Головна » Бухгалтеру » Консультації » К вам пришла проверка – а вы уже готовы!
Консультації Юридичні консультації

К вам пришла проверка – а вы уже готовы!

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

К вам пришла проверка – а вы уже готовы!

Проверки предприятий контролирующими органами не самый приятный момент для последних, однако неизбежность и работа для первых. Сегодня в статье мы собрали для вас все возможные материалы по проверкам, дабы закрепить навыки поведения при проверке.

Проверка выездная, по месту хоздеятельности предприятия.
  1. Шок от неожиданности.

Конечно сколько не предупреждай о проверке, не готовься к ней морально, все равно процедура, мягко говоря, не приятна. Сейчас принято вести беседы как правильно подготовить персонал к проверкам, что каждый должен знать свою роль и место и т.п. меры. Однако считаем важным этапом именно документальный аспект. Документы должны быть в порядке. Что это значит? А все просто – бухгалтерские и налоговые документы просто обязаны быть! Это ваша безопасность.

Сперва – не впадать в оцепенение и панику. Как можно больше разрядить ситуацию, в конце концов оттягивать время, предлагая инспекторам предъявить удостоверения, изучая приказ о проверке, долго зачитываясь в витиеватые формулировки, обязательно предложить расписаться в журнале проверок – конечно он у вас на предприятии есть – а как же без него. Пока проверяющий или проверяющие тут покажут, там распишутся, время пройдет, и вы, возможно, придёте в себя. Непременно, и немедля вызывайте директора, собственника, бухгалтера, юриста, все в зависимости от уровня компании и наличия перечисленных сотрудников в штате компании. Пока они все придут, ознакомятся с приказом, посмотрят удостоверение – вы вовсе «протрезвеете».

  1. Все подряд мы не показываем. И вообще, сюда не входить! Там тараканы вас боятся!

В приказе о проведении проверки будет четко указан период, который интересует налоговый орган, а возможно и контрагенты. Все зависит от ситуации. Потому не спеша – все на работе, и вы и ваш проверяющий, дислоцируйте инспектора где-то в дальнем углу глухой комнаты, предложите пока выпить кофе, пока вы стряхивая пыль несете ему интересующие проверку документы.

Безусловно, все мы люди с характером, и инспектор может «взбрыкнуть» дескать вы его «задабриваете» по чем зря. Крепитесь, «капризного ребенка» надо успокоить. Возможно сроки проверки будут также «поджимать», но ничего вы все успеете. И спокойно с толком с расстановкой, можно приносить проверяющему по папочке документов, пока он смотрит одну, вы сможете «подготовить» другую.

  1. Если случай благоприятный

Это когда все-таки вы были в курсе проверки, либо же вы уже получали запросы от налоговиков по данной проверке и предоставляли интересующую их информацию, то контролеры обязаны обосновать правомерность проверки, которая проводится после получения ответа налогоплательщика на запрос. К стати, х дней, а не 10, как было ранее. срок ответа на подобный запрос (кроме запроса встречной проверки) с 01.01.2017 года изменились и теперь составляют 15 рабочих дней, а не 10 как ранее, с момента получения запроса. п. 73.3пп. 78.1.11.478.1.9

Обратить внимание на основание проведения внеплановой проверки! В направлении должно быть четко прописано предмет проверки, а также информация о проведении предшествующего мероприятия этой самой проверке. Дабы упредить повторное проведение проверки по одному и тому же вопросу, периоду и .т.п, что являтся прямым нарушением! Повторные проверки(в том числе и встречные) по одному и тому же вопросу запрещены!!!

Однако! Ввиду изменений в п. 78.2 НКУ,эти запреты не распространяются на проверки по решению суда/следственного судьи. 

  1. У нас на вас есть информация!

Согласно пп. 78.1.1 НКУ, документальная внеплановая проверка осуществляется, в частности, в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения данным налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства.

Из приведенной нормы следует, что выявленные факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, могут быть основанием для осуществления проверки только в случае, когда сомнения не устранены предоставленными пояснениями и документальными подтверждениями.

Итак, у контролирующего органа есть право на оценку объяснений и их документальных подтверждений. Если эти объяснения не обоснованы или документально не подтверждены, проверка может быть назначена.

В то же время субъект хозяйствования имеет право не согласиться с решением о назначении проверки и оспорить его в суде. В таком споре именно контролеры обязаны доказать обоснованность своего решения со ссылкой на недостатки объяснений субъекта хозяйствования и их документальное обоснование.Соответствующий вывод сделал ВАСУ в постановлении от 07.02.2017 г. по делу № 821/3851/15-а (К/800/14028/16).

