От Google Doc до ERP-системы
Информационные технологии начали тесно входить в нашу жизнь в 90-х гг. прошлого столетия. Не обошли они стороной и бизнес-сферу. Сейчас практически невозможно себе представить бизнес, который не использует персональные компьютеры и системы для автоматизации (которые могут быть весьма разнообразны).
Автоматизация процессов с помощью IT-систем позволяет качественнее решать бизнес-задачи, быстрее производить расчеты с персоналом и поставщиками, более эффективно работать с дебиторской задолженностью и минимизировать человеческий фактор там где это возможно.
Пока бизнес на начальной стадии развития, управление им не кажется сложным. Ему может хватить и инструментов типа Google Docs и Google Sheets.
Но как только начинается рост, владельцу приходится выбирать: погрузиться в рутину или сделать так, чтобы большинство задач было оцифровано, автоматизировано и стандартизировано. Лишь второй подход к управлению бизнесом позволяет видеть компанию в целом и при этом иметь возможность принимать верные стратегические решения. Именно для этого и требуются системы для управления бизнесом. При этом они могут быть весьма разными и выполнять разные задачи: такими в которых работают несколько человек, которые решают схожие задачи (это всякого рода прикладные системы – CRM, WMS или HRM), так и системы которые позволяют автоматизировать практически все аспекты деятельности компаний (это уже класс ERP-систем).
Будучи еще небольшим и ограниченным в финансах бизнес начинает использовать бесплатные или дешевые решения предназначенные для автоматизации деятельности какого-то подразделения (например отдел продаж использует простенькую CRM, бухгалтерия – свою учетную программу, а склад – какую-то WMS-систему), таким образом со временем у него появляется так называемый “зоопарк” систем, который со временем начинает тормозить развитие компании и терять важные данные для принятия управленческих решений.
ERP-системы получили широкое распространение среди бизнеса и в последнее время все больше разворачиваются в сторону МСБ (малого и среднего бизнеса). Предприятия полагаются на ERP не только для сокращения расходов за счет устранения избыточных процессов и автоматизации рутинных задач, но и для предоставления сотрудникам доступа к критически важной информации для более быстрого принятия взвешенных решений.
Но почему бы бизнесу, который находится еще на начальной стадии своего развития, не внедрить у себя ERP-систему, если у нее будет приемлемая цена и она будет обладать необходимым функционалом с возможностью масштабироваться в будущем?
ERP Odoo
Такой вопрос себе задал в 2005 году Фабьен Пинкерс и решил создать ERP-систему для малого и среднего бизнеса, которая была бы доступна по адекватной цене. Так появилась на свет сначала TinyERP, потом она была переименована в OpenERP, а в 2014 году получила название Odoo. Про нее сейчас у нас и пойдет речь.
На рынке западных стран Odoo себя позиционирует как аналог SAP, но более дешевый, быстрый и современный. И у нее даже есть слоган “Sorry SAP”.
Odoo – open source ERP-система с полностью открытым ядром и безграничными возможностями кастомизации (даже когда-то на ее ORM была сделан практически клон 1С, но дальнейшая его судьба мне неизвестна). Поставляется она в 2-х вариантах: community (CE) и enterprise (EE). И Enterprise и Community имеют общее ядро, функционал можно расширять за счет установки модулей и в EE есть ряд уникальных модулей, которые значительно расширяют функционал системы (и которых нет в CE). Частично его можно повторить и в community версии (поддержкой и развитием которой занимается большое сообщество) путем установки бесплатных и платных модулей доступных в магазине приложений, но все равно получается немного не то. Сказать какая версия системы лучше сложно – тут надо смотреть в каждом конкретном случае, плюсы и минусы есть и там и там.
До 2022 года полноценное использование enterprise версии системы могла обходится в немалую сумму (особенно для отечественных пользователей) , но в 2022 году с выходом 16-й Odoo ценовая политика была изменена (с ней можно ознакомиться по ссылке) и она стала намного доступнее.
Какой же вариант лучше: Enterprise или Community? Кто из них по итогу более функционален и доступен по цене? Кто лузер, а кто победитель? Поклонники есть и у них обоих и каждый защищает свою точку зрения, а что по факту?
Сейчас мне хочется сравнить функциональность CE и EE и дать вам понимание в чем между ними сходство, а чем они отличаются. Ну и в конце мы определим победителя.
P.S. Enterprise версия системы в базовой сборке более комплексная, потому что она более наполненная по функционалу и содержит ряд фич недоступных в комьюнити (я их постараюсь по тексту выделить). Плюс вероятней всего в этом году на ней появится регламентированный бухгалтерский учет для Украины, который сейчас разрабатывается в недрах компании Self-ERP с моим скромным участием :).
