Как проверить нового контрагента по договору или азбука ведения бизнеса в Украине

Мне, как юристу, часто приходится проверять договора контрагентов1 своих заказчиков, но помимо юридического аудита самого договора, всегда провожу проверку самих контрагентов на предмет:

  • их реального существования в качестве предпринимателей / существования предприятия;
  • регистрации в фискальном (налоговом) органе, постановки на учет как плательщика налогов по упрощённой системе налогообложения, наличия или отсутствия статуса плательщика НДС;
  • а также интересуюсь их судебной историей ведения бизнеса.

Этот процесс занимает до 15 минут рабочего времени, но при этом, может выявить риски работы с новым контрагентом, а возможно и сэкономить клиенту его материальные ценности, деньги и время.

Конечно, красиво составленный договор, регистрация во всех государственных реестрах и отсутствие негативного судебного следа не дает полной гарантии, что контрагент добросовестный и в оговоренный договором срок он выполнит свои обязательства в полном объеме. Однако, проведя такое несложное исследование, Вы сможете отсеять явных мошенников, которые, в надежде исчезнуть после получения аванса/товара/услуг, пытаются заключить с Вами договор.

Итак, начнем:

  • Существует ли контрагент как субъект предпринимательской деятельности:

Заходим на сайт Министерства Юстиции Украины2,3:

https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch

по статусу организационно-правовой формы выбираем своего контрагента:

  • физическое лицо-предприниматель либо        2. юридическое лицо

Точнее всего система ищет по идентификационному номеру физического лица-предпринимателя либо по идентификационному коду юридического лица (смотрите подобные аббревиатуры в договоре в разделе «Реквизиты сторон» – «ИН», «ИНН», «ЕГРПОУ», «ОКПО»).

Вводим в строку поиска «ЗАПИТ» данные контрагента, доказываем, что мы не робот, написав указанные цифры либо выбирая нужные картинки, и получаем ответ на запрос.

А. Если система выдала, что по вашему запросу – «ничего не найдено», то здесь два варианта: либо ошибка набранной комбинации, либо такого предприятия/предпринимателя не существует.

Б. Если система выдала таблицу, то обращаем внимание на следующее:

Б.1. правильное наименование предприятия/предпринимателя: сверяем данные в договоре с реестром, приоритет за реестром.

Б.2. адрес регистрации контрагента: в договоре с юридическим лицом нужно указывать его адрес регистрации, если местонахождение предприятия находит по другому адресу, то в договоре желательно указывать два адреса: регистрации и местонахождения.

Б.3. Не находится ли субъект предпринимательства в стадии ликвидации или уже ликвидирован – комментарии излишни.

Нажав кнопку «ДЕТАЛЬНIШЕ», обращаем внимание на следующее:

Б.4. Если контрагент предприниматель: обратите внимание на его виды деятельности – КВЭДы (классификатор вида экономической деятельности) указанные в таблице виды деятельности должны совпадать с теми видами услуг/работ, которым им осуществляются по договору. Если это не так, то у контрагента и у вас могут возникнуть дополнительные обязательства по оплате налогов – об этом подробнее в следующей статье.

Б.5. Для юридического лица: обратите внимание на руководителя компании и лиц, имеющих право подписи. Если в договоре указана другая фамилия, нежели та, что в реестре, что такой подписант должен действовать на основании доверенности, договора поручения, других юридически грамотно оформленных документов, которые обязательно должны быть приложены к договору. Подписание договора лицом, не имеющим на то полномочий, впоследствии, может повлечь за собой признание такого договора недействительным. Поэтому, лучше сейчас проявить максимальную бдительность, чем затем в будущем выискивать варианта решения проблемы.

  • Зарегистрирован ли контрагент в фискальном органе, исправно ли он платит налоги, и существует ли указанный в договоре статус налогообложения

Все это можно узнать по нижеуказанным  ссылкам заполнив строку: «налоговой номер» для физических лиц и “ЕГРПОУ” – для предприятий:

http://sfs.gov.ua/datao – зарегистрирован ли контрагент в фискальном органе;

http://sfs.gov.ua/businesspartner – наличие или отсутствие у него налогового долга;

http://sfs.gov.ua/anulir_new – аннулирование статуса плательщика НДС;

http://sfs.gov.ua/reestr_new – наличие статуса плательщика НДС;

http://www.sfs.gov.ua/rpep – статус плательщика налогов по упрощенной системе.

  • Судебная история

http://reyestr.court.gov.ua/ – указав ИН предпринимателя либо код предприятия можно узнать, были ли судебные разбирательства у данного субъекта, обстоятельства хозяйственного, гражданского, уголовного, административного дела при их наличии в реестре.

Если по результату поиска ничего не найдено, попробуйте проверить собственника компании и/или директора.

После проверки своего контрагента во всех реестра  – принимайте решение о сотрудничестве с новым контрагентом.

Надеюсь, данная статья будет полезной для Вас.

Прибыльных сделок.

Леонид Викторов

Директор компании  http://biz-adviser.com.ua/

1 (другая сторона по договору)

2 данный сервис позволяет получить платный и бесплатный запрос получения информации, для цели проверки существования такого предпринимателя/предприятия в Едином государственном реестре предприятий и физических лиц-предпринимателей, достаточно бесплатного запроса, но если вы хотите сформировать письменное подтверждения, то можно потратив до 50 грн., получить Выписку с реестра и своем контрагенте где будет указан более полный перечень информации, но для проверки контрагента для наших целей, информации полученной по бесплатному запросу будет достаточно.

3 некоторые работодатели требуют от своих будущих работников получения справки о том, что последние не являются предпринимателями. Живя в 21 веке, можно не тратить  время на поездку  в Единый государственный реестр и не выстаивать очередь в госучреждении в приемный день, это можно сделать онлайн – заказав платную справку.

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Порядок дій при порушенні умов договору: право та захист інтересів

Порушення умов договору – це серйозна проблема, яка може призвести до фінансових втрат, втрати часу…

20 хв. ago

Где заказать высокие кроссовки от adidas?

Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…

6 днів ago

Малий, середній та великий бізнес: які види підприємств існують в Україні?

Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…

1 тиждень ago

Обязательная страховка для водителя в один клик

Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…

4 тижні ago

Готівкові кредити: для чого їх використовують?

Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…

4 тижні ago

Трейдинг для новичков: советы и рекомендации

Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…

4 тижні ago