Выборы президента Соединенных Штатов проходят раз в четыре года и осуществляются на трех уровнях: федеральном, на уровне отдельных штатов и на местах. Важная особенность президентских выборов в США заключается в том, что по конституции американский президент является одновременно и главой правительства. Получается, что одна из ветвей власти выбирается общенародным голосованием, что дает ей особый мандат на правление и независимость в ее деятельности от других ветвей власти. На этом основании строится американская система «сдержек и противовесов», когда исполнительная и законодательная власти независимы друг от друга. Независимость этих властей подчеркивается еще и в том отношении, что по конституции президент не может распускать парламент, не может объявлять досрочные выборы в парламент.
В США независимое существование двух ветвей власти совершенно не означает, что избранный президент будет иметь большинство в законодательном органе власти. Поэтому второй особенностью является то, что может возникать ситуация, которая в Америке называется разделенным правлением. Президент представляет определенную партию, но при этом может не обладать большинством в одной палате либо в обеих палатах Конгресса.
Двухступенчатая система выборов
С самого появления американского государства в 1789 году и до сегодняшнего дня выборы президента непрямые, двухступенчатые: на первом этапе граждане Соединенных Штатов, выбирая президента, фактически голосуют за выборщиков, а на втором уже выборщики отдельным голосованием избирают нового президента.
Подобная система напрямую связана с историей возникновения государства США. После обретения независимости в ходе войны с Великобританией в конце XVIII века перед отцами-основателями встал вопрос об осуществлении централизованного руководства государством. Создатели американского государства были категорически против монархической системы правления, но и к системе прямой демократии относились скептически, видя ее недостатки в неравномерном распределении населения по штатам. Политическая элита того времени боялась охлократии, или власти толпы, нередко проявлявшей себя в том числе в Америке. И поскольку США формировались как объединение нескольких государств-штатов, в каждом из которых существует собственное законодательство, было решено, что население должно избирать наиболее авторитетных людей, которые затем будут голосовать за кандидатуру президента.
Структура выборов
В Соединенных Штатах не существует единого и унифицированного порядка проведения президентских выборов. Эта процедура формировалась на протяжении длительного времени. В настоящее время процесс избрания первого лица государства носит многоступенчатый характер и состоит из нескольких этапов.
Историк Юрий Рогулёв об антикризисных мерах Рузвельта, зарождении социального законодательства в США и спаде американской экономики в 1930-х годах
На первом этапе, проходящем традиционно с 1 февраля по конец июня, во всех штатах проходят первичные выборы кандидатов в президенты, или праймериз. Такая практика впервые появилась в начале XX века, но только с 1970-х годов стала обязательной. В ходе них американцы выбирают кандидатов от Республиканской и Демократической партий, которые впоследствии и поборются за президентское кресло. В отличие от большинства стран Европы, в Соединенных Штатах кандидатуры на пост президента выбираются самими избирателями, а не назначаются партийным руководством. То, что в США простые избиратели могут выбирать кандидата от партии, лично общаться с ним по волнующим вопросам, — это исключительно американский феномен.
После голосования избирателей кандидатов в президенты США официально утверждает руководство партий на национальных съездах демократов и республиканцев. После этого определяется два конкурента на пост главы государства.
На третьем, главном этапе граждане США избирают президента и представителей своего штата, выборщиков, которые позже будут голосовать непосредственно за одного из кандидатов предвыборной гонки.
На четвертом этапе коллегия выборщиков традиционно голосует в конце декабря в своих штатах, за несколько дней до Рождества. У каждого из 50 штатов есть определенное количество голосов выборщиков, пропорциональное количеству избирателей. Самые густонаселенные штаты имеют большее количество электоральных голосов — у Калифорнии, к примеру, их 55. Всего голосов по стране насчитывается 538, и для победы на выборах кандидату достаточно набрать 270. Результаты выборов утверждаются обеими палатами Конгресса в январе следующего года.
