ODOO

Есть ли жизнь после 1С? ODOO как альтернатива

Недавно на встрече с коллегой «по цеху» завязалась дискуссия. Мы сидели за чашечкой кофе, обсуждали текущие вопросы и затронули весьма интересную тему – ведение учета в компании.

Мой собеседник сказал: «Я устал от 1С… За годы работы в бухгалтерии, в сфере внедрения систем управления, а также управляя компаниями разного формата я имел опыт с разными программами. Но учитывая потребности бизнеса, начинаешь «эволюционировать» и понимать – для эффективной работы компании, для ведения управленческого учета нужна система, которая практически не имела бы обновлений, и развивалась под нужные бизнес-процессы. Да и бухгалтерия в такой системе может быть только отраслевая, для регламентированного учета.»

Меня заинтересовала идея коллеги и я решил разобраться, реально ли это сделать? Внедряя последнее время решения на платформе ODOO, я решил изучить вопрос как изнутри, так и снаружи.

Оставить нельзя заменить!

Проблема перехода с 1С на ODOO не столько техническая, сколько ментальная.

В связи с запретом российского ПО собственники бизнеса приходят в ИТ-компании со словами: «Сделайте как в 1С, чтобы сотрудникам не нужно было переучиваться» – но это требование бессмысленное. Ведь другой инструмент – это другая логика, которая всегда требует освоения пользователями.

Бухгалтер – это первый, кто «уходит за кулисы» из команды проекта. Задача построения с нуля плана счетов под управленческий учет «вгоняет его в ступор».

Собственники же и управляющие бизнесом к этому морально готовы, поскольку де-факто в компаниях аналитический учет под нужды оперативного управления и так ведется менеджерами без бухгалтера и консолидируется чаще всего (к сожалению) только в Экселе.

Основа западного Accounting’а – разумность и целесообразность. Решение по доходам, затратам и прочее, принимает Accountant. Аудитор со своей стороны подтверждает соответствие принципам эккаунтинга и нормам, регулируемым государством.

Если владельцы бизнеса готовы принять то, что бывают и другие учеты, кроме 1С, и согласятся осваивать новые, то ODOO будет очень полезным инструментом.

Если же они предпочитают выпотрошить Мерседес и начинить его комплектующими от Автоваза, тогда лучше сотворить что-то новое, разработать с нуля что-нибудь самобытное.

Есть ли альтернатива российскому ПО?

Нужно понимать, что стандарты бухучета принципиально игнорируют потребности ведения управленческого учета. В украинской бухгалтерии управленческий учет не предусмотрен, поэтому попытки построить инструменты для бизнеса на ПСБУ и на украинском плане счетов заведомо обречены на провал. А требование учета операций на основании «документов с синей печатью и всеми подписями» убивает управленческий учет.

Для ведения «хозяйственной деятельности» (советский термин) – может и подойдет, для современного бизнеса – нет.

Относительно списка функционала (задач) – в нем нет того, что нельзя было бы реализовать в ODOO. На этой платформе есть масса возможностей, которые охватывают не только ведение учета, но и много других полезных функций, в которых нуждается любая компания.

Среди этих функций можно выделить основные:

  • Возможность расширяться с ростом компании.
  • Отсутствие постоянных обновлений.
  • Гибкость системы изнутри.
  • И самое интересное – вся компания работает в одной системе (продажи, бухгалтерия, производство, маркетинг и т.д.)

Но есть некое уточнение. Подыскивая альтернативное ПО можно наткнуться на то, что по содержанию – вы получите почти идентичное решение, а по форме – это будет выглядеть иначе.

Управленческий учет в ODOO

Для управленческого учета с расчетом себестоимости по группе проектов, проекту (группе заказов), заказу в ODOO существует модуль «Проекты». Под каждый проект автоматически создается свой аналитический счет, на который будут собираться затраты.

В ODOO аналитические счета существуют отдельно от плана генеральных счетов. Можно создавать свои деревья аналитических счетов со сроком по усмотрению. Любую закупку или продажу можно связывать с аналитическим счетом, а значит и с проектом.

Элемент Analytic Accounting по проектам и группам проектов реализуется (но с настройкой конфигурации) для представления информации: что и на каких аналитических счетах собирать.

Подключение к клиент-банкингу позволяет импортировать данные о расчетных счетах, а также производить автоматическое связывание со счетами. Интеграция с продажами поможет автоматически формировать счета, основываясь на правилах, которые заданы администратором.

Какую версию ODOO выбрать?

В ODOO существует две версии: Enterprise и Community.

Enterprise – официальная версия системы. Для украинского рынка эта платформа вряд ли подойдет для собственника, считающего собственные деньги, а скорее для того, кто «осваивает бюджеты».

Затраты посчитать очень просто: 20 EUR/user/месяц.

Users (имеющие статус на запись) – сотрудники компании или одной из компаний (для multi-company). При этом не учитываются портальные пользователи – партнеры (заказчики/поставщики) с доступом к из заказам/взаиморасчетам и зарегистрированные пользователи web-сайта.

Оплата за систему в ODOO S.A. производится наперед, регулярными годовыми платежами. В цену включены все «applications» от ODOO S.A. При этом помните, что в Enterprise  вы не найдете решение которое подойдет для ведения бухгалтерии по украинским стандартам. 

Намного рациональней и менее затратней будет запуск проекта на Community(v9), так как это open source решение. Если на стадии конструирования конфигурации чего-то критически не хватит, можно сменить платформу на v8, там полностью открытый код. К тому же в этой версии не учитывается количество user.

Оптимальный выход – строить учетную систему на Community Edition v9 или v8. В этом случае финансовых вложений на лицензии потребуется – 0.

Главной особенностью являются бесплатные модули, которые можно устанавливать на платформу. Среди таких модулей можно найти и такие, которые уже приспособлены под наши реалии (украинский план счетов и особенности начисления ЗП)

Но если и этого мало – то останутся затраты на проектирование / конструирование, тестирования и промышленную эксплуатацию системы.

После внедрения – готовая система с множеством функций, без обновлений и крупных финансовых вложений.

Подытожим

Аксиома данной статьи в том, что сказав «А» – приняв принципы западного менеджмента, предпринимателю рано или поздно придется сказать «Б» – освоить азы западного учета (Accounting).

Источник материала: наши друзья и партнеры LBS corporation

Share
Опубліковано
Buhgalter
Мітки: odoo

Recent Posts

Порядок дій при порушенні умов договору: право та захист інтересів

Порушення умов договору – це серйозна проблема, яка може призвести до фінансових втрат, втрати часу…

9 години ago

Где заказать высокие кроссовки от adidas?

Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…

7 днів ago

Малий, середній та великий бізнес: які види підприємств існують в Україні?

Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…

1 тиждень ago

Обязательная страховка для водителя в один клик

Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…

4 тижні ago

Готівкові кредити: для чого їх використовують?

Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…

4 тижні ago

Трейдинг для новичков: советы и рекомендации

Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…

4 тижні ago