20 век был очень динамичным и насыщенным и наука ведения бизнеса тоже развивалась и эволюционировала.
В 50-60-ых годах основой бизнеса являлось соотношение:
Затраты производства+Желаемая прибыль=Цена, то есть рынок принадлежал производителю и мнение покупателя мало кого интересовало.
В 70-х годах условия начали меняться и рынок производителя превратился в рынок потребителя и к 90-м годам формула успешного бизнеса трансформировалась в следующую формулу:
Цена – затраты на производство = Прибыль.
Как мы видим теперь для того чтобы получить нужную прибыль предприятия должны снижать себестоимость продукции и возникла необходимость более усердно контролировать расходы, что привело к эволюции управленческого учета.
В данных условиях успех производителя начал зависеть от его скорости реакции на запросы потребителей и начали появляться различные системы управления.
Данные условия функционирования предприятия обусловили необходимость осознания того, что оно должно быть клиенто-ориентированным, а для выживания на рынке — его продукция должна соответствовать следующим критериям:
Исходя из изменения условий деятельности предприятий по мере развития экономики, организация бизнеса также имела свою эволюцию, и, осуществлялся переход от функционального к процессно-ориентированному управлению.
А что у нас? Для стран бывшего Советского союза переход на формулу (Цена – затраты на производство = Прибыль) произошел после распада СССР и отечественным производителям пришлось конкурировать с иностранными, у которых цена/качество было значительно лучше.
При этом до сих пор на многих предприятиях остается функциональный подход к управлению, который предусматривает четкую иерархию и распределение обязанностей и при котором сотрудникам в принципе все равно, что производить и реализовывать, в результате чего компания не может быстро переориентироваться: слишком привычна непрофессиональная работа “мастеров на все руки”. Если даже экономическая идея, заложенная в основу предприятия еще во времена СССР, остается эффективной как бизнес-идея, предприятие в рыночной среде все равно начинает переживать кризис. И проблема здесь не в квалификации специалистов, а в системе управления.
В предприятиях, которые функционируют по функциональному принципу – деятельность организации представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями.
Механизм реализации функций нацеливает функциональные подразделения на выполнение своих локальных целей, между которыми могут быть объективные противоречия.
Суть функционального управления – контроль над исполнением сотрудниками их функций и строгое исполнение работниками указания руководителя. В таком случае можно управлять 5 плюс минус 2 человека.
Основными недостатками функционального подхода к управлению организацией, вытекающими из отсутствия нацеленности на конечный результат, признаны высокие накладные расходы, длительные сроки выработки управленческих решений, риск потери клиентов.
Основное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем:
1) Деятельность в рамках процессного подхода производит продукт, требования к которому определены внутренним или внешним потребителем, и эти требования измеряются.
2) Функциональное управление подразделением предполагает, что подразделение в своей деятельности реализует сформулирован ную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством.
К недостаткам функционального управления относят:
• Невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой природы вертикальной иерархии.
• Буфер на пути инноваций — защита от изменений, которые могут привести к неоправданному риску.
• Нет ориентации на клиента, главный потребитель — вышестоящий начальник.
• Непроизвольная разрушительная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам.
• Нет заинтересованности работающих в конечном результате — системы их оценки оторваны от результативности работы.
• Рост накладных расходов — сначала процесс разбивается на множество операций, а затем «склеивается» через управленческий аппарат («отрицательная экономия на масштабе» — предприятия больше платят за «клей» чем за работу).
• Каждое подразделение — обособленный островок методов управления и автоматизации (20% — время выполнения операции, 80% — передача результатов).
Основопологающей базой современных подходов к управлению является процессный подход. Процессный подход появился сравнительно недавно и он есть следствием концепции TQM (система всеобщего управления качеством), автором которой был Эдвардс Деминг. Кроме TQM современные системы управления базируются на:
Под процессным подходом к управлению деятельностью предприятия понимают ориентацию деятельности предприятия на бизнес-процессы. Именно поэтому, от того, насколько эффективны бизнес-процессы предприятия, зависит успех бизнеса в целом. Норма управляемости составляет 12 плюс минус 5 человек, что в три раза выше чем при функциональном управлении.
Преимуществом процессного подхода является возможность осуществления текущего управления за счет связи между отдельными процессами.
Данный подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
в) необходимости рассматривать процессы с точки зрения их способности добавлять ценность;
с) получения результатов выполнения процесса и его результативности;
д) непрерывного улучшения процессов на основе объективных измерений.
Но при этом противоставлять функциональный и процессный подход было бы не верно. Функции так же как и процессы являются равнозначными понятиями управленческой деятельности и не могут существовать в отрыве друг от друга. Функциональный подход отвечает на вопрос “Что делать?”, процессный – “Как делать?”
Источник: Блог консультанта
Право наоскарження висновку моніторингу відповідно до законодавства належить виключно замовнику. Він може брати участь…
Логістика у сфері оптових поставок бензину та дизельного пального є важливою складовою енергетичної інфраструктури, особливо…
Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…
Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…
В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…