Головна » Юристу » Юридичні консультації » Как налоговики могут получить информацию от налогоплательщика
Юридичні консультації

Как налоговики могут получить информацию от налогоплательщика

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Налоговое законодательство устанавливает три возможности фискальному органу получить информацию (документы) у налогоплательщика, а именно путем направления запроса о предоставлении информации, проведения проверки, проведения встречной сверки. Рассмотрим приведенные варианты более подробно.

1. Запрос о предоставлении информации

Нормативно-правовое основание: п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса Украины (НКУ) и Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245 (далее – Порядок № 1245).

Обязанность предоставить информацию (документы) возникает в случае обращения контролирующего органа с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на этот орган функций, задач, и ее документального подтверждения (п. 73.3 ст. 73 НКУ).

Обратите внимание, НКУ не запрещает направление запроса другим налоговым органом, т. е. тем, в котором налогоплательщик не состоит на учете. Таким образом, направить запрос может любой налоговый орган по основаниям, указанным в абз. 6 п. 73.3 ст. 73 НКУ и п. 12 Порядка № 1245. Также количество запросов, которые могут быть направлены, Кодексом и Порядком не ограничено.

Информация и документы предоставляются бесплатно (п. 73.1 ст. 73 НКУ и п. 2 Порядка № 1245).

Кому может быть направлен запрос: исчерпывающий перечень субъектов информационных отношений содержится в п. 3 Порядка № 1245, в состав которого входят физлица (резиденты и нерезиденты Украины, в том числе самозанятые лица), юрлица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения.

Основания для направления запроса: хотя бы одно из оснований, перечень которых содержит абз. 6 п. 73.3 ст. 73 НКУ, п. 12 Порядка № 1245.

Запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГФС и должен содержать:

1) основания для направления запроса с указанием информации, это подтверждающей;

2) перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;

3) печать контролирующего органа.

Срок предоставления ответа на запрос: по общему правилу предоставлять информацию, определенную в запросе, и ее документальное подтверждение необходимо в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса.

Однако, если по результатам проверок других налогоплательщиков или по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщикомналогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, налогоплательщик обязан предоставить объяснения на запрос в течение 10 рабочих дней со дня его поступления (п. 14 Порядка № 1245).

Как следует из формулировки указанного положения, законодательством фактически установлен 10-дневный срок для ответа на запрос.

Соблюдение указанных сроков очень важно, ведь опоздание налогоплательщика с ответом является основанием для проведения у него документальной внеплановой выездной проверки (пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ).

Как свидетельствует судебная практика*, при принятии решения о проведении выездной проверки на основании пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ в случае непредоставления объяснения на запрос в установленный законом срок орган ГФС должен соблюдать такую последовательность действий и принимать во внимание факты:

– надлежащего составления налоговым органом и направления в адрес налогоплательщика запроса;

– фактического получения налогоплательщиком такого запроса;

– истечения срока в 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком письменного запроса;

– непредоставления налогоплательщиком в налоговый орган письменных объяснений и документальных подтверждений по сути полученного запроса (определение Харьковского апелляционного админсуда от 21.03.2013 г. по делу № 820/96/13-а).

Запрос считается врученным, если он: направлен по почте налогоплательщику письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу; предоставлен под расписку налогоплательщику; направлен в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением ЭЦП органа ГФС (в случае поступления сформированного программным обеспечением уведомления о доставке) (п. 13 Порядка № 1245).

Требования к копиям предоставленных документов. Если орган ГФС просит предоставить заверенные предпринимателем копии всех затребованных документов, следует иметь в виду, что на сегодняшний день ни НКУ, ни Порядок № 1245 не устанавливают, как именно они должны быть заверены, и должны ли быть заверены вообще. Требования налоговиков заверять все предоставленные копии сейчас неправомерны, поскольку это норма старой редакции пп. 20.1.6 ст. 20 НКУ, которая была изменена в 2013 году. Заверенные копии предоставляются только в ходе проведения налоговой проверки, а не при предоставлении ответа на запрос.

Таким образом, копии документов в рамках предоставления ответа на запрос могут не заверяться налогоплательщиком. Вместе с тем, если есть желание и время, то заверить все же можно. Если документов много, их пронумеровывают, прошивают с указанием на последнем листе количества страниц, Ф.И.О. предпринимателя, даты, с проставлением подписи и оттиска печати (при наличии).

Обратите внимание, органу ГФС запрещается изымать оригиналы первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством (п. 85.5 ст. 85 НКУ), и при наличии решения суда об изъятии оригиналов документов (пп. 20.1.38 ст. 20 НКУ) или по решению суда в рамках проведения проверки налоговой милицией (абз. 3 п. 24 ст. 11 Закона Украины от 20.12.90 г. № 565-XII “О милиции”).

В письме-ответе (объяснении) обязательно должны быть: номер и дата запроса, на который предоставляется ответ; запрашиваемая информация (п. 15 Порядка № 1245).

Основание для отказа в предоставлении ответа (документов): запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абз. 1 и 2 п. 73.3 НКУ.

Совет. Даже в таком случае не стоит игнорировать этот запрос. Есть смысл составить ответ-отказ, в котором аргументированно привести причину непредоставления информации (документов), ссылаясь на нормативную базу.

