Мария Дунай, специально для «Судебно-юридической газеты»
Ликвидация юрлица — зеркальное отражение его регистрации. Трудность этого процесса прямо зависит от размера и формы юрлица, наличия у него долгов, нанятых работников, «громоздкости» имущества.
Иногда юридическое лицо «мертвым грузом висит» на предпринимателе, не принося дохода. В таком случае самое правильное решение — «закрыть и забыть». В предыдущем номере «Судебно-юридической газеты» мы анализировали, как правильно учредить юридическое лицо, а в этот раз попытаемся разобраться во всех тонкостях процесса его ликвидации и составить пошаговую инструкцию.
В соответствии со ст. 104 Гражданского (далее — ГК) и ст. 59 Хозяйственного (далее — ХК) кодексов Украины, юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. Ликвидация — это регламентированная законом процедура, результатом которой является прекращение деятельности юридического лица. При этом права и обязанности юрлица прекращаются, а не переходят к другим лицам.
Процедура ликвидации регулируется не только ГК и ХК, но и другими нормативно-правовыми актами, в частности, Законами «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», «О хозяйственных обществах», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и пр.
Принять решение
Юридическое лицо ликвидируется:
Т.е. добровольно или принудительно. В контексте этой статьи мы будем рассматривать добровольный порядок.
Создать ликвидационную комиссию
Установить порядок и срок ликвидации
В соответствии с положениями ст. 105 ГК Украины, участники юридического лица назначают комиссию по его прекращению (по реорганизации, ликвидационную), ее председателя или ликвидатора, устанавливают порядок и срок заявления кредиторами своих требований. Кстати, ликвидационной комиссией может быть и сам орган управления юрлица.
Следует отметить, что ликвидационная комиссия не имеет статуса юридического лица, а предприятие, которое ликвидируется, в период ее работы статуса юридического лица не теряет, но дееспособность юридического лица осуществляется через ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юрлица, кроме тех, которые остаются за участниками согласно законодательству Украины (например, утверждение ликвидационного баланса).
Стоит обратить внимание, что порядок ликвидации традиционно предусмотрен учредительными документами юридического лица.
Уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию
Согласно той же ст. 105 ГК Украины, участники юридического лица или орган, принявший решение о его прекращении, обязаны в течение трех рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомить о нем орган, осуществляющий государственную регистрацию. Получив такое сообщение, орган госрегистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее — Реестр) запись о решении относительно прекращения юридического лица. Это требование направлено на защиту прав кредиторов, которые смогут узнать о намерениях юридического лица прекратить свою деятельность на начальной стадии, поскольку данные Реестра являются открытыми для общего ознакомления.
В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», для регистрации решения о прекращении юрлица регистратору необходимо предоставить следующие документы:
Документы можно подать в оригинале или их нотариально заверенные копии.
Другие органы
ГФС
После регистратора необходимо нанести визит в Государственную фискальную службу и в органы пенсионного фонда.
В 3-дневный срок со дня внесения в Реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в территориальный орган ГФС, где налогоплательщик состоит на учете, необходимо подать следующие документы:
В связи с ликвидацией назначается и проводится внеплановая документальная проверка юридического лица. В случае установления факта отсутствия задолженности налогоплательщика перед бюджетом орган государственной налоговой службы составляет справку по ф. №22-ОПП.
Пенсионный фонд
В соответствии с порядком ведения учетных данных и снятия с учета страхователей в органах Пенсионного фонда Украины (далее — ПФ), после получения от государственного регистратора уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица орган Пенсионного фонда проводит документальную проверку страхователя относительно правильности начисления и уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование. На основании акта проверки страхователь осуществляет окончательные расчеты.
При наличии у страхователя задолженности орган ПФ заявляет требования как кредитор путем направления председателю ликвидационной комиссии, уполномоченному им лицу или ликвидатору справки о долге по всем видам платежей, а также документов, подтверждающих суммы недоимки. Закрывается дело страхователя после окончательного погашения им недоимки по уплате страховых взносов и других платежей или передачи долга по местонахождению правопреемника.
