Недавно на встрече с коллегой «по цеху» завязалась дискуссия. Мы сидели за чашечкой кофе, обсуждали текущие вопросы и затронули весьма интересную тему – ведение учета в компании.
Мой собеседник сказал: «Я устал от 1С… За годы работы в бухгалтерии, в сфере внедрения систем управления, а также управляя компаниями разного формата я имел опыт с разными программами. Но учитывая потребности бизнеса, начинаешь «эволюционировать» и понимать – для эффективной работы компании, для ведения управленческого учета нужна система, которая практически не имела бы обновлений, и развивалась под нужные бизнес-процессы. Да и бухгалтерия в такой системе может быть только отраслевая, для регламентированного учета.»
Меня заинтересовала идея коллеги и я решил разобраться, реально ли это сделать? Внедряя последнее время решения на платформе ODOO, я решил изучить вопрос как изнутри, так и снаружи.
Оставить нельзя заменить!
Проблема перехода с 1С на ODOO не столько техническая, сколько ментальная.
В связи с запретом российского ПО собственники бизнеса приходят в ИТ-компании со словами: «Сделайте как в 1С, чтобы сотрудникам не нужно было переучиваться» – но это требование бессмысленное. Ведь другой инструмент – это другая логика, которая всегда требует освоения пользователями.
Бухгалтер – это первый, кто «уходит за кулисы» из команды проекта. Задача построения с нуля плана счетов под управленческий учет «вгоняет его в ступор».
Собственники же и управляющие бизнесом к этому морально готовы, поскольку де-факто в компаниях аналитический учет под нужды оперативного управления и так ведется менеджерами без бухгалтера и консолидируется чаще всего (к сожалению) только в Экселе.
Основа западного Accounting’а – разумность и целесообразность. Решение по доходам, затратам и прочее, принимает Accountant. Аудитор со своей стороны подтверждает соответствие принципам эккаунтинга и нормам, регулируемым государством.
Если владельцы бизнеса готовы принять то, что бывают и другие учеты, кроме 1С, и согласятся осваивать новые, то ODOO будет очень полезным инструментом.
Если же они предпочитают выпотрошить Мерседес и начинить его комплектующими от Автоваза, тогда лучше сотворить что-то новое, разработать с нуля что-нибудь самобытное.
Есть ли альтернатива российскому ПО?
Нужно понимать, что стандарты бухучета принципиально игнорируют потребности ведения управленческого учета. В украинской бухгалтерии управленческий учет не предусмотрен, поэтому попытки построить инструменты для бизнеса на ПСБУ и на украинском плане счетов заведомо обречены на провал. А требование учета операций на основании «документов с синей печатью и всеми подписями» убивает управленческий учет.
Для ведения «хозяйственной деятельности» (советский термин) – может и подойдет, для современного бизнеса – нет.
Относительно списка функционала (задач) – в нем нет того, что нельзя было бы реализовать в ODOO. На этой платформе есть масса возможностей, которые охватывают не только ведение учета, но и много других полезных функций, в которых нуждается любая компания.
Среди этих функций можно выделить основные:
- Возможность расширяться с ростом компании.
- Отсутствие постоянных обновлений.
- Гибкость системы изнутри.
- И самое интересное – вся компания работает в одной системе (продажи, бухгалтерия, производство, маркетинг и т.д.)
Но есть некое уточнение. Подыскивая альтернативное ПО можно наткнуться на то, что по содержанию – вы получите почти идентичное решение, а по форме – это будет выглядеть иначе.
Управленческий учет в ODOO
Для управленческого учета с расчетом себестоимости по группе проектов, проекту (группе заказов), заказу в ODOO существует модуль «Проекты». Под каждый проект автоматически создается свой аналитический счет, на который будут собираться затраты.
В ODOO аналитические счета существуют отдельно от плана генеральных счетов. Можно создавать свои деревья аналитических счетов со сроком по усмотрению. Любую закупку или продажу можно связывать с аналитическим счетом, а значит и с проектом.
Элемент Analytic Accounting по проектам и группам проектов реализуется (но с настройкой конфигурации) для представления информации: что и на каких аналитических счетах собирать.
Подключение к клиент-банкингу позволяет импортировать данные о расчетных счетах, а также производить автоматическое связывание со счетами. Интеграция с продажами поможет автоматически формировать счета, основываясь на правилах, которые заданы администратором.
Какую версию ODOO выбрать?
В ODOO существует две версии: Enterprise и Community.
Enterprise – официальная версия системы. Для украинского рынка эта платформа вряд ли подойдет для собственника, считающего собственные деньги, а скорее для того, кто «осваивает бюджеты».
Затраты посчитать очень просто: 20 EUR/user/месяц.
Users (имеющие статус на запись) – сотрудники компании или одной из компаний (для multi-company). При этом не учитываются портальные пользователи – партнеры (заказчики/поставщики) с доступом к из заказам/взаиморасчетам и зарегистрированные пользователи web-сайта.
Оплата за систему в ODOO S.A. производится наперед, регулярными годовыми платежами. В цену включены все «applications» от ODOO S.A. При этом помните, что в Enterprise вы не найдете решение которое подойдет для ведения бухгалтерии по украинским стандартам.
Намного рациональней и менее затратней будет запуск проекта на Community(v9), так как это open source решение. Если на стадии конструирования конфигурации чего-то критически не хватит, можно сменить платформу на v8, там полностью открытый код. К тому же в этой версии не учитывается количество user.
Оптимальный выход – строить учетную систему на Community Edition v9 или v8. В этом случае финансовых вложений на лицензии потребуется – 0.
Главной особенностью являются бесплатные модули, которые можно устанавливать на платформу. Среди таких модулей можно найти и такие, которые уже приспособлены под наши реалии (украинский план счетов и особенности начисления ЗП)
Но если и этого мало – то останутся затраты на проектирование / конструирование, тестирования и промышленную эксплуатацию системы.
После внедрения – готовая система с множеством функций, без обновлений и крупных финансовых вложений.
Подытожим
Аксиома данной статьи в том, что сказав «А» – приняв принципы западного менеджмента, предпринимателю рано или поздно придется сказать «Б» – освоить азы западного учета (Accounting).
Источник материала: наши друзья и партнеры LBS corporation