Наличие обоснованного отказа хотя и защитит от обвинений относительно непредоставления ответа на запрос, но, к сожалению, не обезопасит от направления другого документа, составленного уже на основании пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ, когда информация будет требоваться уже в рамках проведения документальной выездной внеплановой проверки. Отказывая в предоставлении информации, предпринимателю сразу следует готовиться или к такой проверке, или к обжалованию в суде приказа о ее назначении.

Суд в большинстве случаев соглашается с доводами налогоплательщика (см. Определение выше), что общие фразы в запросе, как, например, “установление сомнительности в факте осуществления операций”, не могут быть основанием для предоставления информации на него и, как следствие, для назначения внеплановой проверки. По мнению суда, из такой фразы невозможно определить, кем именно и когда была установлена эта сомнительность, в чем именно она заключается и какими доказательствами подтверждается. Вместе с тем при отсутствии в Украине прецедентного права каждый суд может выносить решения по своему усмотрению, без учета имеющейся судебной практики.

2. Проверка

Нормативно-правовое основание: глава 8 НКУ (о предоставлении документов – ст. 85). Органы ГФС имеют право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на такие органы (пп. 20.1.6 ст. 20 НКУ).

Обязанность предоставить информацию возникает у налогоплательщика после начала проверки. Он должен предоставить в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки.

Начало проверки: любая проверка начинается с получения налогоплательщиком приказа о ее проведении (п. 78.4 ст. 78 НКУ).

Перечень документов. Обычно перечень документов, которые должны быть предоставлены для проверки, содержится в приказе. Если он отсутствует, есть смысл составить письмо в налоговый орган с просьбой уточнить объем необходимых для проведения проверки документов. Один экземпляр письма предоставляется инспектору, а другой (обязательно – с указанием должности и фамилии инспектора, подписью и даты получения, желательно – с отметкой канцелярии органа ГФС о получении) останутся у налогоплательщика. Целесообразно любую коммуникацию осуществлять в письменной форме с подписью о получении. Это обезопасит предпринимателя от необоснованных обвинений со стороны контролеров относительно непредоставления документов или информации в ходе проверки.

Сроки предоставления документов. В НКУ отсутствуют требования о предельном сроке предоставления информации в ходе проверки. Установлен только момент возникновения обязанности предоставить документы, который возникает у налогоплательщика после начала проверки (п. 85.2 ст. 85 НКУ). Таким образом, если иное не указано в самом приказе, сроки предоставления документов совпадают со сроком проведения самой проверки и определяются исходя из ее вида (плановая, внеплановая, фактическая).

Все документы должны быть переданы инспектору по акту приема-передачи(даже для ознакомления). Если документов много, их нужно пронумеровать, прошить и составить общее описание (например, расходные накладные по контрагенту “ООО Х” в количестве 25 штук) во избежание случайной потери во время проверки.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными. Передаются отдельно с указанием должностного лица, их получившего. Передача таких документов для ознакомления, изучения и их возврат оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное лицо налогового органа и налогоплательщик (п. 85.3 ст. 85 НКУ).

По требованию инспектора предоставить конфиденциальную информацию можно предложить подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны, в которой предусмотреть штрафные санкции в случае ее разглашения. Есть шанс, что после такого предложения потребность в ознакомлении с такими документами отпадет. Не следует забывать, что конкурентная борьба на сегодняшний день имеет много форм, и так предприниматель хотя бы частично обезопасит себя от разглашения конфиденциальной информации.

О предоставлении копий документов. Проверяющие имеют право получать надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика и скреплены печатью (при наличии).

Получение копий документов оформляется описью, копия которой вручается под подпись налогоплательщику. Если предприниматель отказывается от засвидетельствования описи или от подписи о получении копии описи, должностные лица органа ГФС делают отметку о таком отказе (п. 85.7 ст. 85 НКУ).

При проведении налоговых проверок также действует запрет на изъятие оригиналов документов, установленный п. 85.5 ст. 85 НКУ (см. выше).

3. Встречная сверка

Нормативно-правовое основание: п. 73.5 ст. 73 НКУ, Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232 (далее – Порядок № 1232).

Понятие встречной сверки заключается в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется налоговыми органами в целях документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика (п. 73.5 ст. 73 НКУ, абз. 2 п. 1 Порядка № 1232).

Следует помнить, что встречная сверка не является налоговой проверкой. По результатам ее проведения составляется справка, которая подписывается налогоплательщиком и должностными лицами органа ГФС и лично вручается под расписку или направляется субъекту хозяйствования по его налоговому адресу (местонахождению) заказным письмом с уведомлением о вручении (абз. 3, 4 п. 73.5 ст. 73 НКУ).

Ни об объеме и перечне информации, которая может запрашиваться, ни о порядке и сроках ее предоставления в НКУ нет ни слова. Таким образом, встречная сверка по своей сути и назначению напоминает письменный запрос. А это значит, что и сама процедура ее проведения схожа с процедурой направления такого запроса, при этом информация должна касаться исключительно исчисления и уплаты налогов. (Различия встречной сверки от запроса о предоставлении информации подробно рассмотрены в “Частном предпринимателе” № 5, 2015 г., с. 30.)

Срок предоставления информации: в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (п. 6 Порядка № 1232).

Леонид ВИКТОРОВ, директор компании “Biz-adviser.com.ua”


Поділіться з друзями - підтримайте проект