Головна » Власнику бізнеса » Фінанси » Что такое маржа
Фінанси

Что такое маржа

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Вести успешную деятельность в какой-либо сфере часто мешает недостаток знаний. Потому, прежде чем приниматься за дело, нужно разобраться в терминологии и основных понятиях. Одним из достаточно сложных понятий для начинающих предпринимателей является маржа. А тем не менее, этот термин очень часто можно встретить в различных сферах бизнеса. И в каждой из них маржа имеет свое определение, свои нюансы и особенности.

Понятие в экономике

Под маржой в торговле понимают разницу между стоимостью реализации продукции и ее себестоимостью. Кроме того, этот показатель широко применяется и в других сферах (фондовый рынок, банковское дело и т. д.). И везде определение этого понятия несколько отличается, имеет свою специфику. Маржа может быть и абсолютной величиной, и относительной.

marzha

Для начала рассмотрим суть этого понятия в торговле. Здесь для измерения маржи используются два значения: цена продажи и себестоимость товара.

Для вычисления применяется такая формула:

Маржа = (Цена продажи — Себестоимость) / Цена продажи × 100%.

Величины в формуле измеряются в любой денежной единице.

Когда специалисты анализируют, насколько эффективно работает предприятие, они особое внимание уделяют валовой марже, которая представляет собой разницу между общей выручкой компании и дополнительными расходами. К последним также относят переменные затраты. На них непосредственно влияет объем производства. Валовая маржа очень важна и для определения чистой прибыли компании, которая в свою очередь влияет на формирование основных фондов.

Характерно, что маржу по-разному понимают в нашей стране и в Европейском Союзе. У нас маржу приравнивают к чистой прибыли, составляющей разницу между стоимостью продажи и себестоимостью. В Европе же маржа — это величина относительная, которая рассчитывается путем деления прибыли от реализации на размер выручки по отпускной цене. Этот показатель является очень важным для анализа эффективности работы предприятия.

Применение в банковской сфере

В банковском деле применяют понятие кредитной маржи. Она формируется за счет неравенства между стоимостью приобретаемого товара и суммой, которая выдается в кредит. Все условия описываются в кредитном договоре. Прибыль любого банковского учреждения формируется за счет того, что процентная ставка по предоставляемым кредитам устанавливается выше, чем по депозитным вкладам. В данном случае мы имеем дело с процентной маржой. Ее можно вычислить, отняв от процентной ставки по доходным операциям ставку по финансовым обязательствам банка. Чистая прибыль у банкиров формируется благодаря кредитованию и инвестированию.

Если кредит предоставляется под залог имущества, используется термин «гарантийная маржа». Она возникает, когда залоговое имущество стоит дороже, чем сумма предоставляемого кредита.

Использование в биржевой деятельности

При торговле фьючерсами используют понятие вариационной маржи. Она возникает из-за того, что на направление биржевых котировок постоянно меняется. Рассчитывают вариационную маржу с момента заключения сделки.

Предположим, мы открыли позицию на приобретение фьючерсного контракта на какой-либо торговый инструмент по цене 140000 пунктов, а через некоторое время котировки выросли до 140100. Тогда вариационная маржа составит 100 пунктов. Исходя из цены одного пункта можно вычислить значение маржи в денежной единице. Если сделка сохраняется до конца дня, то по окончании торгового дня положительная маржа превратится в доход, а с открытием новой сессии начнется расчет новой маржи.

Таким образом, за каждый день торгов будет определяться маржа в размере прибыли или убытка по сделке. Если же позиция не закрывается в течение нескольких дней, то каждодневная маржа суммируется, и выводится общий результат. По имеющемуся текущему итогу мы сможем сделать вывод о правильности или ошибочности заключенной сделки. Если результат будет положительным, значит, позиция открыта правильно и приносит прибыль. Если же итог отрицателен, позиция приносит убыток.

Отличие маржи от наценки

Биржевая деятельность весьма специфична и знакома далеко не всем. Соответственно, и значение маржи в этой сфере понятно преимущественно брокерам и трейдерам. Понятие торговой маржи существенно отличается и применяется в более широких кругах. Но и этот термин, несмотря на значительное распространение, не все понимают правильно, считая, что торговая маржа и торговая наценка — это одно и то же.

Тем не менее, очень легко разобраться, чем отличаются эти величины. Если наценка определяется делением значения прибыли на значение себестоимости, то при определении маржи значение себестоимости заменяется значением цены реализации.

Лучше уяснить, чем маржа отличается от наценки, поможет конкретный пример.

Если товар был закуплен по 75 гривен, а продан по 100, то размер наценки составит:

(100-75)/75=0,33, то есть 33% от себестоимости.

Маржа в этом случае будет равняться:

(100-75)/100=0,25, то есть 25% от цены реализации.


Поділіться з друзями - підтримайте проект
Мітки