Как нас будут “отрабатывать” по НДС (комментарий к приказу ГФСУ № 543)

 ГФС утвердила приказ от 28.07.2015 № 543 «Об обеспечении комплексного контроля налоговых рисков по НДС». Общее содержание приказа указывает, что данный документ является регламентным документом, поясняющим работникам контролирующего органа действия в случае проведения ними отработки налоговых рисков по налогу на добавленную стоимость.

Вместе с тем, изучение данного документа дает пояснения тем событиям, которые происходили в последнее время в виде проблем с регистрацией налоговых накладных, представлением налоговой отчетности, аннулированием регистрации плательщиком НДС.

Процесс контроля разбит на три этапа:

– ранняя диагностика (до предельного срока представления отчетности по НДС),

– электронный контроль рисков (после предельного срока представления отчетности по НДС),

– налоговый контроль рисков (после предельного срока уплаты денежных обязательств по НДС).

Основная просматриваемая цель этих процессов одна – применить механизм для блокирования работы налогоплательщика, по которому на основании субъективных выводов возникают подозрения в участии в противоправных схемах, а в дальнейшем начать разбираться насколько такие субъективные выводы были правильными.

Например, согласно п. 2.1.2 на первом этапе контроля руководитель территориального органа ГФС может при установлении признаков фиктивности (!, а это может делать только суд) самостоятельно принимать решение о расторжении действующих договоров о признании электронных документов. Т.е. налицо документальное подтверждение «ручного» вмешательства работников ГФС в систему администрирования налога.

Или же, ознакомившись с пп. 2.1.4, мы видим, что территориальные органы ГФС при наличии оснований (!, при этом конкретный перечень оснований не приводится) принимают меры в части соответствия выполнения договора о предоставлении отчетности в электронном виде (вот почему в последнее время часто слышны жалобы на невозможность подачи отчетности).

Проанализировав процедуры третьего этапа (пп. 2.3.4.2), можно сделать вывод, что принятие решения о проверке практически всегда происходит автоматически, независимо от результата проверки: то ли предоставлен ответ налогоплательщика на запрос контролирующего органа, то ли налогоплательщик отказал в предоставлении информации.

Т.е. даже если пойти навстречу контролирующему органу и предоставить все документы в надежде, что контролеры как «честные люди» разберутся в возникшей проблеме, это не гарантирует, что внеплановая проверка в соответствии с пп. 78.1.1. НКУ не будет назначена – исходя из указанных процедур, такая проверка будет назначена практически всегда.

Но вместе с тем, к данному документу необходимо относиться как к документу, который дает возможность ознакомиться с процедурами, которые будут использоваться работниками ГФС для контроля за рисковыми операциями с НДС и дает возможность подстраховаться налогоплательщику в отдельных случаях.
Так, например, в п. 2.1.3 приводится перечень информации, подлежащей анализу налоговой службой, в п. 2.2.1 указано, что контролеры обязательно будут отслеживать плательщиков НДС «резко повышающих экономическую активность», в пп. 3) п. 2.3.3.1 приводится предельная сумма налогового кредита, считающаяся с признаками риска.

Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос по направлению запросов налогоплательщикам. В п. 2.3.7 описано, какую информацию контролерам нужно описать в запросе, и какую информацию и документы потребовать от налогоплательщика, но как всегда работники ГФС забыли указать, что такая информация должна касаться только нарушений, выявленных в отношении именно этого налогоплательщика, а не его контрагентов.

Основная ссылка в таких запросах идет на п. 73.3 НКУ. Но данной нормой предусмотрено, что «письменный запрос о представлении информации направляется налогоплательщику или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из таких оснований:

1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном Законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;

/…/
3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком;/…/».

Таким образом, исходя из положений приказа № 543 можно сделать вывод, что работниками налоговой службы могут быть направлены запросы для уточнения операций налогоплательщика с идентифицированными (по мнению налоговой службы) «налоговыми ямами»:

– для проверки бюджетного возмещения (в том числе автоматического),

– проверки правомерности признания налогового кредита и неначисления налоговых обязательств.

Учитывая, что запросы направляются с нарушениями п. 73.3 НКУ, налогоплательщики имеют право отказать контролерам в предоставлении информации по формальным причинам. В таком случае, работники налоговой службы, вопреки требованиям п. 73.3 и пп. 78.1.1 НКУ в большинстве случаев принимают решение о проведении внеплановой проверки.

А имеют ли право сегодня проводить проверки работники налоговой службы с учетом внесенных изменений в НКУ с 01.01.2015? И если такое право у них возникает, то какие проверки могут быть проведены?

Рассмотрим, какие проверки в отношении НДС имеют право проводить работники ГФС в настоящее время.