Тут хочется сделать ремарку, что оспорить конечно вы можете, вернее попытаться это сделать, однако пока вы не согласны и оспариваете, налоговики делают свое дело, т.е. проверка не останавливается и не прекращается, а проходит согласно выданному приказу на проверку. Если вам курпно повезет, насторение у руководства проверяющего органа будет хорошее и вы им будете глубоко симпатичны, тогда руководитель должен издать по своему ведомству приказ о приостановлении проверки на определенный срок (до 30 рабочих дней), уведомить письменно вас об этом.

Кроме того, по решению руководителя налогового органа, проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверки может быть остановлено только относительно крупного плательщика налогов. Также подобное решение, вернее его копия, должна быть вручена не позднее следующего рабочего дня налогоплательщику или уполномоченному лицу под роспись, с дальнейшим ее (проверки) возобновлением на тот срок, который она была перенесена либо отложена.

  1. У нас для вас решение суда!

Согласно новой редакции  пп. 78.1.11 НКУ плановую и внеплановую проверку будет назначать суд. Это положение касается исключительно расследований криминальных дел, но тут есть один хитрый момент – (пп. 19-1.1.45 НКУ) право на обращение в суд есть, а на прямой иск с требованием назначения проверки среди перечня прав органа ГФС приведенных в ст. 20 НКУ, нет.

  1. Подводные камни

Основания для проведения проверок мы описали выше, однако есть и дополнительные основания для проведения внеплановых проверок плательщиков, которые не указаны в ст.78 НКУ, как основания, однако упомянуты в других статьях НКУ. Очевидной является провиворичивость статьи 78 НКУ с упомянутыми ниже статьями, которые вмещают основания для внеплановых проверок плательщиков, что позволяет используя пп.4.1.4 ст.4 и п.56.21 ст.56 утверждать про отсутствие соответствующих оснований для проведения проверки, определенных ст.78 НКУ. Это следующие основания:

  1. В случае подачи уточненной декларации, поданной за период, который проверялся, соответствующий налоговый орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за тот период (50.3).
  2. В случае, когда отрицательный результат объекта налогообложения декларируется налогоплательщиком в течении четырех налоговых периодов подряд, налоговый орган имеет право провести проверку правильности определения объекта налогообложения. В иных случаях, наличие такого отрицательного значения не является достаточным основанием для проведения такой внеплановой проверки (150.3).
  3. В случае, когда стоимость объекта фин.лизинга, который впервые либо повторно вводится в эксплуатацию определяется договором в сумме, которая меньше стоимости затрат на его приобретение либо производство,налоговый орган имеет право провести проверку правильности определения уровня обычной цены. (153.7).
  4. Выявление разбежностей данных НН и ЕРНН также является основаниеv для проведения проверки плановой\внеплановой продавца и в некоторых случаях покупателя товаров\услуг  (201.10).

Итак проверка проведена. Результатами вы недовольны. Как быть?

Конечно возражать!

Сразу отметим, что подача письменных возражений к актам проверок — неотъемлемое право налогоплательщика, гарантированное п. 17.1.6 НКУ.

Процедура подачи письменных возражений к акту налоговой проверки установлена п. 86.7 НКУ, а также Порядком оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и иного законодательства, утвержденным приказом ГНАУ от 20.08.2015  № 727 (далее — Порядок № 727).

Если в ходе документальной (выездной или невыездной) проверки выявлено нарушение, то налоговики составляют акт. При отсутствии нарушений — справку (п. 86.1 НКУ). К последней не стоит относиться легкомысленно. Отсутствие доначислений — это хорошо, однако текст справки может грозить неприятностями, например, признанием хозопераций фиктивными.

В любом случае руководители, должностные лица юрлица и физлица-налогоплательщики в соответствии с абз. 2 п. 81.3 НКУ обязаны подписать акт (справку) и имеют право подать возражения. Если плательщик не разделяет выводы акта проверки, его необходимо подписать с замечаниями (абз. 4 п. 86.1 НКУ), которые можно предоставить либо вместе с подписанным экземпляром акта, либо отдельно.

Это значит, что рядом со своим автографом на акте (справке) проверки представителю плательщика необходимо собственноручно написать текст приблизительно следующего содержания: «С замечаниями. Письменные возражения будут поданы в сроки, установленные законодательством».

Плательщикам следует понимать, что отказ от получения акта проверки или от его подписания ничего не дает, а только может навредить. При отказе от подписания должностные лица налогового органа составляют акт, удостоверяющий этот факт. К тому же отказ подписать или получить акт проверки не освобождает плательщика от обязанности уплатить определенные по результатам проверки денежные обязательства. А вот подписание акта с возражениями, наоборот, дарит надежду на отмену доначислений либо органом ГНС, либо судом.