Роль партий в организации выборов
Система праймериз, как уже отмечалось выше, сформировалась относительно недавно. До начала XX века выборы президента полностью находились в руках партийных боссов. В конституции сказано: провести выборы президента. А как их провести? Кто будет выдвигать кандидатов, мобилизовать избирателей, организовывать избирательные участки, подсчитывать голоса? Все это взяли на себя политические партии. И они оказались абсолютно незаменимыми. Никто, кроме политических партий, хорошо организовать этот процесс не смог, поэтому их роль постоянно росла. Хотя в самый ранний период отношение к партиям было негативным. В 1796 году в своем прощальном обращении к нации первый президент США Джордж Вашингтон предостерегал сограждан против «пагубного влияния духа партии», способствующего разжиганию в американских избирателях «необоснованной ревности». Несмотря на это, первые партии совершенствовали свою деятельность, постепенно поставив под свой контроль всю избирательную систему от начала и до конца. Это привело к тому, что партии получили колоссальное политическое влияние. В итоге лидеры двухпартийной системы стали даже могущественнее многих государственных чиновников — губернатора штата или даже президента.
Правительство во главе с президентом не обладало большим влиянием на протяжении всего XIX века. Главным органом власти был Конгресс. Но с течением времени правительство стало расти, а роль Конгресса — уменьшаться. А партии к началу XX века бюрократизировались и погрязли в коррупции. Возникли так называемые «партийные машины» во главе с партийными боссами, обладавшими огромным влиянием как в политической, так и в социально-экономической сфере. Они всегда могли выбрать нужного им человека на нужную должность. Под их контролем находились и национальные съезды партий. Партийные руководители просто собирались в курительной комнате и договаривались между собой, кого они выдвигают в президенты, а съезд лишь утверждал их выбор.
К началу XX века оформились два разнородных процесса, которые привели к неизбежному столкновению. С одной стороны, шел рост числа голосующих людей, отмена различных цензов, рост избирательного права — практически все белое мужское население стало обладать избирательным правом. С другой стороны, происходил рост бюрократизации и коррупции в партиях. Политика становилась все более массовой, а партии при этом узурпировали этот процесс. Само собой, это привело к росту недовольства среди избирателей. Не последнюю роль в этом сыграла, как ни странно, бульварная пресса. Скандалы в политической сфере стали попадать на ее страницы и приводили к колоссальному росту тиражей. В итоге желтые СМИ стали соревноваться между собой, публикуя результаты разоблачений и журналистских расследований по поводу коррупции различных бизнесменов, политиков, кто и куда там заплатил за какую должность.
Избиратели потребовали увеличения числа политиков, которые избираются общенародным голосованием. Начинается реформа избирательной системы. С одной стороны, вводится большее число выборных постов. В частности, всех сенаторов стали выбирать общенародным голосованием по штатам. Вводятся выборы губернаторов, других местных органов власти, избиратели потребовали для себя больших прав и при определении кандидатов в президенты в ходе предварительных выборов (праймериз). Но только к концу XX века процесс проведения выборов окончательно был выведен из-под доминирующего влияния партийного руководства.
Праймериз и кокусы
Первичные выборы проходят в соответствии с расписанием, которое составляется заранее, и единообразия в проведении этой процедуры нет. По законодательству у каждого из штатов есть право самостоятельно назначать время и способ проведения праймериз — в одном это может быть март, в другом — конец мая, но в последнее время установилась негласная традиция начинать их в самых маленьких по численности населения штатах — Айове и Нью-Гемпшире.
Существует два типа процедуры первичных выборов. В одних штатах проводятся закрытые выборы, когда к участию в выборах кандидата в президенты допускаются только сторонники партии: за кандидата от Демократической партии голосуют только демократы, а от Республиканской — республиканцы. В остальных же происходят открытые выборы, на которых голосовать могут все избиратели вне зависимости от партийной принадлежности. Этот тип становится все более популярным, поскольку число американцев, не поддерживающих ни одну из двух партий, с каждым годом растет и уже составляет более 1/3 от всех избирателей в стране.
Штаты также сами определяют, в какой форме будут проходить первичные выборы. Они могут осуществляться путем тайного голосования, которое проводится и финансируется властями штата по избирательным округам. Тогда эта процедура ничем не отличается от выборов в Конгресс. Подобным образом голосуют около 2/3 от общего количества штатов, включая такие, как Коннектикут, Флорида или Нью-Йорк.
