Я пишу про Odoo регулярно, но почему-то еще не разу не затронул функционал, с которого бизнес в принципе и начинает знакомиться с этой системой – речь конечно идет о CRM. Сразу хочу отметить, что так как ODOO – это ERP система, то CRM является лишь небольшой ее частью, которая тесно связана с остальным функционалом. Плюсы Odoo всем известны и наверное одним из самых главных является, то что это Open Source система, которая распространяется абсолютно бесплатно и бизнес при желании с минимальными затратами может начать пользоваться этой системой. Минусом есть то, что в интернете достаточно мало документации и самому достаточно сложно будет разобраться что и по чем, поэтому для более эффективного изучения системы и ее внедрения все же прийдется воспользоваться помощью специалистов и заказать у них услуги консалтинга или услуги по разворачиванию системы на сервере. В этой статье я рассмотрю лишь базовую версию ODOO CRM на примере 13-й версии системы, которая вышла в октябре прошлого года. Если вы чего-то не увидите, что нужно вашему бизнесу, то это не значит что этого нет или этого нельзя сделать. Odoo отличается высокой скоростью разработки и необходимый функционал можно реализовать достаточно быстро – главное четко понимать что вам нужно и для чего. Для начала давайте сделаем небольшой эскурс в теорию и вспомним что такое CRM и почему она так жизненно необходима любому бизнесу.
Автоматизация процессов в бизнесе достаточно привычное явление и ни у кого не вызывает удивление. Уже очень сложно представить, что бухгалтерский или складской учет можно вести где нибудь в тетрадке, чего не скажешь о учете взаимоотношений с клиентами, который может вестись где попало либо не вестить вообще. Что происходить в бизнесе, если работа отдела продаж ведется без системы учета? Каждый менеджер работает как ему вздумается, ведет базу клиентов где нибудь у себя в ексельке, которая благополучно уходит вместе с ним если менеджер увольняется, входящие звонки или заявки с сайта не фиксируются и порой сложно понять кто из менеджеров взял заявку в работу. А что у вас происходит с лидами? Продолжать можно бесконечно но у всех этих проблем есть одно решение – внедрить у себя CRM систему. Это вам позволит:
Давайте обратимся к википедии и посмотрим там определение, что же такое CRM
CRM-система (Customer Relationship Management или Управление отношениями с клиентами) – это – прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.
Так как CRM является жизненно необходимой для любого бизнеса – сейчас на рынке можно найти массу решений, которые себя позиционируют как самое лучшее и единственно правильное для бизнеса и только оно способно решить чуть ли не все проблемы бизнеса. Но практика показывает, что реклама это хорошо, но в реальности все несколько хуже. При выборе CRM системы нужно ориентироваться в первую очередь на те потребности которые есть у бизнеса и если какая-то CRM покрывает эти потребности, то решение очевидно.
Как уже было упомянуто ODOO – это Open Source ERP система имеющая довольно широкое распространение на Западе, чего пока не скажешь о нас. Наша страна только начинает знакомиться с этой системой и бизнес только начинает проявлять все больший и больший интерес, но перспектива этой системы уже очевидна. CRM является лишь одним из сегментов системы которая может быть достаточно тесно интегрирована с продажами, закупками, логистикой и даже бухгалтерским учетом либо использоваться как отдельный модуль. Итак давайте начинать, но перед этим давайте вспомним в какой момент времени у компании возникает потребность в CRM. Ответ прост – практически в самом начале основного бизнес-процесса любой компании. Основной целью деятельности любой компании есть получение прибыли, которую можно получить только начав совершать продажи, а продажи подразумевают поиск клиентов и доведение их до успешной продажи. Вот в этот момент от поступления запроса от клиента и доведение этого запроса до продажи и нужна CRM, а также тогда, когда у клиента возникает какая то проблема которая связана с вашей продажей.