Намеренно не получать акт проверки также не совсем благоразумно. В случае отказа получить экземпляр акта или справки о результатах проверки, а также если невозможно его вручить, такой акт (справку) направят письмом с уведомлением о вручении. Это будут считать фактом вручения акта. Почтовые отделения зачастую «не доносят» такие письма.

Отметим, что после окончания проверки плательщик имеет право подать не только письменные возражения, но и документы, определенные в акте проверки как отсутствующие. Согласно абз. 2 п. 44.7 НКУ их можно подать в орган ГНС в течение пяти дней со дня получения акта. Однако имейте в виду, что в этом случае можно нарваться на еще одну проверку — внеплановую документальную.

Возражения должны попасть в орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения —неотъемлемая часть акта (справки).

Очень важно собственноручно указать дату получения акта (справки) при подписании обоих экземпляров. Иначе у налоговиков будет возможность утверждать, что акт (справку) плательщик получил сразу в день составления.

Плательщик, его уполномоченное лицо и/или представитель имеют право принимать участие в рассмотрении своих возражений в органе ГНС. Это следует указать в тексте возражений. Тогда налоговики обязаны сообщить место и время рассмотрения. Они направят плательщику уведомление не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее нежели за два рабочих дня до даты их рассмотрения.

Участие руководителя органа ГНС (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным.

Возражения рассматривают в течение пят и рабочих дней после их получения. Согласно п. 6 раздела 5 Порядка № 727 возражения могут быть вынесены на рассмотрения постоянной комиссии по рассмотрению спорных вопросов при органе ГНС.

В соответствии с п. 6 Порядка № 727 по результатам рассмотрения возражений налоговики составляют документ под названием «Заключение» произвольной формы. Это составляющая часть (приложений) материалов проверки, однако она остается на память у контролеров.

На основании этого заключения и формулируют обоснованный ответ плательщику о результате рассмотрения его возражений. Его подписывает руководитель (заместитель руководителя) органа ГНС, а затем отдают должностному лицу плательщика или направляют письмом с уведомлением о вручении.

Результаты рассмотрения возражений плательщика влияют на суть и сроки принятия решения об определении денежных обязательств. В частности, налоговое уведомление-решение (далее — НУР) принимают в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений плательщика на акт проверки и предоставления (направления) ему письменного ответа (п. 86.8 НКУ). При отсутствии возражений сроки принятия НУР совершенно другие.

Итак, предоставление (направление) письменного ответа плательщику на его возражение — непременное условие для принятия НУР.

Следует иметь в виду, что возражения к акту проверки могут повлечь еще одну проверку. В частности, если плательщик в них ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, а их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Это будет основанием для документальной внеплановой проверки (п. 78.1.5 НКУ), но исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования.

Ниже приведем образец возражения к акту проверки налогоплательщика.

Образец возражения
Западная ГГН И г. Харькова

ул. К. Маркса, 30, г. Харьков, 61052

от ООО «Глобал стройтраст ЛТД»

(код ЕГРПОУ 23558310)

ул. К. Маркса, 32, г. Харьков, 61052

ВОЗРАЖЕНИЕ

к акту документальной невыездной проверки

от 21.02.2013 г. № 137/15-214/23558310

На основании приказа начальника Обуховской районной ГНИ Киево-Святошинского района Киевской области № 20 от 06.02.2016 г. старшим государственным налоговым инспектором отдела администрирования НДС Козловой М.А. согласно п. 20.1.4, п. 78.1.1. и с учетом п. 79.1 Налогового кодекса Украины проведена документальная невыездная проверка ООО «Кастро Латет» (код ЕГРПОУ 44971236) в части правомерности начисления налогового обязательства и налогового кредита по НДС за период с 01.06.2012 г. по 30.09.2012 г., о чем составлен акт от 21.02.2016 г. № 137/15-216/44971236 (далее — Акт).

Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 198.1 Налогового кодекса Украины в состав налогового кредита включена сумма 2 535 369,08 грн., возникшая в результате осуществления хозяйственных отношений с ООО «Потребсоюзинвест» в период за июнь—сентябрь 2012 г., которые признаны ничтожными, чем безосновательно завышен налоговый кредит по НДС и занижена сумма НДС к уплате.

Указанные заключения Акта считаем безосновательными, исходя из следующего.

Содержание и правовое обоснование возражений налогоплательщика

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 86.7 Налогового кодекса Украины, прошу:

1. Предоставить возможность налогоплательщику (его уполномоченному лицу и/или представителю) принимать участие в рассмотрении возражений.

2. Предоставить ответ на данные возражения в порядке п. 86.7 Налогового кодекса Украины.

3. По результатам рассмотрения возражений не принимать налоговое уведомление-решение о доначислении сумм НДС и финансовых санкций.

Директор ООО «Кастро Латет» Добролюбов И.Н.


Поділіться з друзями - підтримайте проект
Мітки

Наша розсилка