Мнения избирателей и платформы партий
Математик Фуад Алескеров о формировании политических платформ, работах Энтони Даунса и принципах позиционирования партий
Другой формой выборов являются собрания избирателей, или кокусы, на которых кандидатов избирают путем публичного обсуждения и голосования. Если тайное голосование организует администрация штата, то кокусы находятся целиком под контролем партий. Они могут проводиться в церкви, местной школе или даже в пиццерии — это опять же зависит от штата. Сама процедура голосования также неоднородна: в одних штатах за кандидата голосуют поднятием руки, при голосовании Демократической партии разбиваются на группы и считают по головам. На кокусах заметнее идеолого-политическая роль партий, поскольку их лидеры могут существенно влиять на соотношение голосов в ходе «живых собраний» и провоцировать «перебежки» избирателей из одной группы в другую. Поэтому система тайного голосования более независима и менее управляема, чем кокусы.
После процедуры подсчета голосов партия выдвигает делегатов от штата, которые на национальном партийном съезде отдадут свои голоса в пользу того кандидата в президенты, которого избрало большинство избирателей. К примеру, если делегатов двадцать, а голоса разделились пополам между демократами Хиллари Клинтон и Берни Сандерсом, то 10 делегатов будут голосовать на съезде за Клинтон, а другие 10 — за Сандерса. На съезде также присутствуют так называемые суперделегаты, которые не выбираются по штатам, а назначаются партийным руководством из числа партийной элиты, наиболее высокопоставленных представителей партии, таких как конгрессмены или судьи. Их голоса могут влиять на окончательное решение съезда. Например, в случае если ни один из кандидатов от партии на съезде не набирает абсолютного большинства голосов рядовых избирателей, большое значение имеет выбор группы суперделегатов.
Общенациональное голосование и коллегия выборщиков
Когда американский гражданин на выборах 2016 года придет к избирательным урнам, он на самом деле будет избирать не президента — он будет избирать представителя своего штата, который затем, после завершения всеобщего голосования, будет принимать участие в определении президента.
Электоральный колледж выборщиков формируется на уровне штатов, но в разных штатах эта процедура разная. Люди приходят на выборы, иногда они видят в бюллетене кандидатов в президенты, а иногда — фамилии выборщиков, за которых и голосуют. Оплачивают эти предварительные выборы власти штатов. В соответствии с конституциями и законодательством штатов выборщики при голосовании должны руководствоваться выбором большинства избирателей своего штата. В США существует принцип «победитель получает все», по которому все голоса выборщиков получает тот кандидат, который набрал простое большинство голосов избирателей штата. Хотя порой это приводит к казусам.
Так, в 2000 году все решал исход голосования в штате Флорида. Если голоса выборщиков этого штата отходили Джорджу Бушу, то он становился президентом. Но при этом большинство избирателей США проголосовало за Альберта Гора. И когда победителем объявили Буша, демократы подали протест в местный суд, начался пересчет голосов в этом штате. С подачи местного губернатора Джеба Буша пересчет голосов стал затягиваться, начали выявляться многочисленные нарушения. В итоге Верховный суд уже по иску Республиканской партии постановил прекратить пересчет и объявил победителем Джорджа Буша. В США до сих пор шутят, что именно Верховный суд выбрал Буша президентом, так как у него стало больше голосов выборщиков, хотя большинство избирателей выбрало президентом Альберта Гора.
Мажоритарная система и самовыдвиженцы
Возможно ли в США наличие самовыдвиженцев и беспартийных кандидатов? Здесь нужно помнить, что в Штатах действует двухпартийная система. Да, был Теодор Рузвельт, но он организовал прогрессивную партию и в 1912 году отнял голоса у Республиканской партии в пользу демократов. Была Социалистическая партия, чей лидер Юджин Дебс в начале XX века собирал порядка 5 миллионов голосов. В настоящее время в США действуют несколько значимых политических партий, которые получают голоса на местных выборах в отдельных штатах.
