В конце 2014 года принят, а 16 февраля 2015 года вступил в силу Закон № 73-VIII от 28.12.2014 года «О мероприятиях по стабилизации платежного баланса Украины». Этим законом на срок в 12 месяцев – то есть до 16 февраля 2016 года – вводится дополнительный сбор с импортной продукции, «соответствующей пункту 1 статьи 277 Таможенного Кодекса» (то есть стоимостью выше эквивалента 150 евро), независимо от страны происхождения импорта и наличия с этой страной постоянных договоренностей о торговле.
Величина сбора, согласно этому закону, равна 10% для товаров групп 1-24 Украинской Классификации Товаров ВЭД (УКТВЭД, по-украински УКТЗЕД ). К группам 1-24 классификатора импорта-экспорта относятся практически все товары растительного и животного происхождения: от семян, масел, волокон и скота – до готовой пищевой и табачной продукции и ее полуфабрикатов.
Для всех остальных товаров, кроме «жизненно важных», в том числе для легковых автомобилей, ставка дополнительного сбора с импорта в 2015 году составляет 5%.
Исключениями – жизненно необходимыми товарами, необлагаемыми новым сбором – этот закон назвал медицинские изделия для гемодиализа и лечения онкобольных (как увидим дальше, почти все остальные медицинские вещества и товары тоже подпали под освобождение от сбора), а также ряд энергоносителей (бензин, дизель, мазут, уголь, нефть газ, электроэнергию, ТВЭЛ ы). Разумеется, сбором не облагаются продукты промысла украинских кораблей и товары, бесплатно поставленные в Украину согласно международным договорам.
Есть и крупная лазейка – новым сбором не облагается импорт, имеющий таможенные льготы согласно статьям 282 , 287 и пунктам 4.11 и 4′ раздела 21 Таможенного Кодекса. А в этих документах мы находим, например, «товары для пользования отдельными лицами, которым даны права на льготный ввоз». Свободны от дополнительного сбора и товары, когда-то ввезенные в Украину и вывезенные из нее. Также сбором не облагаются товары поставленные платно в рамках официальной международной технической помощи, в частности, военной и разведывательной – а также по официальным международным культурным, образовательным и наукоемким программам (в том числе «для создания индустриальных парков»).
Помимо того, новый сбор не коснется почти всех товаров прямого военного и военно-медицинского назначения, а равно и длинного ряда фармацевтических изделий и полуфабрикатов для них (список ). Наконец, освободили от сбора и еще один ряд полезных товаров – от дверей, стеклянной оптики, разных резервуаров и банковских металлов до строительных механизмов и автоспецтехники (полный список ).
При выплате сбора в пользу местного таможенного органа следует использовать такие коды платежей: «022» для юрлиц и «122» для физлиц (да, любое физлицо, получающее посылку с импортом с таможенной стоимостью выше 150 евро, товары в которой не являются «жизненно необходимыми», тоже обязано уплатить сбор).
Базой для начисления дополнительного сбора является договорная (контрактная) стоимость импорта, если она выше таможенной стоимости товара (включающей прочие пошлины и акцизы) – или таможенная стоимость, если контрактная стоимость была занижена.
Напоследок важная информация для бухгалтеров: как разъяснила Фискальная Служба, сумма уплаченного дополнительного сбора с импорта включается в базу начисления НДС. Таким образом, мы получили, увы, очередную формулу уплаты налога на налог.
Покупка валюты импортерами
Согласно постановлению НБУ №160 от 3 марта 2015 года и постановлению №124 от 24 февраля 2015 года покупка валюты банками на межбанке по поручению юрлиц осуществляется только на четвертый день после перечисления гривневых средств для покупки. Разумеется, допускается дополнение этих заявленных средств в нацвалюте при повышении курса инвалюты за данные три дня.
Кроме того, компания, подающая заявку на покупку для нее валюты на межбанке, обязана предоставить справку о всех имеющихся у нее инвалютных счетах. И если на таковых находится больше 10 тысяч долларов – инвалюту такой компании банки продать теперь не могут. Исключения: при этом не учитываются инвалютные счета в банках с временной администрацией; валютные депозиты, открытые до 3 марта 2015 года; валютные средства, являющиеся залогом по займу (во всех этих случаях необходимы соответствующие справки банков, где размещены такие инвалютные счета компании, для покупки ею валюты на МВРУ).
Для покупки инвалютных сумм выше эквивалента 50 тысяч долларов компании-импортеру необходимо подавать как копии документов назначения такой покупки – так и справку от налоговых органов об отсутствии задолженностей по налогам и сборам. При наличии налоговой задолженности продавать компаниям инвалюту теперь категорически запрещено.
Наконец, для покупки валюты на межбанке категорически запрещено банкам – выдавать кредиты, а юрлицам – пользоваться кредитными средствами.
Авансовые валютные платежи за будущие импортные поставки
Авансовые платежи за рубеж в эквиваленте от 50 до 500 тысяч долларов отныне могут производиться тоже только на четвертый день – после проверки НБУ (куда банки передают в сфотографированном виде по электронной почте поданные клиентом документы о назначении авансовых платежей за рубеж) и подтверждения от регулятора о возможности такой транзакции.
Авансовые платежи на суммы от 500 тысяч гривен теперь можно производить только при помощи покрытого аккредитива, подтвержденного иностранным банком инвестиционного класса (имеющего высшие рейтингами от Fitch, Standard&Poor’s, Moody’s). Зато для обеспечения аккредитива и оплаты услуг такого банка валюту можно приобретать без ограничений. Для сумм от эквивалента 50 тысяч до 500 тысяч долларов тоже советуется, по возможности, воспользоваться подобным аккредитивом – и в этом случае согласование с Нацбанком назначения платежа уже не производится.
На договора, заключенные ранее марта 2015 года, но оплачиваемые после принятия этого постановления на указанные суммы, данные правила тоже распространены.
Серия авансовых платежей на суммы меньше 50/500 тысяч долларов в пользу одного и того же иностранного поставщика, которая в общем итоге дает объем выше 50/500 тысяч долларов в течение одного месяца, теперь расценивается как один платеж, превышающий ту или другую сумму. И на этот совокупный платеж распространяется все то, что сказано в предыдущих двух абзацах об авансовых транзакциях свыше 50 тысяч и свыше 500 тысяч долларов.
Наконец, для единичных авансовых платежей по импортным контрактам на суммы менее эквивалента 50 тысяч долларов никаких ограничений не предусмотрено.
Критический импорт: каникулы продлены
Напоследок осталось сообщить, что в марте 2015 года поставки «критического импорта» (всех тех «жизненно необходимых» товаров, которые освобождены от импортного сбора – и названы в первом разделе этой статьи) на месяц были освобождены и от вышеописанных согласований с НБУ, и от ограничений при покупке инвалюты, и от покрытия аккредитивами.
А по истечении месяца таких каникул постановлением НБУ , вступившим в силу 10 апреля 2015 года (импортеры назвали его «пасхальным подарком») такое освобождение критического импорта от новых ограничений установлено и на постоянной основе.
Олег Кочевых,
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…