Состояние “экологического здоровья” большинства регионов Украины и в целом в мире уже давно вызывает тревогу не только у специалистов-экологов. Отрицательное воздействие на здоровье жителей оказывают многочисленные загрязняющие ещества, выбрасываемые в атмосферу и в водные объекты. Ни для кого не секрет, что защита окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий требуют немалых затрат.
Экологический налог как раз и является тем механизмом, который позволяет сдерживать потенциальных “загрязнителей” и вместе с тем приносить денежные средства, столь необходимые для восстановления экологического баланса нашего государства. Особенностью данного налога является то, что он взимается только с тех лиц, которые непосредственно загрязняют окружающую среду.
Согласно п.п. 14.1.57 п. 14.1 ст. 14 НКУ экологический налог – это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов, с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года.
В настоящий момент порядок, особенности, а также механизм исчисления и уплаты экологического налога регламентируют следующие документы:
Согласно вышеуказанным документам данный налог взимается за следующие виды загрязнения окружающей природной среды:
Следует также обратить внимание на то, что в 2014 году, помимо указанных видов загрязнения природной среды, экологический налог взимался за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива, а также за ввоз, производство, приобретение транспортных средств и кузовов к ним, в дальнейшемподлежащих утилизации. Однако Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII с 1 января 2015 года взимание налога в этих случаях было отменено. Особенности расчета и уплаты налога в 2014 году разъяснены Миндоходов в письме от 30.04.2014 г. № 10107/7/99-99-15-04-01-17.
Согласно п. 240.1 ст. 240 НКУ плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны производятся:
Как сообщает ГФС в письме от 13.01.2015 г. № 311/6/99-99-15-04-02-15, арендатор бензинового генератора, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является плательщиком экологического налога.
В письме от 03.09.2012 г. № 1259/0/51-12/15-2116 ГНСУ разъясняет, что при наличии фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в том числе установками, которые используют горючее для двигателей внутреннего сгорания, субъектам хозяйствования следует уплачивать экологический налог, а также составлять и представлять налоговую отчетность.
Нельзя не упомянуть в данной теме о развернувшейся в 2011 году кампании в отношении уплаты экологического налога за размещение бытовых отходов. Причем если в первой половине года налоговые органы настаивали на его уплате только в отношении субъектов, имеющих договор со специализированным предприятием коммунального хозяйства на вывоз мусора, то к концу года налоговые органы стали выдвигать требования о его уплате всеми субъектами хозяйствования.
Мнение главного налогового органа по вопросам уплаты экологического налога было высказано в письмах от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817, от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 и от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117.
Кроме этого, в письме от 07.09.2011 г. № 24090/7/15-2117 ГНСУ отнесло к налогоплательщикам жилищно-коммунальные предприятия (ОСМД, ЖСК, ЖЭК). Минрегионстрой и Минприроды с такой позицией были не согласны (см. письма от 04.08.2011 г. № 7/12-8463 и от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11, соответственно), считая, что ни балансодержатели жилых домов, ни ОСМД не являются плательщиками экологического налога. Обосновывалось это тем, что ни собственниками, ни балансодержатели, ни исполнители услуг по вывозу бытовых отходов, которые осуществляют только сбор и/или перевозку бытовых отходов, в соответствии с нормами Закона об отходах не осуществляют их размещение.
Отрадно, что главный налоговый орган приказом от 16.12.2011 г. № 258 утвердил обобщающую налоговую консультацию по вопросу уплаты экологического налога, в которой разъясняется следующее. Места временного хранения отходов, например, для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам (см. также письмо Минприроды от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11).
Согласно обобщающей налоговой консультации плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов должны являться только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды или его органов на местах. Как указывает ГНСУ в письме от 12.03.2012 г. № 7005/7/15-2117, указанная консультация начала применяться с 1 января 2011 года (см. также письма ГНСУ от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117 и от 06.04.2012 г. № 10194/7/15-2117).
Точка в данном вопросе поставлена Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI, которым были внесены изменения в НКУ, в том числе в части уплаты экологического налога, вступившие в действие с 1 января 2013 года. Так, размещением отходов с этой даты является постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр), на использование которых получено разрешение уполномоченных органов. Ранее к размещению отходов относились места временного размещения отходов. По мнению ГНСУ, высказанному в письме от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, это привело к устранению двойного налогообложения. То есть при временном хранении отходов на собственной территории субъекты хозяйствования не уплачивают экологический налог в случае наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.) и передачи отходов в установленные настоящим договором сроки на утилизацию и захоронение.