За всю историю США можно насчитать более трех тысяч партий. Но на национальном уровне побеждали только две из них, и все благодаря мажоритарной системе выборов, которая действует в соответствии с принципом «победитель получает все». Если за того или иного кандидата проголосовало хотя бы на одного человека больше, он получает все голоса выборщиков данного штата. Так что наличие двухпартийной системы вместе с мажоритарной системой выборов и институтом выборщиков практически ставит крест на любом третьем кандидате. И в этом нет никакого заговора. Ему просто никогда в жизни не удастся привлечь на свою сторону необходимое число выборщиков.
Кроме того, выборщики — это все-таки представители политической элиты, доверенные лица, имеющие, как правило, определенный вес в своем штате. Это могут быть представители финансовой сферы, церкви, каких-то общественных движений. Они известны местному населению и в каком-то смысле являются подстраховкой конечного результата.
В 1992 году Биллу Клинтону и Бушу-старшему составил конкуренцию Росс Перо. Это был техасский бизнесмен, который, в отличие от Дональда Трампа, создал свою партию, сформировал собственную и довольно четкую программу. Он набрал почти 20% голосов, но выборщиков получить не смог, так что эти 20% голосов оказались потерянными. Фактически он отобрал голоса у сторонников Республиканской партии и способствовал избранию Билла Клинтона. Мажоритарная система подталкивает к тому, чтобы было максимум два кандидата. Ведь если их будет трое, то может вообще никто не выиграть, и тогда в дело вступит Конгресс. По конституции палата представителей и сенат рассматривают итоги выборов президента и голосуют. В XIX веке были такие случаи, когда кандидаты не получали нужного числа выборщиков и президента выбирали в Конгрессе США.
С другой стороны, американские партии отличаются от привычных европейских. Они, по сути, представляют собой широкие избирательные коалиции без обязательного индивидуального членства. Да, есть структура, но этим занимаются партийные функционеры, которые получают зарплату. Все остальные — это выборные политики, получившие посты по партийным спискам, добровольные партийные активисты и рядовые избиратели, которые сами считают себя сторонниками той или иной партии. И благодаря этой системе, например, Дональд Трамп, который никакого отношения никогда к партии не имел, фактически самовыдвиженец, сейчас ведет избирательную кампанию по списку республиканцев.
Споры вокруг института выборщиков
Сейчас вопрос о выборщиках — один из самых спорных и обсуждаемых в США. Критики отмечают, что существующая система может давать сбои, выборы президента из-за нее являются не прямыми, а косвенными. В разное время предлагались реформы по унификации процесса выборов, переходу к прямому демократическому голосованию, но вопрос пока остается открытым. С одной стороны, реформа потребовала бы новых поправок в конституции, что не так просто осуществить. С другой стороны, возникает противоречие между теми, кто выступает за реформу, и сторонниками прав штатов, которые считают, что штаты с небольшим населением должны иметь какой-то свой голос, а выборщики дают им реальную возможность повлиять на исход выборов. Другими словами, многие считают, что система формирования группы выборщиков дает больше прав штатам.
В свою очередь, сторонники реформ как раз обращают внимание на то, что президентство — это общенациональный институт, поэтому президент должен избираться всем населением, а не штатами. Таким образом, система выборов президента в США сложна и не совсем прозрачна, поскольку процесс голосования не является единым, что осложняет подсчет голосов на разных этапах. Если подойти к этому вопросу скрупулезно, то на всех этапах можно выявить большое количество ошибок, сознательных или ненамеренных фальсификаций при голосовании и подсчете голосов. Но сегодняшние выборы в США гораздо более открытые, чем в том же XIX веке. Если взять американскую избирательную статистику этого времени, то там будет указано, что многие данные статистики нельзя рассматривать как окончательные. По факту они являются подтасованными и не отражают реального итога народного волеизъявления. Потому можно заключить, что исторически система выборов в США постепенно совершенствовалась, расширялись права и возможности рядовых избирателей, ограничивался произвол партийной элиты. Однако происходило это медленно и постепенно. Очень многие проблемы сохраняют свое негативное влияние, и их еще только предстоит решить.