Головна » Юристу » Юридичні консультації » Как покупателю защитить свои права: обмен и возврат качественного и некачественного товара, гарантийный срок
Юридичні консультації

Как покупателю защитить свои права: обмен и возврат качественного и некачественного товара, гарантийный срок

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Права и обязанности потребителей

Каждый потребитель должен знать, что, согласно ст. 4 Закона Украины «О правах потребителя» (далее — Закон) приобретая, заказывая или используя продукцию, которая реализуется на территории Украины, он имеет право на:

  • защиту своих прав государством (осуществляют управления по защите прав потребителей, органы Госпотребстандарта, судебные органы);
  • надлежащее качество продукции и обслуживания;
  • безопасность продукции;
  • необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце);
  • возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции), в соответствии с законом;
  • обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;
  • объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).

В то же время потребители обязаны:

  1. перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации, изложенными в предоставленной производителем (продавцом, исполнителем) документации на товар;
  2. в случае необходимости разъяснения условий и правил использования товара – до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу (изготовителю, исполнителю) или другому указанному в эксплуатационной документации лицу, выполняющему их функции;
  3. пользоваться товаром согласно его целевому назначению и придерживаться условий (требований, норм, правил), установленных производителем товара (исполнителем) в эксплуатационной документации;
  4. с целью предотвращения негативных для потребителя последствий использования товара – применять предусмотренные производителем в товаре средства безопасности с соблюдением предусмотренных эксплуатационной документацией специальных правил, а в случае отсутствия таких правил в документации – придерживаться обычных разумных мер безопасности, установленных для товаров такого рода.

Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества

В соответствии со ст. 9 Закона потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.

Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом. Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Перечень товаров, не подлежащих обмену (возврату) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право или приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, либо расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, или осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить об этом потребителю, который требует обмена товара.

Таким образом, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на другой, аналогичный, можно если:

  • с момента покупки прошло не более 14 дней;
  • товар не использовался;
  • сохранены товарный вид товара, его потребительские свойства, все пломбы, ярлыки и т. д.;
  • сохранился расчетный документ, который потребитель получил вместе  с товаром;
  • товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену.

Вернуть товар надлежащего качества и забрать деньги можно, если соблюдены все вышеперечисленные условия и аналогичного товара, необходимого покупателю, нет в продаже.

При расторжении договора купли-продажи расчеты с потребителем производятся исходя из стоимости товара на время его покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора – в другой срок по договоренности сторон, но не позднее семи дней.

На заметку любителям время от времени брать в магазинах товар «на прокат» и потом возвращать его обратно как не подошедший: в большинстве случаев, если вещь имеет товарный вид, в магазине без вопросов примут ее назад, но если у продавца возникнут сомнения и он захочет провести экспертизу, которая покажет, что товар был в использовании, незадачливому махинатору вполне законно будет отказано в обмене или возврате товара.

Если товар оказался некачественным…

Каждый товар имеет свой гарантийный срок, в течение которого производитель (исполнитель) обязан обеспечить надлежащую работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий. Гарантийный срок устанавливается нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором.

При этом, Гарантийный срок на комплектующие изделия должен быть не меньше, чем гарантийный срок на основное изделие, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором.

Указывается гарантийный срок в паспорте на продукцию или на этикетке или в любом другом документе, прилагаемом к продукции.

Для продукции, потребительские свойства которой могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ней при продаже, и который считается гарантийным сроком.

Срок годности исчисляется со дня изготовления, который также отмечается на этикетке или в других документах, и определяется или временем, в течение которого товар является пригодным для использования, или датой, до наступления которой товар является пригодным для использования.

Продажа товаров, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек, запрещается!

На сезонные товары (одежда, меховые и другие изделия) гарантийный срок  исчисляется с начала соответствующего сезона, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Так, например, гарантийный срок на зимнюю обувь исчисляется с 15 ноября, а на летнюю — с 15 мая.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется начиная со дня передачи товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или составлении – со дня их осуществления, а если день передачи, установки (подключения) или составления товара, а также передачи недвижимого имущества установить невозможно или если имущество находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи, – со дня заключения договора купли-продажи.

Относительно продукции, на которую гарантийные сроки или срок годности не установлены, потребитель вправе предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки были обнаружены в течение двух лет, а относительно объекта строительства – не позднее десяти лет со дня передачи их потребителю.

При выполнении гарантийного ремонта гарантийный срок увеличивается на время пребывания продукции в ремонте. Указанное время исчисляется со дня, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков. При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.

Гарантийное обязательство не прекращается в случае невозможности выполнения такого обязательства по причине отсутствия необходимых для его выполнения материалов, комплектующих или запасных частей.

Согласно ст. 8 Закона в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:

  1. пропорционального уменьшения цены;
  2. безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  3. возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

  1. расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  2. требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.

Эти требования предъявляются на выбор потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет эти требования по местонахождению потребителя.

Потребитель имеет право предъявить одно из требований,  а в случае ее невыполнения заявить другое.

Продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования.

Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом свыше пяти килограммов продавцу, производителю (предприятию, которое удовлетворяет требования потребителя) и их возврат потребителю осуществляются за счет продавца, производителя (предприятия, которое удовлетворяет требования потребителя).

При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения потребности в проверке качества – в течение четырнадцати дней или по договоренности сторон.

В случае отсутствия товара требование потребителя о его замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель вправе по своему выбору предъявить продавцу, производителю (предприятию, выполняющему их функции) другие требования.

Во время замены товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не производится.

Во время замены товара с недостатками на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества перерасчет стоимости товара с недостатками в случае повышения цены производится исходя из его стоимости на время обмена, а в случае снижения цены – исходя из стоимости на время покупки.

При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар проводятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены – исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора – в другой срок по договоренности сторон, но не позднее семи дней.

В случае приобретения потребителем продовольственных товаров ненадлежащего качества продавец обязан заменить их на товары надлежащего качества или возвратить потребителю уплаченные им деньги, если недостатки выявлены в пределах срока годности.

При предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение четырнадцати дней с даты его предъявления или по согласию сторон в другой срок.

По письменному требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Для этого продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя) обязаны создавать обменный фонд товаров . Перечень таких товаров определяется Кабинетом Министров Украины.

За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (четырнадцать дней) потребителю выплачивается неустойка соответственно в размере одного процента стоимости товара.

При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляется начиная со дня выдачи потребителю товара после ремонта.

Потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если такой не установлен – в течение десяти лет, если в товаре были выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя.

Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а относительно товаров, на которые установлен гарантийный срок, – технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец, производитель (предприятие, которое удовлетворяет требования потребителя) докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. При этом, потребитель вправе участвовать в проверке качества товара лично или через своего представителя.

В случае если во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец (исполнитель, производитель) обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза проводится за счет продавца (исполнителя, производителя). Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (исполнителю, предприятию, выполняющему его функции) расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец (исполнитель, производитель) имеют право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.

Совет потребителю: не пренебрегать своим правом и соглашаться на проведение такой экспертизы, ведь в случае неудовлетворения продавцом, исполнителем  или производителем требований потребителя именно заключение экспертизы будет доказательством законности таких требований в суде. Более того, если даже экспертиза не проводилась, но потребитель давал свое согласие на ее проведение, бремя доказывания потери качества товара  по вине потребителя  в суде будет возложено на продавца (производителя). Подобная экспертиза может быть назначена и в судебном порядке, но в таком случае оплачивать ее будет та сторона, которая ходатайствовала о ее назначении. В последствии суд своим решением может возложить расходы по проведению экспертизы на проигравшую сторону.

Право потребителя на информацию о продукции

Например, Вы купили в магазине якобы непромокаемую, как уверял продавец, обувь. Надели ее один раз в дождливую погоду — оказалось туфли очень даже промокают. Вернуть их назад в магазин Вы не можете, так как обувь уже носили. Или купили по совету продавца кухонный комбайн с соковыжималкой. Пришли домой, распаковали — нужной Вам функции у прибора не оказалось, а упаковку уже выбросили. В то же время, прибор не бракованный, работает исправно, и в магазине отказываются принять товар назад и вернуть Вам деньги. Что делать в таких случаях? Обратимся все к тому же Закону Украины «О защите прав потребителя» .

Согласно ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителя» каждый потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа  работы или услуги.

Такая информация о продукции должна содержать:

  1. наименование товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются;
  2. наименование нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать отечественная продукция;
  3. данные об основных свойствах продукции, а в отношении продуктов питания – о составе (в том числе перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальное количество (массу, объем и т.д.), пищевую и энергетическую ценность, условия использования и предостережения относительно употребления их отдельными категориями потребителей, а также другую информацию, которая распространяется на конкретный продукт;
  4. сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие оговорки установлены нормативно-правовыми актами;
  5. отметку о наличии или отсутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных компонентов;
  6. данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения продукции;
  7. дату изготовления;
  8. сведения об условиях хранения;
  9. гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);
  10. правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
  11. срок годности (срок службы) товара (последствий работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
  12. наименование и местонахождение изготовителя (исполнителя, продавца) и предприятия, осуществляющего его функции по принятию претензий от потребителя, а также производящего ремонт и техническое обслуживание.

Эта информация доводится до сведения потребителей изготовителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания.

В случае, когда предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение продукции, которая не имеет нужных потребителю свойств – потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков (ч.7 ст. 15 Закона).

Если же предоставлением недостоверной, неполной или несвоевременной информации был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, он  имеет право требовать возмещения убытков, причиненных ему, а также природным объектам, которые находятся в его владении на праве собственности или на иных основаниях, предусмотренных законом или договором.

