С полноценной налоговой реформой у Кабмина вновь не сложилось. «Антикоррупционный» пакет налоговых законопроектов, которые парламент еще в начале декабря рассмотрел в первом чтении (№5132, 5368 и 5369), – скорее устранение грубых ошибок в администрировании, нежели реальные изменения в налоговой системе. Анализ новых норм законодательства сделал Forbes
Бесспорно, многие поправки в Налоговый кодекс, над которыми работали Минфин и комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, действительно важны. Например, внедрение фискальных онлайн-сервисов, возврат к единому реестру возмещения НДС или ликвидация налоговой милиции. Но под вывеской благих изменений кроются инициативы, которые вызывают опасения у налогоплательщиков. Одна из таких идей – новый механизм блокировки НДС-накладных, который должен полноценно заработать с 1 июля 2017 года и решить проблему «скруток» по НДС (когда по накладным регистрируется один товар, а в реальности оказывается совершенно другой). Бизнес считает, что право блокировать НДС-накладные приведет к еще большим злоупотреблениям со стороны фискалов.
Сезон войны
Сегодня возможности налоговиков в борьбе со «схемщиками» действительно ограничены. «Например, предприятие «Кирпичный завод» купило у предприятия «Цементный завод» цемент, но впоследствии продало предприятию «Магазин» бетонные блоки. ГФС видит несоответствие в номенклатуре товара и блокирует договор о признании электронной отчетности», – объясняет Олег Андрейкив, юрист юридической фирмы Kinstellar. Но из-за отключения предприятия от системы администрирования НДС оно в принципе лишается возможности регистрировать накладные, его деятельность останавливается и плательщик несет убытки.
Теперь же, согласно предложенным изменениям в НКУ, налоговики не смогут в одностороннем порядке отключать плательщиков от договора электронной цифровой подписи. В системе администрирования будет блокирована лишь конкретная НДС-накладная по операции, вызвавшей подозрение.
Чтобы оспорить блокировку, налогоплательщику придется подать в ГФС заявление и предоставить копии документов, которые подтверждают факт операции и ее «чистоту». Это заявление в течение пяти дней рассмотрит специально созданная комиссия. Если решение комиссии отрицательное, оно может быть обжаловано в судебном и административном порядке.
Исходный код
Скепсис вызывает отсутствие четко прописанного алгоритма идентификации нарушений и блокировки накладной. Для выявления «схемщиков» авторы законопроекта №5368 предусмотрели в НДС-накладных новый реквизит: код из классификатора товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД). На основании УКТВЭД налоговики намерены отслеживать попытки подмены одной товарной категории другой. То есть вылавливать «скрутки».
Но детальная процедура блокировки, признаки, по которым система будет определять рисковость операции и, как результат, принимать решение о ее приостановке, в поправках к НКУ не прописаны. Есть лишь отсылка, что Минфин на уровне своих нормативных актов должен определить, какие операции подозрительные, что дает массу поводов для манипуляций.
«Добросовестный налогоплательщик может быть обвинен в неправомерном формировании налогового кредита только на основании косвенных данных и субъективных выводов», – опасается Сергей Рудковский, первый заместитель генерального директора Житомирского картонного комбината.
Шансов нет
Проблемой может стать и присвоение кодов УКТВЭД. Ведь они станут обязательными для товаров независимо от их происхождения. Возникает вопрос: каким образом эти коды будут присваиваться налогоплательщиками, которые имеют остатки не только импортированных товаров, но и товаров собственного производства, а также приобретенных у неплательщиков НДС? «По идее, экспертные заключения на подтверждение кодов выдает Торгово-промышленная палата. Услуга платная, предприятия понесут дополнительные расходы на их получение, на содержание дополнительного штата сотрудников. И сложно представить объем издержек, если количество артикулов товара измеряется сотнями тысяч», – рассуждает Александр Соколовский, президент всеукраинского объединения «Укрлегпром».
Не верит бизнес и в результативность оспаривания блокировки накладных в органах фискальной службы. «Принимая во внимание широкую практику безосновательного уменьшения фискалами налогового кредита, положительное решение комиссии ГФС выглядит маловероятным. Скорее всего, плательщикам придется отстаивать свои интересы в судах, что также предполагает издержки», – предупреждает Андрейкив.
При этом на протяжении всего процесса оспаривания плательщик не получит права на налоговый кредит по заблокированным накладным. А значит, он будет вынужден покрывать недостающие суммы своими деньгами.
Опять за старое
По мнению некоторых экспертов, блокировка НДС-накладных – отнюдь не панацея. Если она и позволит пресечь часть злоупотреблений, то это будет лишь небольшой процент всех схем. «Остановка сомнительных НДС-операций не защитит бюджет, потому что даст возможность подавать новую декларацию. Поскольку блокировка будет производиться компьютером, это только запутает и усложнит процесс последующей разблокировки», – констатирует Оксана Продан, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.
Также Продан уверяет, что во время подготовки профильным комитетом замечаний к проекту, она инициировала внесение поправки о введении ответственности должностных лиц, по решению которых может осуществляться блокировка. Но в редакции, которая попала в сессионный зал, этих предложений нет.
Правда, остается все-таки небольшая надежда, что во время тестирования механизма блокировки, на который отводится ІІ квартал 2017 года, выявленные недочеты будут устранены. По крайней мере глава профильного комитета Нина Южанина пообещала, что права белого бизнеса затронуты не будут.
«Но если мы вспомним, как вводилось электронное администрирование НДС, когда претензии бизнеса в Минфине и ГФС никто и слушать не хотел, сценарий, при котором систему остановки НДС-накладных начнут применять несмотря на перекосы и злоупотребления, не исключен и в этот раз», – считает Наталья Ульянова, управляющий партнер юридической компании ICF Legal Service.