Любая CRM система подразумевает ведение базы контактов и накопление по ним истории взаимоотношений с ними. Клиентская база – это самый важный актив любой компании, который требует грамотного управления не меньше, чем финансы. Ведь от качества и количества клиентов зависит ваша прибыльность. Не все запросы которые приходят от клиентов заканчиваются продажей, но вам нужно вести где-то базу клиентов которые когда-либо обращались к вам по какому-то вопросу. Независимо от того, на какой стадии воронки продаж находится клиент, с ним надо правильно выстраивать работу и коммуникацию. Если вы полагаете, что завоевать и удержать клиента можно только выгодной ценой, то вы не совсем правы. Цена – это лишь один из факторов. Если ваша целевая аудитория принадлежит к населению с доходами ниже среднего уровня, то цена становится решающим фактором. Для среднего класса важно соотношение цены и качества. А для людей с высокими доходами в приоритете качество и сервис. Клиентская база – один из главных активов вашего бизнеса и ее надо где-то вести. Для этого в ODOO предусмотрено наличие отдельного модуля – “Контакты”
Воронка продаж – это распределение клиентов по стадиям процесса продаж. Например, менеджер позвонил 10 клиентам, из них 8 выставил коммерческое предложение, с 5 провел встречу, 4 выставил счет, 2 счет оплатили. Это ступени воронки продаж. Например, ступени воронки продаж могут быть следующими:
✓ Количество контактов (звонков, заявок с сайта).
✓ Количество назначенных встреч.
✓ Количество проведенных встреч.
✓ Количество эффективных контактов (есть резюме, в том числе отказы).
✓ Количество высланных документов КП.
✓ Количество и сумма счетов, выставленных в данном периоде.
✓ Количество и сумма оплаченных счетов, выставленных в данном периоде.
У каждого предприятия в зависимости от специфики може быть своя воронка продаж. И она как правило всегда начинается с лида.
Lead – потенциальный покупатель, который как-то отреагировал на вашу маркетинговую компанию и с которым необходимо провести какую-то работу, которая может привести к продаже.
Для чего предприятию видеть свою воронку продаж. В первую очередь для того, чтобы более эффективно управлять своей клиентской базой. Ее следует анализировать периодично для того чтобы знать сколько новых клиентов вы привлекли и сколько постоянных клиентов потеряли, а также объем продаж по новым и постоянным клиентам. Кроме того можно проанализировать какие ваши маркетинговые действия дают наибольший “выхлоп”, а какие – не очень. Давайте же посмотрим как устроена воронка продаж в ODOO
Любой запрос который к вам приходит от потенциального клиента должен быть где-то зафиксирован и еще желательно где-то указать как клиент вас нашел. В любом случае к нам в систему попадает лид. В ODOO для этих целей предназначен функционал, который называется Инициативы (Lead).
Отдел продаж у большинства компания неоднородный и может делиться на подотделы: например есть менеджеры которые занимаются обработкой заказов которые поступают с сайта, есть продавцы которые совершают продажи в офлайн магазинах, а есть такие которые работают с существующими клиентами и в “ус” себе не дуют.
В ODOO есть возможность создавать разные команды продаж, включать в них определенных менеджеров и ставить им определенные задачи по продажам и отслеживать их выполнение.
Создать команды продаж можно в настройках CRM
В состав команд можно добавлять сотрудников, назначать лидера команды, устанавливать цели по продажам. Когда в систему попадает какой-либо запрос от клиента от берется в работу менеджером и командой в которую он входит. Затем можно проанализировать продажи команд, сколько сделок находится в работе, сколько продаж и на какую сумму выставлены счета.
Я расмотрел лишь небольшую часть возможностей, которую дает CRM ODOO для бизнеса в плане управления взаимоотношений с клиентами. За счет того что CRM очень тесно связана с другими сегментами системы, такими как продажи, закупки, склад и учет, дает возможность бизнесу прожить в системе основной сквозной бизнес процесс, который у большинства компаний один и тот же: Товар-Деньги-Товар.
Официальную документацию по CRM ODOO вы можете найти по ссылке (на украинском языке)
Да, есть. Если говорить про украинский рынок то уже реализована интеграция с BINOTEL, Phonet, Asterisk, 3CX.
Да, есть интеграция с Новой почтой. Возможно также реализовать интеграцию с любым перевозчиком если у него есть нормальное API
Да, такая возможность есть
Да, такая возможность есть. Как я и писал в статье лид может создаваться автоматически, когда потенциальный клиент вам звонит по телефонии, пишет на электронную почту, либо заполняет какую-либо форму на сайте или в социальных сетях.
Да, уже есть интеграция с Viber, Telegram
Да, есть. Для этого просто надо подключить сервис смс рассылки (например ТурбоСМС)
Да, есть.
Если вас заинтересовала ERP ODOO и вы хотите узнать о ней больше посетите одноименный раздел на этом сайте. Если вы заинтересованы во внедрении ее у себя в компании напишите запрос на мою электронную почту: antonpiskun@gmail.com и закажите консультацию или презентацию возможностей системы.
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…