Битва титанов
Где-то год назад я уже давал краткое описание возможностей CE версии системы – с ним можно ознакомиться вот здесь (оно в принципе частично актуально и для ЕЕ версии). Сейчас же давайте сравним эти две версии и очень кратко пройдемся по некоторым особенностям функционала.
Раунд 1. HRMS
Любой бизнес имеет определенную организационную структуру, которая может существенно влиять на организацию процессов в компании. HR директор (раньше его называли попроще — начальник отдела кадров) является одним из ключевых лиц в организации. Наряду с финансовым директором он является одним из ключевых специалистов в управлении затратами компании. У многих организаций затраты на оплату труда и прочие активности в отношении персонала являются львиной долей в структуре их затрат. Кроме того не стоит забывать про то во сколько обходится компании поиск персонала и его увольнение.
Odoo имеет полноценную HRM систему, возможности которой можно расширять за счет дополнительных модулей либо разработки. Сама HRM имеет тесную связь с другими сегментами системы (практически всеми) и может существенно влиять на поведение других объектов в системе.
Здесь у нас есть справочники подразделений, должностей и сотрудников (модуль Employees).
По сотрудникам можно вести учет рабочего времени, при этом его можно учитывать по разному: с помощью табелей учета рабочего времени (если компания активно использует модуль проекты), учет посещений (Attendances – к которому например можно подключить пропускную систему) или модуля учета отсутствий (Time off).
Отдельно есть модуль найма сотрудников (вакансии, учет резюме, воронка найма и т.д.). Здесь уже реализованы интеграции с популярными сервисами поиска работы work.ua и rabota.ua (для СЕ и EE).
Если сравнивать этот сегмент по функционалу в CE и EE, то можно сказать, что здесь у нас паритет. Так что счет 1:1
Раунд 2. Учет
С каждой новой (нумерной) версией функционал учета в CE становится все скуднее и скуднее. В 16-й например стало невозможно пользоваться функционалом банковских выписок. Также там нет зарплаты, учета основных средств, нормального механизма сверки платежей, функционала по переоценке валюты, отчетности. Конечно же можно сделать так, чтобы частично этот функционал появился – есть масса платных и бесплатных модулей, но все равно до EE уровня вы его не дотяните.
И если говорить про адаптацию системы для ведения регламентированного учета – на EE версии это сделать проще. У некоторых компаний в Украине уже есть локализации учета: под EE – у компании ERP Ukraine (как по мне не совсем полноценная и подойдет далеко не всем), под CE – у компании “Симбиоз”, но в каком она сейчас состоянии сказать не могу, хотя и принимал участие в ее создании еще до войны. И как я уже говорил сейчас стартовали работы по созданию локализации под EE в той компании где я сейчас работаю и есть очень большие шансы, что основная часть будет сделана до начала третьего квартала этого года – сами работы разбиты на 4 этапа и первый завершиться уже в середине следующего месяца (так что ждите много контента на эту тему :) ), затем возможно будет сделана и локализация под CE последней версии (это больше моя фантазия).
В Enterprise версии есть уникальный модуль “Консолидация”, который позволяет консолидировать данные учета нескольких компаний. И реализован он достаточно неплохо, но не могу сказать что он идеален – все таки под некоторые запросы его нужно кастомизировать (я и мои коллеги с этим уже столкнулись на практике). Этот запрос достаточно часто встречается среди компаний, которые ищут себе ERP – поэтому в ближайшем времени на эту тему я возможно напишу отдельную статью, для того чтобы дать вам понимание его возможностей и ограничений.
Подытоживая можно сказать что в этом раунде EE одержал уверенную победу на CE. Так что счет 2:1 в пользу Enterprise.
Раунд 3. CRM и продажи
В базовых версиях CE и EE этот функционал идентичный. В этом сегменте есть лиды, есть возможности, есть коммерческие предложения и заказы продаж. Заказы продаж тесно связаны со складом (именно они создают черновики перемещений по складу), учетом (на их основании формируются инвойсы) и проектами (в случае продаж услуг).
Как показывает практика базовый функционал CRM пользователей мало устраивает и возникает потребность во всякого рода интеграциях: с сайтами, социальными сетями, мессенджерами, сервисами рассылок и конечно же с телефонией. Решить эти задачи позволяют сторонние модули, которых на данный момент просто огромное количество, если вдруг какой-то интеграции нет – ее достаточно просто сделать.
