Толчком к развитию юнит-экономики стало распространение интернет-аналитики — появилась возможность анализировать эффективность коммуникаций и воронки продаж.
Важно, что юнитом может называться не только клиент, который заплатил (клиент — принятое определение юнита в первую очередь для SaaS-проектов). Так, например, в мобильных приложениях и играх это будет новый пользователь. А для интернет-издания или сервиса — подписчик (рассылки, демо-версии продукта). Также в качестве юнита можно рассматривать единицу товара.
Прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные затраты
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные затраты
Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты
Все дальнейшие расчеты в юнит-экономике строятся на этих трех формулах. Если маржинальная прибыль выше постоянных затрат, бизнес успешен. В самом простом примере переменные затраты равны себестоимости продукта.
Маржинальная прибыль 1 товара = Цена – Себестоимость
Тогда совокупная маржинальная прибыль определяется как общее число проданных товаров, умноженное на их цену за вычетом себестоимости.
Чтобы оценить прибыль или убыток с одной единицы товара, используется следующая формула:
Цена продажи – Расходы = Прибыль (Убыток)
Это самая ггрная оценка, но она позволяет понять, сколько продаж нужно, чтобы бизнес стал приносить прибыль. Для расчета точки безубыточности используется следующая формула:
Постоянные затраты / Прибыль с 1 продажи = Необходимое число продаж
Формула имеет определенное ограничение — она подходит для бизнеса, где монетизация происходит за счет продажи единичных товаров. Например, интернет-магазинов.
Допустим, Amazon покупает книгу за $10 и тратит еще $5 на осуществление заказа, в результате себестоимость книги составляет $15 (COGS). При этом цена книги для покупателя Amazon — $20. Компания в плюсе на $5 валовой прибыли; после уплаты налогов остается $3 чистой прибыли.
Предположим, что Amazon решает инвестировать $5 в свое развитие. В итоге компания в минусе на $2, верно? Не совсем. Разница между этим примером и плохим расчётом юнит-экономики в том, что Amazon не теряет деньги на каждой отдельной транзакции. Поэтому бизнес может снова стать прибыльным в любой момент, если руководители замедлят расширение.
Любой бизнес представляет собой сложную систему. Чтобы оценить его эффективность, необходимо учитывать десятки факторов, ключевых показателей и параметров Юнит-экономика стремится упростить задачу, измеряя рентабельность на уровне «юнита». От того, что за него принимают, зависит подход к расчету юнит-экономики.
Метод 1: Единица как «Проданный один товар»
Если единица определяется как «один проданный товар», то вы можете определить юнит-экономику, рассчитав маржинальную прибыль, которая является доходом от одной продажи за вычетом переменных затрат, связанных с этой продажей. Уравнение выражается как: Margin = (Average Price — COGS)/Average Price.
Предположим, показатель решил рассчитать владелец кафетерия. Каждое блюдо, которое он продал, представляет собой юнит или единицу. Его ценность определяет продукты и ресурсы, необходимое для их приготовления. Тогда используем формулу выше: Маржинальная прибыль = Выручка — Переменные затраты.
Метод 2: Единица как «Один клиент»
Юнитом может выступать подписчик, тогда в расчёт берут, сколько потрачено на привлечение клиента и сколько стоит предоставить им услугу. Доход в этом случае — это соотношение пожизненной ценности (LTV) и стоимости привлечения клиента (CAC). Следовательно, уравнение, которое формирует юнит-экономику в этом случае, выглядит следующим образом: UE = LTV / CAC.
Поставщик услуг теперь подсчитывает свои затраты (фиксированные и переменные). К переменным относятся: стоимость сервера, пропускная способность и затраты на рекламу для привлечения пользователей. Предположим, что стоимость рекламы составляет $2 за тысячу показов (CPM). За сколько показов компания платит, прежде чем получит клиента? Допустим, 1000 показов. Таким образом, стоимость за установку (CPI, то есть стоимость привлечения клиента) составляет $2. Чтобы принести компании прибыль, пользователь должен проработать не менее 20 дней. (20 дней * 10 центов / день = $2).
В следующем анализе возьмем количество подписчиков в качестве единицы экономики Netflix.
Соотношение CLV и CAC у Netflix составляет 3,5. На каждый €1, вложенный в маркетинг, Netflix приносит €3,5 валовой прибыли. Еще одна интересная цифра для расчета — период окупаемости, который представляет собой количество месяцев, необходимое компании, чтобы окупить маркетинговые инвестиции, чтобы привлечь новых клиентов.