Мнение Минприроды в отношении взимания сбора за загрязнение, которое может быть применимо и к экологическому налогу за отработанные аккумуляторы и шины, изложено в письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08.
В письме от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17 Миндоходов разъясняет, что с 1 января 2013 года только в случае размещения сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и другими хозяйствами, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства, объемов навоза и птичьего помета в специально отведенных для этого местах или на объектах, на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами, за такие объемы они должны уплачивать экологический налог.
Отдельные вопросы, связанные с уплатой экологического налога, рассмотрены Минприроды в письмах от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 и от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11.
Лица, не являющиеся плательщиками экологического налога
Согласно п. 240.3 ст. 240 НКУ не являются плательщиками налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) субъекты хозяйственной деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:
Кроме этого, не являются плательщиками налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение таких радиоактивных отходов, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов (п. 240.4 ст. 240 НКУ).
Также не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье (п. 240.5 ст. 240 НКУ). При этом, как подчеркивает ГНСУ в письме от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, такие субъекты хозяйствования не уплачивают экологический налог за размещение отходов, независимо от наличия или отсутствия у них лицензии на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья.
В письме от 28.04.2012 г. № 7600/6/15-1215 ГНСУ также разъясняет, что если предприятие только размещает (хранит) на своей территории отходы как вторичное сырье, в частности,металлолом, то оно не является плательщиком экологического налога.
Объектами и базой начисления экологического налога согласно п. 242.1 ст. 242 НКУ являются:
Ставки экологического налога установлены ст. 243 – 248 НКУ в фиксированных суммах в гривнях за единицу основных загрязняющих веществ и размещенных отходов.
Отметим, что при введении с 1 января 2011 года экологического налога его ставки по сравнению с установленными до этой даты нормативами сбора за загрязнение окружающей природной среды многократно увеличились. Однако одновременно с таким увеличением п. 2 подраздела 5 раздела XX НКУ было предусмотрено поэтапное введение следующих ставок:
с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно – в размере 50 % от установленных ставок;
с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС до 31 декабря включительно) – в размере 75 % от установленных ставок;
с 1 января 2014 года (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС с 1 января 2016 года) – в размере 100 % от установленных ставок.
В соответствии с п. 246.4 ст. 246 НКУ за размещение отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога, определенные п. 246.1 – 246.3, увеличиваются в 3 раза.
В связи с этим ГНСУ обратилась в Минприроды с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о том, что в случае отсутствия в местах уничтожения отходов систем защиты грунтовых вод, изъятия и уничтожения биогаза и фильтрата при определении налоговых обязательств по экологическому налогу должны применяться ставки налога, увеличенные в 3 раза (письмо от 21.01.2013 г. № 684/5/15-2116). В ответ на данный запрос Минприроды подтвердило (письмо от 18.02.2013 г. № 2528/07/10-13), что места захоронения бытовых отходов (мусоросборники), которые не оборудованы системами защиты грунтовых вод, уничтожения фильтрата, изъятия и утилизации биогаза, не могут обеспечить полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов (письмо Миндоходов от 16.04.2013 г. № 1349/7/99-99-15-04-01-17).
Таким образом, при отсутствии на свалках вышеуказанных систем защиты экологический налог уплачивается в трехкратном размере.
Приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1179 утверждена обобщающая налоговая консультация относительно особенностей взимания экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Как разъясняет главный налоговый орган, плательщики экологического налога, осуществляющие сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, которые возникают в результате хозяйственной деятельности, должны получить разрешение на специальное водопользование. В случае сбросов отходов в систему сбора сточных вод предприятий, в результате чего образуются загрязняющие вещества (водные смеси, водные растворы и т. п.), которые в дальнейшем сбрасываются непосредственно в созданные такими предприятиями искусственные водные объекты, при исчислении экологического налога следует применять ставки, определенные ст. 245 НКУ.