Небольшой пример из практики. Апелляционный суд Ивано-Франковской области рассматривал дело № 22-ц-1495/2007 г., в котором истица требовала возврата средств за приобретенный им товар — мотокосу, о которой продавец не предоставил полной и достоверной информации относительно невозможности ее использования для кошения травы в поле. Так, истица пояснила, что имела намерение приобрести мотокосу для кошения травы и заготовки сена на приусадебном участке площадью 2 га. Продавец убедил ее в том, что для этих целей приспособлена мотокоса, которую истец и приобрела. Уже дома истица поняла, что данная мотокоса  в виду малой мощности может быть использована для кошения газонов, но не в поле. В то же время, продавец отказался вернуть средства за проданный товар. Поэтому истица обратилась в суд с требование о возврате средств за товар и возмещении морального вреда. Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал полностью, в то время как Апелляционный суд Инвано-Франковской области иск удовлетворил, взыскал с ответчика стоимость мотокосы и моральный ущерб а размере 1000 грн.

При этом, суд исходил из того, что, в ч.1 ст.15 Закона Украины „О защите прав потребителей” указано, что потребитель имеет право на получение необходимой, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Такая информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара. Согласно ч.9 ст. 15 Закона при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о продукции или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположения, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках продукции, которую он приобретает. Объективными доказательствами по делу было доказано, что это требование закона при продаже товара истице выполнено не было.

Это манящее слово – «скидка»

Яркие красочные витрины с обещанием невиданного «падения» цен способны привлечь внимание не только заядлых шопоголиков. Именно во время распродаж обычно приобретается наибольшее количество ненужных вещей, которые при других условиях Вы и не думали бы покупать.

При этом, покупателю следует помнить, что согласно ч.4,5 ст. 15 Закона употребление понятий “скидка” или “уменьшенная цена” или любых других, аналогичных по значению, разрешается только с соблюдением следующих условий:

  1. если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует субъект хозяйствования;
  2. если такого рода скидка или уменьшение цены применяется в течение определенного и ограниченного периода времени;
  3. если цена продукции ниже ее обычной цены.

Употребление понятия “распродажа” или любых других, аналогичных ему, разрешается только если:

  1. осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
  2. если продолжительность распродажи ограничена во времени;
  3. если цены товаров, подлежащих распродажи, меньше их обычной цены.

После публичного уведомления о проведении распродажи, применении скидок или уменьшении цены до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующего распродажи, применения скидок или уменьшения цены, а также цена этой же продукции, установленная после их начала.

В то же время, обычной является практика, когда обещанная скидка до -70%, в итоге превращается в -20 — 30%, а некоторые продавцы вообще не указывают на ценниках размер цены со скидкой, предоставляя покупателям заниматься самостоятельными подсчетами.

Бывают и другие ситуации — на ценнике в магазине одна цена, а на кассе — совсем другая, уже выше. Особенно этим грешат продуктовые супермаркеты, ведь покупая большое количество продуктов Вы вряд ли обратите внимание на несоответствие цен отдельных позиций в чеке.

Во всех описанных выше случаях имеет место нарушение прав потребителя на достоверную информацию о цене на товар. Если Вы обнаружили нечто подобное в магазине смело требуйте книгу жалоб и предложений, а также обращайтесь в местное управление по защите прав потребителей. Управлением по защите прав потребителей будет проведена проверка магазина и осуществлена контрольная закупка. Если в процессе проверки будут выявлены нарушения, к продавцу будут применены штрафные санкции, а потребитель сможет требовать возмещения морального вреда, причиненного нарушением его прав.

Кстати, столь популярное утверждение продавца о том, что товар приобретенный со скидкой или на распродаже не подлежит обмену и возврату не соответствует истине. Исключение составляют только случаи приобретения уцененного товара с недостатками, о чем покупатель был уведомлен продавцом.

В таком случае Вы не можете требовать замены или возврата такого товара по причине обнаруженного дефекта. Например, Вы купили кофточку с оторванной пуговицей по заниженной цене, о чем было указано на бирке. Во всех остальных случаях требования покупателя об обмене или возврате товара, купленного на распродаже или со скидкой подлежат удовлетворению.

Если продавец излишне навязчив…

Наверняка Вам не раз звонили, приходили домой, настойчиво предлагая те или иные услуги или товары. В таких случаях некоторые предпочитают согласиться на покупку, лишь бы их оставили в покое. И совсем не многие знают, что согласно ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителя»  такие действия квалифицируются как нечестная (агрессивная) предпринимательская практика.

Так, агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.

К агрессивным, в частности, относятся такие формы предпринимательской практики:

  1. создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
  2. осуществление длительных и/или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставлении жилья;
  3. осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или других сообщений без согласия потребителя;
  4. требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.

Этот перечень  не является исчерпывающим.

Сделки, осуществленные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными со всеми вытекающими последствиями!

В большинстве случаев, если Вы прямо укажете назойливому продавцу на нарушение Ваших прав и пообещаете пожаловаться в управление по защите прав потребителей, звонки и визиты домой прекратятся. Ну, а если нет — смело пишите жалобу.


Поділіться з друзями - підтримайте проект