По данным neilpatel.com, ежемесячный отток пользователей Netflix составляет 9,7%.
После вычитания периода окупаемости из количества месяцев жизни клиента получается, что каждый подписчик дает прибыль в течение 7,3 месяцев.
Путаница между реальными фиксированными затратами и переменными
Самая большая ошибка, которую предприниматели совершают при выполнении анализа юнит-экономики. Независимо от того, рассчитываете ли вы просто свою маржинальную прибыль или анализируете CLV/CAC, важной частью уравнения является то, какие расходы имеют место.
Правило простое: юнит-экономика рассматривает только переменные, а не постоянные затраты. Но на практике различие между постоянными и переменными затратами часто не так однозначно.
Хрестоматийное определение переменных следующее: переменные затраты напрямую связаны с продажами. Следовательно, переменные затраты варьируются в зависимости от объемов производства. Распространенными примерами переменных затрат являются себестоимость проданных товаров (COGS), стоимость доставки и упаковки и другое.
Тщательное включение всех переменных затрат в анализ экономики единицы жизненно важно, так как имеет существенное значение для правильных расчетов.
Абсолютные числа имеют значение
Следующая распространенная ошибка — пренебрежение абсолютными значениями. Часто возникает соблазн сосредоточиться исключительно на процентной марже или на соотношении CLV и CAC. В случае сомнений предлагаем проявить осторожность. Включите как можно больше затрат в свои расчёты юнит-экономики. Так вы получите только положительные сюрпризы, а не наоборот.
Масштабирование убыточного бизнеса = банкротство
Название говорит само за себя, но для лучшего понимания посмотрим на пример. Bento — запущенный в 2015 году стартап, который поставлял адаптивные «боксы бенто» и привлек 2 миллиона долларов стартового капитала в Сан-Франциско. Всего через несколько месяцев после запуска руководители Bento осознали, что они тратят на 30−40% больше денежных ресурсов, чем предполагали изначально. При этом компания росла невероятными темпами — 15% в неделю.
Подробный анализ разрешил загадку: Bento продавал свои коробки по $12, хотя изготовление каждой обходилось в $32. С учетом затрат на кухонный персонал, оборудование, ингредиенты и так далее, Bento терял $20 на каждой продаже. Даже после сокращения расходов, привлечения дополнительных средств, смены бизнес-модели компании удалось достичь только минимальной рентабельности.
Не масштабируйте убыточный бизнес. Изучите экономику своего подразделения, убедитесь, что маржа вклада положительна, и внимательно следите за переменными затратами.
Метрика | Определение | Формула |
---|---|---|
User | Пользователь, базовая сущность, обозначает человека, который ознакомился с рекламой. | — |
UA (User acquisition) | Число привлеченных пользователей. То есть количество тех, кого мы познакомили с нашим продуктом посредством маркетинговых каналов, например, контекстной рекламы. | — |
Marketing costs | Затраты на маркетинг. | — |
COGS (Cost of Good Sold) | Затраты на каждую продажу, ее себестоимость. Это переменные затраты, которые увеличиваются пропорционально объемам продаж. Например, сюда относится доставка. | — |
1sCOGS (First sale COGS) | Дополнительные расходы, которые приходится нести, чтобы совершить первую продажу. | — |
Fix COGS | Постоянные расходы бизнеса. Издержки, которые необходимо нести в любом случае. Сюда относятся фонд оплаты труда, аренда офиса и т.д. | — |
C1 (Conversion to first purchase) | Конверсия в первую покупку, то есть процент тех, кто впервые из пользователя стал покупателем. | — |
B (Buyer) | Покупатель, клиент. Количество клиентов с общего потока пользователей определяется по формуле. | Buyer = User Acquisition × C1 |
AvP (Average Price) | Средний чек, сумма, которую в среднем платят пользователи за нашу покупку. Определяется соотношением дохода на количество заказов. | Average Price = Revenue/Orders |
APC (Average Payment Count) | Количество повторных покупок, среднее число покупок на одного платящего пользователя за определенный промежуток времени (по умолчанию считается за все время жизни). Определяется соотношением общего количества заказов на количество клиентов. | APC = Orders/Buyers |
ARPC (Average Revenue per Customer) | Средний доход на клиента. Это показатель того, сколько мы зарабатываем с продаж за выбранный период без учета маркетинговых затрат. | ARPC = (AvP − COGS) x APC − 1sCOGS |