Следует также отметить, что ст. 44 Закона № 1264 предусмотрены лимиты сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образование и размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства, а также другие виды вредного воздействия. Однако, в отличие от ранее действовавшего законодательства, НКУситуация со сверхлимитнымзагрязнением не определена. Напомним, что ранее за сверхлимитные объемы сбросов и размещения отходов сбор за загрязнение исчислялся в установленном порядке в десятикратном размере (п. 8 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303).
Таким образом, даже за сверхлимитное загрязнение уплачивать налог следует исходя из установленных, а не повышенных ставок.
Отметим также, что в НКУ непосредственной индексации ставок экологического налога не предусмотрено. Однако в соответствии с п. 4 раздела ХІХ НКУ КМУ обязан ежегодно до 1 июня вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект об их повышении с учетом индекса инфляции и цен производителей промышленной продукции. \
Согласно п. 249.1 ст. 249 НКУ суммы налога исчисляются его плательщиками ежеквартально.
Если во время осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиком осуществляются различные виды загрязнения окружающей среды и/или загрязнения различными видами загрязняющих веществ, то такой налогоплательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества (п. 249.2 ст. 249НКУ).
Налог исчисляется по формулам, приведенным в ст. 249 НКУ.
Пример. Завод “Химик” (г. Днепропетровск) в I квартале 2015 года осуществил выброс аммиака в количестве 3 тонн. Рассчитаем сумму экологического налога за I квартал.
Согласно п. 249.3 ст. 249 НКУ сумма налога, взимаемого за выбросы стационарными источниками загрязнения, рассчитывается по формуле:
n Пвс = ∑ (Мі ×Нпі), где: і = 1; |
Пвс – сумма экологического налога;
Мі – фактический объем выброса загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нпі – ставка налога в текущем году за тонну загрязняющего вещества в гривнях с копейками.
Ставка налога за выброс 1 тонны аммиака в соответствии с п. 243.1 ст. 243 НКУ составляет 291,41 грн. При этом следует обратить внимание, что с 2014 года для исчисления налога установленная ставка применяется в размере 100 % (п. 2 подраздела 5 раздела XX НКУ).
Применяя указанную формулу, рассчитываем величину налога за I квартал 2015 года:
Пвс = 3 × 291,41 = 874,23 грн. |
Отметим, что ГФС в письме от 20.03.2015 г. № 9485/7/99-99-15-04-01-17 разъясняет вопрос налогообложения экологическим налогом сбросов загрязняющих веществ (с обратными водами) непосредственно в водные объекты, на которые в разрешении установленные нормы предельно допустимого сброса в виде показателя “минерализация“.
Порядок и сроки представления декларации экологического налога
Согласно п. 250.1 ст. 250 НКУ базовый налоговый (отчетный) период составляет календарный квартал.
На сегодняшний день применяется форма налоговой декларации по экологическому налогу, утвержденная Приказом № 1010 (см. также письмо ГФС от 21.01.2015 г. № 1601/7/99-99-15-04-02-17). Она может быть отчетной, новой отчетной и уточняющей. Заполняется она в гривнах с копейками.
Декларация представляется плательщиками экологического налога в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в налоговые органы:
При несовпадении места представления налоговой декларации и места нахождения на налоговом учете в налоговый орган по месту учета представляется копия декларации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала (п. 250.8 ст. 250 НКУ).
Следует обратить внимание, что если налогоплательщик с начала и в течение отчетного года не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов, то он должен уведомить об этом налоговый орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в общем порядке (п. 250.9 ст. 250 НКУ).
Как разъясняет ГНСУ, заявление составляется в произвольной форме и подается не позднее предельного срока представления налоговой декларации за I квартал отчетного года. При этом заявление следует подавать субъектам, которые осуществляли выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов, но с начала отчетного года не планируют иметь объектов исчисления экологического налога (Единая база налоговых знаний, раздел 120.05).
Согласно п. 250.10 ст. 250 НКУ в случае, если налогоплательщик:
Следует также отметить, что отчетность о фактических объемах радиоактивных отходов, образованных за календарный квартал (включая уже накопленные до 1 апреля 2009 года), и фактических объемах радиоактивных отходов, хранящихся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, должна быть согласована с территориальными учреждениями СЭС и территориальными органами центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии. Требования относительно сроков представления и содержания указанной отчетности устанавливаются особыми условиями лицензии. При этом копии отчетности представляются налогоплательщиками вместе с налоговой декларацией (п. 250.7 ст. 250 НКУ).