На основании справок об отсутствии задолженности по уплате страховых средств, предоставленных фондами социального страхования, орган Пенсионного фонда составляет справку об отсутствии задолженности по уплате страховых средств в ПФ и фонды социального страхования.
По обращению председателя ликвидационной комиссии, уполномоченного им лица или ликвидатора органом ПФ выдается справка об отсутствии задолженности, но не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем регистрации справки. После окончания 3-дневного срока она направляется по почте по адресу, указанному в обращении.
Если есть работники…
Им необходимо сообщить о предстоящем увольнении (в связи с ликвидацией компании) не менее, чем за два месяца. И не просто «на словах», а письменно и под расписку. В соответствии с положениями ст. 49-2 КЗоТ, одновременно, т.е. также не менее, чем за два месяца, необходимо направить информацию о предстоящем высвобождении работников в Государственную службу занятости.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в случае, если работодатель планирует увольнение в связи с ликвидацией предприятия, он должен заблаговременно, не позднее, чем за три месяца, сообщить об этом первичным профсоюзным организациям, предоставив информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, и сроках проведения увольнений, а также провести консультации о мерах по предотвращению увольнений, сведению их к минимуму или смягчению их неблагоприятных последствий.
Уведомить кредиторов о ликвидации
В соответствии с ч. 4 ст. 105 ГК, срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня публикации сообщения о решении относительно прекращения юридического лица.
Закрыть банковские счета
Согласно ч. 3 ст. 111 ГК Украины, во время проведения мероприятий по ликвидации юридического лица до окончания срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами.
Провести инвентаризацию и оценку имущества
В соответствии с положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Министерства финансов №879 от 02.09.2014 года, в случае прекращения предприятия является обязательным проведение инвентаризации, причем сплошной (полной). Она охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в т.ч. предметы, переданные в аренду или лизинг, ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении, условные активы и обязательства (залоги, гарантии и т.п.), бланки документов строгой отчетности и пр. Выводы инвентаризации отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который оформляется после ее окончания, передается на рассмотрение руководителя предприятия и утверждается им в течение пяти рабочих дней после завершения инвентаризации.
Оценка имущества и имущественных прав — это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами. Она проводится субъектом оценочной деятельности. Главным нормативно-правовым актом, посвященным этому вопросу, является Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».
В аспекте ликвидации проведение оценки имущества является обязательным, если этот процесс касается государственных предприятий, коммунальных и с государственной долей имущества (долей коммунального имущества).
После указанных действий ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юрлица (филиалов, представительств), если таковые имеются, и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение его работников. Лицензии, документы разрешительного характера и пр., а также печати и штампы, которые подлежат возврату органам государственной власти или местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).
Составить промежуточный ликвидационный баланс
После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и данные о результатах их рассмотрения. Согласно ст. 11 ГК Украины, промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.
Далее необходимо организовать взыскание дебиторской задолженности и продажу всех активов юрлица. Для этого ликвидационная комиссия (ликвидатор), согласно ст. 111 ГК, заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица.
Рассчитаться с собственниками
Если после удовлетворения требований кредиторов от активов что-то осталось, то необходимо провести расчеты с собственниками (акционерами, участниками) юрлица.
Составить ликвидационный баланс
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.
Что делать с имуществом?
Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в т.ч. по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и пр.), передается участникам юридического лица, если иное не установлено его учредительными документами или законом.
Закрыть последний счет в банке
После проведения расчетов с кредиторами можно и нужно закрыть последний счет в банке.
В архив
Документы, которые подлежат длительному хранению (например, сведения о выплате заработной платы), необходимо передать в соответствующее архивное учреждение и получить об этом справку. Эта справка необходима для окончания процесса ликвидации.
И снова к регистратору
По окончанию процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами, необходимо снова направиться к регистратору для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.
В этот раз регистратору необходимо предоставить следующие документы:
Последним шагом станет внесение в Реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица. Только с этого момента юридическое лицо лишается своего статуса.
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…
Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…
У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…