Подпунктом 49.4. НКУ предусмотрено, что налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, подают налоговые декларации в контролирующий орган в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
Налоговая отчетность по НДС подается в электронной форме в контролирующий орган всеми плательщиками этого налога.
В то же время, в соответствии с подпунктом 49.8. НКУ принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. При принятии налоговой декларации уполномоченное должностное лицо контролирующего органа обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 НКУ. Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогоплательщика, до ее принятия проверке не подлежат.
При этом согласно подпункту 49.10 статьи 49 НКУ отказ должностного лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным этой статьей, в том числе выдвижение любых не определенных этой статьей условий такого принятия (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т.п.) запрещается.
Пунктом 49.11 НКУ определено, что в случае подачи налогоплательщиком в контролирующий орган налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пунктов 48.3 и 48.4 НКУ, такой контролирующий орган обязан предоставить такому налогоплательщику письменное уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации с указанием причин такого отказа.
Системный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что контролирующий орган может отказать в принятии налоговой декларации исключительно в случае нарушения налогоплательщиком при ее заполнении требований пунктов 48.3 и 48.4 НКУ.
Согласно пункту 48.3 налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:
- тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);
- отчетный (налоговый) период, за который подается налоговая декларация;
- отчетный (налоговый) период, который уточняется (для уточняющего расчета);
- полное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика согласно регистрационным документам;
- код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
- местонахождение (место жительства) налогоплательщика;
- наименование контролирующего органа, в который подается отчетность;
- дата подачи отчета (или дата заполнения – в зависимости от формы)
- инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек или иные сведения, определенные в абзаце седьмом настоящего пункта, должностных лиц налогоплательщика;
- подписи налогоплательщика – физического лица и/или должностных лиц налогоплательщика, определенных этим Кодексом, заверенные печатью налогоплательщика (при наличии).
В соответствии с пунктом 48.4. в отдельных случаях, когда это отвечает сущности налога или сбора и необходимо для его администрирования, форма налоговой декларации дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты:
- отметка об отчетности по специальному режиму;
- код вида экономической деятельности (КВЭД);
- код органа местного самоуправления по КОАТУУ;
- индивидуальный налоговый номер согласно данным реестра плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный (налоговый) период.
Перечень оснований для принятия контролирующим органом решения об отказе в принятии налоговой декларации носит исключительный характер и расширительному толкованию не подлежит.
Несоблюдение налогоплательщиком предписаний пункта 49.4 НКУ относительно подачи налоговой отчетности по НДС в электронной форме и предоставление такой отчетности в бумажной форме, само по себе, не является основанием для отказа в принятии налоговой декларации, при условии наличия в представленных документах реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 НКУ.