Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14.10.2014 (далее – Закон) юридических лиц обязали подать государственному регистратору сведения о своих конечных бенефициарных собственниках (контроллерах). С учетом Закона №475-VIII от 21.05.2015, Форму 4 нужно предоставить госрегистратору до 25 сентября 2015 г. Так что отныне каждое юридическое лицо, кроме государственных и коммунальных предприятий, обязано устанавливать своего конечного бенефициарного собственника (контроллера), регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору.
Понятие «конечный бенефициарный владелец (контроллер)» употребляется здесь в значении, которое дано в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». После правового анализа данного Закона можно сделать вывод, что это физические лица, которые прямо или косвенно, единолично или совместно со связанными лицами обладают долей в 25% или более уставного капитала или права голоса в юридическом лице.
Главной новеллой Закона является то, что теперь сведения о конечных бенефициарных владельцах будут в открытом доступе в ЕГР. Ранее в реестре можно было видеть только текущих учредителей (участников) юридического лица. Согласно ст. 166-11 КоАП, за непредоставление юридическим лицом государственному регистратору информации о конечном бенефициарном собственнике (контроллере) юридического лица предусмотрена административная ответственность.
Но не следует забывать и о финансовых последствиях сокрытия или непредоставления информации о таких лицах в налоговом учете, если отношения с ними подпадают под определение «контролируемых операций» (ст. 39 НК Украины). Ведь информация о конечном бенефициарном владельце является основанием для установления связанных лиц. А таковыми, в свою очередь, являются юридические или физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют (п. 14.1.159 ст.14 НК). Например, когда юридическое или физлицо прямо или косвенно владеет 20% и более корпоративных права в другом (связанном) юрлице, принимает решения о назначении его исполнительных органов, или когда сумма кредитов возвратной финансовой помощи превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза. Для физических лиц связанными лицами являются также родители, супруг(а), дети, братья, сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлена опека или попечительство.
Если в цепи хозяйственных операций есть связанные лица, это влияет на порядок налогообложения контролируемых операций. В частности, в трансфертном ценообразовании объем налогооблагаемой прибыли определяется по принципу «вытянутой руки», если условия таких операций не отличаются от тех, которые применяются между несвязанными лицами. Если при совершении контролируемой операции в цепи есть связанные лица, прибыль, которая была им начислена, включается в облагаемую налогами прибыль налогоплательщика. Т. е. ему доначисляются налоговое обязательство и штрафные санкции в соответствии со ст. 123 НК Украины, поскольку предоставление плательщиком в контролирующий орган всех надлежащим образом оформленных первичных документов с целью получения налоговой выгоды не является основанием для ее получения, если контролирующий орган докажет ложность, недостоверность или противоречивость сведений, содержащихся в таких документах.
Достаточным основанием для дополнительного определения контролирующим органом валового дохода является то, что хозяйственная операция осуществлялась между связанными лицами без цели реального осуществления хозяйственной операции и получения прибыли (например, занижение валового дохода путем реализации приобретенных товаров по ценам ниже рыночных). Если, конечно, контролирующим органом будут предоставлены доказательства осуществления хозяйственных операций между связанными лицами. В таком случае первичная документация предприятия (в частности, договоры, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, банковские выписки, налоговые накладные и т. д.) является ненадлежащей, поскольку не направлена на установление реального осуществления хозяйственных операций.
К тому же, в случае получения документально подтвержденной информации и данных, которые свидетельствуют о несоответствии условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», контролирующий орган имеет право сделать внеплановую документальную проверку на основании п. 78.1.14 ст. 78 НК Украины. А на основе выявленных фактов и обстоятельств ему предоставлено право обращаться в суд о признании лиц связанными (п. 20.1.40-1 ст. 20 НК).
Принимая во внимание все это, нетрудно сделать вывод, что после включения в ЕГР вышеупомянутой информации контролирующий орган может провести проверку и получить судебное решение о признании лиц связанными. В таком случае вина налогоплательщика в нарушении порядка осуществления контролируемой операции со связанными лицами будет доказана.
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…
Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…
У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…