В письме ГНСУ от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 были разъяснены особенности уплаты экологического налога в 2013 году. Так, Законом Украины от 20.11.2012 г. № 5503-VI были увеличены ставки экологического налога. Данный закон вступил в силу 4 января 2013 года. В связи с этим за I квартал текущего года главный налоговый орган рекомендовал представлять вместе с декларацией два приложения: за периоды с 1 по 3 января и с 4 января по 31 марта. При этом согласно п. 2 подраздела 5 раздела XX НКУ в связи с налоговыми обязательствами по экологическому налогу, которые возникли с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 – 246 НКУ (в 2012 году – 50 %).
В этом письме ГНСУ также сообщает, что предельным сроком представления декларации по экологическому налогу за I квартал 2013 года являлось 10 мая 2013 года, а предельным сроком уплаты – 20 мая, соответственно, за II квартал – 9 и 19 августа, за III квартал – 11 и 19 ноября, за IV квартал – 10 и 19 февраля 2014 года.
Отметим, что аналогичная ситуация была в 2012 году. Законом Украины от 22.12.2011 г. № 4235-VI ставки экологического налога были увеличены с 13 января 2012 года, то есть не с начала квартала. В связи с этим плательщики экологического налога за I квартал 2012 года должны были представить в налоговый орган по каждому объекту налогообложения два приложения к декларации по экологическому налогу (письме от 13.03.2012 г. № 7224/7/15-2117). В этом письме ГНСУ также сообщает, что вместе с декларацией по экологическому налогу представляются 7 приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. Причем в случае отсутствия у плательщика соответствующих объектов налогообложения вышеупомянутые приложения не представляются, а строки налоговой декларации заполняются с прочерками.
Порядок внесения изменений в отчетность при самостоятельном обнаружении ошибок
Условия внесения изменений в декларацию по экологическому налогу при самостоятельном обнаружении ошибок в настоящий момент определены ст. 50 НКУ.
Согласно указанной норме, если в будущих налоговых периодах налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее представленной налоговой декларации, то такой налогоплательщик обязан представить уточняющий расчет к данной налоговой декларации. При этом налогоплательщик может и не представлять такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за какой-либо последующий налоговый период, в течение которого эти ошибки были самостоятельно выявлены.
Таким образом, п. 50.1 ст. 50 НКУ предусматривает 2 варианта исправления самостоятельно обнаруженных ошибок:
При этом следует учитывать, что в случае возникновения недоплаты налогоплательщик обязан также уплатить пеню .
Если после представления декларации за отчетный период налогоплательщик представляет новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период, то указанные штрафы не применяются. Кроме того, если налогоплательщик считает, что установленная форма налоговой декларации увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам НКУ, то он имеет право отразить этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации. При этом налогоплательщик может представить вместе с налоговой декларацией приложение к такой декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое приложение подается с объяснением мотивов его представления (п. 46.4 ст. 46 НКУ).
Также следует учитывать, что налогоплательщик не имеет права представить уточняющий расчет к налоговой декларации, представленной за период, который на дату представления такого расчета проверяется соответствующим контролирующим органом (п. 50.2 ст. 50 НКУ).
В случае, если налогоплательщик представляет уточняющий расчет к налоговой декларации за проверенный период или не представляет уточняющий расчет в течение 20 рабочих днейпосле даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлено нарушение налогового законодательства, то контролирующий орган имеет право на проведениевнеплановой проверки (п. 50.3 ст. 50 НКУ).
Согласно п. 250.2 ст. 250 НКУ экологический налог уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, за:
Уплата экологического налога осуществляется налогоплательщиками и налоговыми агентами одним платежным поручением на счета, открытые в органах Казначейства (п. 250.5 ст. 250НКУ).
Уплату налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока плательщики могут осуществлять ежемесячно в государственный бюджет в размере одной третьей части планового объема за квартал с пересчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода (п. 250.6 ст. 250 НКУ).
Порядок возврата излишне уплаченных сумм экологического налога регулируется приказом Минфина от 03.09.2013 г. № 787.
Процедура возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), контроль за взиманием которых осуществляется налоговыми органами, определена совместным приказом Миндоходов, Минфина от 30.12.2013 г. № 882/1188.
По материалам: “Аверс-Бухгалтерия”
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…
Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…
У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…