Гарантийные обязательства
Итак, статья 7 Закона о защите прав потребителей гласит, что на протяжении всего срока гарантии товара он должен нормально работать и использоваться. Гарантийные сроки всегда указываются в паспорте продукции, на этикетке или любой другой сопроводительной документации. Если поломка товара происходит еще до окончания срока гарантии, производитель, продавец или сервисный центр обязаны бесплатно отремонтировать бракованную вещь , а в случае невозможности устранения поломки заменить ее на новую.
Гарантийным сроком для пищевых продуктов являются сроки годности, которые обозначаются на этикетке продукта или в сопроводительной документации. Срок годности пищевых продуктов считается с даты их изготовления. Употребление продуктов после окончания срока годности могут создавать опасность для здоровья и даже жизни потребителя.
Немногие знают, но гарантийные сроки есть даже у одежды и обуви. В данном случае они исчисляются с даты начала сезона использования. Есть товары, на которые не распространяются гарантийные сроки, но это не значит, что потребитель не вправе вернуть некачественную вещь производителю или продавцу. Главное, сделать это в течение двух лет с момента приобретения испорченного товара. Относительно объектов строительства, по мере эксплуатации которых были выявлены нарушения и несоответствия изначально заявленным критериям, возможность обращения с претензией установлена в течение 10 лет со дня передачи их потребителю.
Обязанность покупателя
Поскольку вернуть, обменять или отремонтировать некачественный товар, согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей, можно только при наличии расчетного документа, который выдается при покупке и удостоверяет факт и дату приобретения, покупатель обязан сохранить товарный или кассовый чек, паспорт или гарантийный талон на продукцию.
Другой, не менее важной, обязанностью покупателя является правильная эксплуатация товара, так как при обращении в сервисный центр специалисты довольно часто доказывают, что порча товара могла произойти исключительно по причине нарушения потребителем правил использования или хранения товара. К таким нарушениям при обращении в сервисный центр могут быть отнесены как явные дефекты (сколы, вмятины, трещины), так и скрытые, которые сможет обнаружить только специалист при более тщательном осмотре «внезапно заглючившей вещи». Довольно сложно доказать испорченность продукта в пределах сроков его годности, если пытаться сделать это через день или даже более после того, как продукт был приобретен. В данной ситуации руководство магазина пытается все списать на нарушение правил хранения данного продукта, которое ни доказать, ни опровергнуть практически невозможно.
Ремонт, обмен или возврат?
В рамках Закона о защите прав потребителей тот самый потребитель в случае обнаружения дефектов товара или его поломки имеет право на:
- уменьшение стоимости этого товара;
- бесплатное устранение выявленных недостатков;
- возмещение расходов, связанных с устранением недостатков товара.
Несмотря на то, что покупатель имеет право на свое усмотрение выбирать одно из требований, на практике чаще всего именно продавец решает, какой вариант устранения проблемы является наиболее уместным. Например, если вы купили утюг, в котором не работает одна из опций и пришли потом к продавцу с требованием пропорционально уменьшить его стоимость и вернуть часть денег, будьте уверены в том, что никаких денег вам никто не вернет. Скорее всего, покупателя отправят в сервисный центр, где выявленные дефекты будут бесплатно устранены.
«Карты в руки» покупателю переходят в том случае, если в процессе эксплуатации товара он обнаруживает какие-либо существенные недостатки и несоответствия изначально заявленным критериям качества.
Существенным недостаток признается только в том случае, если:
- не может быть устранен;
- делает товар другим;
- на его устранение требуется более двух недель.
Для подтверждения той самой существенности обнаруженных дефектов должна быть проведена экспертиза, в ходе которой будет доказана непосредственная вина производителя или продавца.
Естественно , сделать это можно только в пределах гарантийного срока, чтобы иметь возможность:
- вернуть товар, забрав потраченные на его покупку деньги;
- из числа имеющихся товаров выбрать аналогичный, совершив тем самым замену некачественной вещи.
Как происходит процедура удовлетворения требований покупателя некачественного товара?
Итак, ни производитель, ни продавец, ни сервисный центр не имеют права отказать покупателю некачественного товара в его принятии на экспертизу, то есть в удовлетворении требований потребителя. Причем, доставить туда и обратно к потребителю товар весом более пяти килограмм (не говоря уже о крупногабаритных грузах) производитель, продавец или сервисный центр обязаны за свой счет.
Если брак товара можно доказать на месте, он может и должен быть заменен немедленно (при условии того, что он имеется в наличии). В том случае, если товар могут заменить в магазине, но в данный момент его нет в наличии, замена должна быть осуществлена в течение 60 дней с момента подачи соответствующего заявления от покупателя. Если на изучение существенности недостатка требуется проверка, то она должна быть выполнена в течение 14 дней с момента подачи заявления. Об изменении сроков проведения экспертизы покупатель может дополнительно договориться с производителем, продавцом или сервисным центром.
Если стороны договариваются о замене товара на аналогичный, то пересчет стоимости производить необходимости нет. Если продавец может предложить только товар другой марки или модификации, то за основу берется более высокая цена.
В том случае, когда покупатель некачественного товара возвращает его в магазин и решает забрать деньги, то средства должны быть возвращены немедленно, то есть, в день расторжения договора или не позже семи дней с момента его приобретения.
Покупателю важно помнить о том, что он имеет право на возврат некачественного товара в течение 14 дней с момента его приобретения. В течение гарантийного срока товар плохого качества можно обменять, починить или вернуть.