В сегменте Продажи возникает необходимость в интеграции с сайтами (если у компании есть сайт сделанный не на Odoo) и службами доставки (например с Новой почтой). Тут тоже уже есть много готовых интеграций.
Какие есть вообще решения можно поискать в appstore, а для Украины – на сайте https://garazd.biz/shop или https://kitworks.systems/shop (про доступность модуля на версию – уточняйте у разработчиков).
Особняком стоит интеграция с телефонией. У многих компаний которые занимаются Odoo есть собственные решения, которые они могут и не афишировать. В магазине приложений мне бы хотелось выделить модуля Александра Комарова – среди которых даже есть интеграция с 1С, проверенная много раз на практике моими коллегами и модуля интеграций с какими хочешь телефониями (точно на CE, а вот по поводу EE нужно уточнять).
Подытоживая можно сказать что тут у нас ничья. И счет становится 3:2 в пользу EE.
Раунд 4. Закупки
Закупки в EE м CE имеют одинаковый функционал, который может изменяться путем установки дополнительных модулей.
Основным документом в этом сегменте у нас будет запрос цен (заказ на закупку). Он может создаваться несколькими способами: вручную, из заявки на тендер, из запроса на закупку, из заказа продаж или из правила мин-макс.
Закупки имеют тесную связь с учетом (на основании заказа на закупку формируется инвойс поставщика) и складом (формирование перемещения по складу). Отдельно хотелось бы выделить функционал прайс-листов поставщиков и тендера на закупку.
Здесь у нас снова паритет и счет становится 4:3 в пользу EE.
Рануд 5. Склад
Odoo имеет мощную WMS систему и как по мне этот один из сложнейших участков системы, который тесно связан с продажами, закупками, производством и учетом. Тут надо помнить, что Odoo это ERP система и склад живет отдельно от других сегментов системы, в том числе и учета. На этой почве может возникать много непонимания и удивленности, что тут не так просто сделать процедуры привычные бухгалтеру, такие как перепроведение документов. Такой функции в системе нет, как нет в любой системе подобного уровня.
Этот сегмент оперирует складами и местами хранений. Места хранения могут быть как физическими так и виртуальными. При перемещении запасов по складу всегда задействуется метод двойной логистической записи, то есть запас всегда откуда-то приходит (например от поставщиков) и куда-то уходит (например к покупателю). Если вы например делаете инвентаризацию складских остатков, то при отображении результатов инвентаризации будет задействоваться виртуальное место хранение «Потери при инвентаризации». Результаты таких перемещений могут находить отображение в учете (а могут не не отображаться — это зависит от настроек системы).
Также в системе поддерживается партионный учет (ну путать с бухгалтерским партионным учетом который есть в 1С), на уровне партии может отслеживаться срок годности такой партии. Есть разработки, которые позволяют хранить себестоимость на уровне партии/серийного номера, что может быть актуальным для некоторых компаний (есть модуля в магазине приложений и есть разработка у компании “Симбиоз” – я ее использовал для реализации учета основных средств).
По функционалу в модуле склад EE и CE можно сказать одинаковые. В EE-версии есть модуль Barcode, который позволяет использовать сканеры штрих-кодов при обработке логистических операций, но на практие я еще я ним не сталкивался. Из практики скажу, что сканеры штрихкодов нормально работают и в CE.
Поэтому пока у нас ничья в этом сегменте и счет становится 5:4 в пользу EE.
Раунд 6. Производство
По поводу функционала производства в Odoo ведутся горячие споры уже много лет и многие не совсем опытные пользователи говорят, что производства в Odoo считай нет – и для подтверждения этого начинают придумывать какие-то уникальные кейсы, которые нельзя реализовать ни в одной MRP системе мира (кастомные решения не в счет).
Еще в далеком 2017 году, когда я только начинал знакомство с Odoo, мне на руки попалась книга “Производственный менеджмент” Ричарда Б. Чейза в которой были описаны многие вещи реализацию которых я нашел в Odoo, в том числе и по производству. Модуль производства совершенствуется с каждой версией системы и в EE версии есть ряд уникальных инструментов, таких как планирование производства и работа с наряд-заказами (интерфейс выполнения действий). Я уже начал вас знакомить с организацией производства в EE – здесь. В CE функционал производства несколько обрезанный и достаточно примитивный, но тоже какие-то задачи может решать (а еще не забываем про дополнительные модуля).
Базовое производство можно очень сильно прокачать и если будет необходимо интегрировать его со специальными решениями для планирования производства, например такими как frepple.
Тут у нас однозначно побеждает Enterprise и счет становится 6:4.
