора;
- нарушения с уплатой налогов.
Аутстаффинг относится к новым явлениям в российской экономике, потому законодательное поле для его функционирования прописано еще недостаточно детально. Эти нюансы должны учитывать все бизнесмены, которые выбрали данную форму договорных отношений. Особое внимание необходимо в вопросах налогообложения.
Это важно, поскольку налоговые органы нашей страны очень пристально следят за всеми случаями использования аутстаффинга в управлении персоналом. Они рассматривают данную схему, прежде всего, как способ уклонения от уплаты налогов. Со своей стороны, специалисты считают, что аутстаффинг не относится к безопасным методам снижения налоговой нагрузки.
И все же данная процедура продолжает использоваться, поскольку судебная практика подтверждает перспективность такого направления. Ведь исход любого разбирательства во многом зависит от того, каким образом трактуется буква закона и под каким углом рассматриваются те или иные ситуации.