Предмет проверки
Норма НКУ
Предприятия с объемом дохода до 20 млн. грн.
Предприятия с объемом дохода более 20 млн. грн.
Проверка бюджетного возмещения
п. 200.10
Камеральная в течение 30 календарных дней после истечения предельного срока подачи декларации*
Камеральная в течение 30 календарных дней после истечения предельного срока подачи декларации
*) Проверка бюджетного возмещения попадает в исключения для непроведения проверок, предусмотренных данной нормой: проверки в 2015 и 2016 годах за предыдущие годы (т.е. за 2014 и 2015) не проводятся за исключением отдельных случаев (п. 3 Заключительных положений Закона Украины от 28.12.2014 № 71)
п. 200.11
Документальная внеплановая выездная (до 01.07.2015)
с 01.07.2015 согласно п. 37 подраздела 2 раздела ХХ норма приостановлена
пп. 78.1.8
Основания для документальной внеплановой (до 01.07.2015)
с 01.07.2015 согласно п. 37 подраздела 2 раздела ХХ норма приостановлена
Поверка автоматического бюджетного возмещения
п. 200.18
Камеральная в течение 20 календарных дней после истечения предельного срока подачи декларации*
Камеральная в течение 20 календарных дней после истечения предельного срока подачи декларации
*) Проверка бюджетного возмещения попадает в исключения для непроведения проверок, предусмотренных данной нормой: проверки в 2015 и 2016 годах за предыдущие годы (т.е. за 2014 и 2015) не проводятся за исключением отдельных случаев (п. 3 Заключительных положений Закона Украины от 28.12.2014 № 71)
Проверка правомерности признания НК и неначисления НО
абз. 15
п. 201.10
-*
Расхождения между декларацией и ЕРНН – документальная внеплановая выездная
пп. 78.1.1
-*
Выявлены факты нарушения налогового законодательства при непредоставлении объяснений и документальных подтверждений к письменному запросу
*) Проверки в 2015 и 2016 годах за предыдущие годы (т.е. за 2014 и 2015) не проводятся за исключением отдельных случаев (п. 3 Заключительных положений Закона Украины от 28.12.2014
№ 71 ).
Как видно из таблицы для проверки бюджетного возмещения на сегодняшний день остался только один вид проверки – камеральная, причем действующий мораторий на проведение проверок плательщиков с объемом дохода до 20 млн. грн. на вопросы возмещения НДС не распространяется.

Под камеральной проверкой НКУ понимает (пп. 75.1.1 НКУ):

– проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа,

– проверка проводится исключительно на основании данных в декларациях НДС налогоплательщика и данных СЭА (в том числе ЕРНН и данных таможенных деклараций).

Т.е. при камеральной проверке проводится проверка только налоговых деклараций налогоплательщика, а не деклараций «окружающих» налогоплательщика предприятий. Кроме того, пп. 75.1.1 НКУ четко указывается, что с чем сравнивается при камеральной проверке: декларация по НДС и СЭА, декларация по НДС и ЕРНН, декларация по НДС и таможенные декларации.

Вместе с тем, в письме от 07.07.2015 № 24403/7/99-99-15-01-01-17 «Об особенностях проведения проверок бюджетного возмещения НДС» ГФСУ этот перечень расширила и кроме установленных законом вопросов проверки ввела еще дополнительные, такие как:

– сверка данных декларации с имеющимися в органах ГФС информационными базами данных и установление соответствия номенклатуры и стоимости импортируемых и/или подакцизных товаров таможенных деклараций и налоговых накладных;

– изучение обстоятельств возникновения или состояния устранения выявленных расхождений (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита);

– выявление возможных схем привлечения плательщиком к цепям поставок рисковых контрагентов, которые при осуществлении налогооблагаемых операций не задекларировали налоговые обязательства по НДС или по которым на дату обработки имеется информация о сомнительном налоговом кредите, в том числе по цепочкам поставок и тому подобное.

Такие требования в пп. 75.1.1 НКУ отсутствуют, поэтому отражать в акте проверки результаты анализа вышеперечисленных вопросов является нарушением законодательства.

Т.е. направление запроса ГФС налогоплательщику по причине наличия сомнений в контрагентах такого налогоплательщика и направление отказа в предоставлении информации по такому запросу контролирующему органу предприятием не может быть основанием для отказа в бюджетном возмещении и назначения проведения внеплановой проверки, как это предусмотрено в части IIIприказа № 543 для всех случаев «сомнений» налогового органа.

Объясняется это тем, что основания для внеплановой проверки сумм бюджетного возмещения до 01.07.2015 были предусмотрены пп. 78.1.8 НКУ, действие которого с указанной даты приостановлено.

Вместе с тем, в случае наличия сомнений у налогового органа в правомерности признания НК или неначисления НО и получение отказа в предоставлении информации на запрос по данному вопросу (который, как указывалось выше, составляется практически всегда неверно), раньше практически всегда приводило к назначению внеплановой документальной проверки по пп. 78.1.1 НКУ.

А с учетом требований приказа № 543 сегодня такие проверки практически легализованы.

Дядюра И.Г., директор ООО АФ «Капитал Аудит», DipIFR (rus)
Святун Е.В., аудитор ООО АФ «Капитал Аудит», DipIFR (rusФ
Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Где заказать высокие кроссовки от adidas?

Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…

4 дні ago

Малий, середній та великий бізнес: які види підприємств існують в Україні?

Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…

4 дні ago

Обязательная страховка для водителя в один клик

Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…

3 тижні ago

Готівкові кредити: для чого їх використовують?

Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…

4 тижні ago

Трейдинг для новичков: советы и рекомендации

Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…

4 тижні ago

Чи буде штраф за однакові номери в податкових накладних

Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…

1 місяць ago