Раунд 7. Проекты
Здесь нам доступны проекты и задачи. Проекты могут заводится как внешние (например нам нужно провести какое-нибудь мероприятие), так и внутренние (например разработать регламент работы отдела продаж).
В рамках конкретного проекта сотрудникам можно поставить конкретные задачи с определенным сроком выполнения.
На уровне задач мы можем зафиксировать плановое время на выполнение задачи и фактическое время (с помощью табелей учета рабочего времени).
Проекты очень тесно связаны с другими сегментами системы. Например когда мы создает карточку проекта под нее в учете автоматически создается аналитический счет на котором можно отражать доходы и расходы по этому проекту. Или табеля учета рабочего времени по проектам потом могут лечь в основу для начисления заработной платы.
По функциональности EE и CE идут на равных. Да, в Enterprise есть отдельный вид представления Ганта, но на CE его можно доставить в виде отдельного модуля. В магазине приложений есть просто огромное количество модулей по этому сегменту.
Так что счет становится 7:5 в пользу EE.
Раунд 8. Helpdesk
В базовой версии CE этим функционалом и не пахнет, а про то как устроен Helpdesk в EE я недавно писал здесь. На CE есть ряд неплохих модулей, которые добавляют этот функционал в систему (например вот этот). Поэтому сказать, что EE побеждает не могу. Поэтому счет становится 8:6
Раунд 9. Веб-сайт
С каждой новой версией системы в ней очень серъезно прокачивается функционал веб-сайтов. И это понятно – во всем мире бизнес уходить в онлайн и наличие веб-сайта must have для каждой компании. А если еще этот сайт тесно интегрировать с ERP-системой то вообще красота. В Odoo есть полноценный конструктор веб-сайтов, куча тем доступных в appstore, полноценный модуль e-commerce и много чего еще. Также с вебсайтом связана LMS доступная в Odoo и есть возможность сделать личный кабинет для внешнего пользователя. Этот функционал есть и в EE, и в CE. И даже сама Odoo в своем сравнении нам это говорит. Поэтому ничья. И счет становится 9:7 в пользу EE.
P.S. Примеры сайтов на Odoo можно посмотреть здесь.
Раунд 10. Уникальные модуля Enterprise
Стоит сказать пару слов о фичах EE и почему он все таки лучше CE. Первое, что приходит на ум – это Odoo Studio – инструмент, который очень любят рядовые пользователи. Ведь с его помощью без помощи разработчика можно добавлять новые поля, создавать(редактировать) печатные формы и делать много чего еще. Разработчики же в свою очередь это инструмент недолюбливают :)
Далее начиная с 15-ой версии в EE появились встроенные электронные таблицы – очень прикольный инструмент, который может много чего интересного. Например туда можно сохранять разнообразные выборки из системы и производить над ними дополнительные расчеты. Также Spreadsheets можно добавлять на персональные дашборды (еще одна фича EE которая в 16-й версии была сильно переработана).
Новым приложением в 16-й версии стал Knowledge – я уже про него писал вот здесь. Конечно не без глюков, но пользоваться можно (проверено на практике). Кроме того у Odoo EE имеется полноценное мобильное приложение. Кроме того еще есть ряд уникальных модулей, про которые я сейчас писать не буду – это может занять много места :)
За эти уникальные особенности даем интерпрайзу один балл, и счет становится 10:7
Раунд 11. Сообщество и уникальные разработки для Community
Нельзя не сказать пару слов про мировое сообщество Community, которое активно занимается поддержкой и развитием CE, за что им большое спасибо. Да, что греха таить – я сам последние несколько лет только СЕ и занимался и знаю, что там есть такие разработки, которыми в EE и не пахнет. Кроме того по слухам некоторые интересные разработки EE берет себе на вооружение и включает в свои сборки. За это даем CE один балл и счет становится 10:8 в пользу Enterprise.
Конечно сравнивать можно еще долго, но на данном раунде я остановлюсь и подведу итоги.
Подытожим?
С небольшим отрывом в нашей битве титанов победила Enterprise версия ODOO. И наверное это справедливо. Community бесплатная, но с несколько обрезанным функционалом, Enterprise стоит денег, но содержит в себе ряд уникальных приложений, которые делают систему более комплексной и более удобной для пользователя. Платный продукт должен иметь некоторые преимущества.
С другой стороны если вам нужна значительная кастомизация системы и у вас планируется большое количество пользователей CE будет более предпочтительней, так как позволит вам сэкономить на стоимости лицензий. Плюсом EE есть то, что там проще переход с версии на версию, но если была сильная кастомизация то этот процесс будет сложным и там, и там. Но, зачем вам каждый год переходить на новую версию?
Источник: Блог Антона Пискуна