ARPU (Average Revenue per User) | Средний доход на одного пользователя без учета маркетинговых затрат. | ARPU = ARPC x C1 |
ARPPU (Average Revenue Per Paying User) | Доход с платящего пользователя за вычетом издержек, то есть выручка на одного платящего пользователя. Определяется как средний доход на одного пользователя без учета маркетинговых затрат, разделенный на коэффициент первой конверсии. Также можно определить, умножив количество повторных покупок на средний чек. | ARPPU = ARPU/C1 или ARPPU = APC × Average Price |
CAC (Customer Acquisition Cost) | Стоимость привлечения клиента. Метрика учитывает все затраты до получения клиента. Вычисляется как соотношение маркетинговых издержек на количество клиентов. | CAC = Marketing Costs/Buyers |
CPA (Cost per Acquisition) | Стоимость одного привлеченного пользователя в начало воронки, то есть на посадочную страницу. Вычисляется как соотношение маркетинговых издержек на всех пользователей. | CPA = Marketing Costs/UA |
Margin | Прибыль. Определяется путем вычета себестоимости продукта из среднего чека и деления на него же. | Margin = (Average Price – COGS)/Average Price |
Profit | Чистая потоковая прибыль без учета постоянных расходов. | Profit = UA × (−CPA + ARPU × Margin) |
Profit final | Чистая потоковая прибыль за вычетом постоянных издержек. | Profit = User Acquisition × (−CPA + ARPU × Margin) − fix COGS |
Во-первых, это проще всего — вам просто нужно внести данные. Во-вторых, в калькуляторе вы можете менять цифры показателей и сразу видеть, как меняется юнит-экономика. Это позволяет на ходу проверять гипотезы: например, что будет, если увеличить конверсию в два раза, повысить средний чек или поднять количество повторных продаж.
Ответы на эти вопросы позволяют понять, куда лучше двигаться и какие решения стоит принять, чтобы увеличить прибыль.
Для примера давайте рассчитаем юнит-экономику для небольшого бизнеса. Предположим, наша компания продает контрольно-измерительное оборудование для промышленности. У нас есть лендинг, куда мы привлекли 600 пользователей из «Яндекс.Директ» по 30 грнлей за клик и получили 6 заявок, из которых покупателем стал только один. Нам также известна цена и себестоимость товара, в среднем мы имеем одну повторную продажу.
Нас интересует, какую прибыль приносит каждый клиент, то есть юнит в нашем случае — платящий пользователь. Для расчетов будем использовать следующую формулу:
UA — (CPC / CR1 / CR2) + (AVP — COGS) x APC = Profit Per Paying User
Формулу можно условно разбить на несколько смысловых блоков:
Привлеченные пользователи | Затраты на продажу единицы товара | Доход на одного платящего пользователя | Прибыль на платящего пользователя |
---|---|---|---|
UA (User acquisition) | – (CPC / CR1 / CR2) | + (AVP – COGS) x APC | = Profit Per Paying User |
Общее количество пользователей | – (стоимость клика / конверсия в лида / конверсия в клиента) | + (средний чек – затраты на продажу) x среднее количество продаж за период | = размер прибыли или убытков на одного клиента |
Привлеченные пользователи | Затраты на продажу единицы товара | Доход на одного платящего пользователя | Прибыль на платящего пользователя |
---|---|---|---|
600 | – (30 грн. / 1% / 20%) | + (35 000 – 28 000) x 1 | = – 8 000 грн. |
Теперь посмотрим, что можно с этим сделать. Например, если мы увеличим первую конверсию вдвое — до 2%, то получим 12 заявок вместо 6 и сократим убыток больше чем в 10 раз — до 500 грнлей.
Привлеченные пользователи | Затраты на продажу единицы товара | Доход на одного платящего пользователя | Прибыль на платящего пользователя |
---|---|---|---|
600 | – (30 грн. / 2% / 20%) | + (35 000 – 28 000) x 1 | = – 500 грн. |
Привлеченные пользователи | Затраты на продажу единицы товара | Доход на одного платящего пользователя | Прибыль на платящего пользователя |
---|---|---|---|
600 | – (25 грн. / 2% / 20%) | + (35 000 – 28 000) x 1 | = 750 грн. |
Привлеченные пользователи | Затраты на продажу единицы товара | Доход на одного платящего пользователя | Прибыль на платящего пользователя |
---|---|---|---|
600 | – (30 грн. / 2% / 20%) | + (35 000 – 28 000) x 3 | = 13 500 грн. |
Привлеченные пользователи | Затраты на продажу единицы товара | Доход на одного платящего пользователя | Прибыль на платящего пользователя |
---|---|---|---|
6 000 | – (30 грн. / 1% / 20%) | + (35 000 – 28 000) x 1 | = – 8 000 грн. |
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…