Общий алгоритм действий
Общие нормы возврата переплаты на электронном счете НДС (далее — ЭС) определены в пп. 200-1.6 НКУ. Суть их следующая: на дату представления налоговой декларации по НДС анализируются сумма средств на счете в СЭА и сумма к уплате по итогам декларации. Если сумма на ЭС больше суммы, определенной в стр. 25.1 декларации по НДС, плательщик налога получает право подать в контролирующий орган в составе такой налоговой декларации заявление на перечисление:
а) либо в бюджет в счет уплаты НО по НДС;
б) либо на текущий счет такого плательщика налога, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении (1).
—1—
В сумме, превышающей сумму налогового долга и сумму согласованных налоговых обязательств, при его наличии.
Существует еще два показателя, которые анализируются на данном этапе, в случае если плательщик планирует возврат средств на текущий счет:
1) сумма НДС в НН, составленных и зарегистрированных плательщиком НДС в ЕРНН за отчетный период;
2) сумма налоговых обязательств по НДС по операциям по поставке товаров/услуг, задекларированных в налоговой отчетности в таком отчетном периоде (стр. 9 декларации по НДС).
Если существует превышение суммы НДС по зарегистрированным конкретным плательщиком НДС в отчетном периоде налоговым накладным и сумм, задекларированных в стр. 9 декларации по НДС, о возврате средств с ЭС по итогам такой декларации можно забыть (п. 200-1.5 НКУ). Причем критерий существенности в этом вопросе не определен: неважно — 1 грн расхождений или же 10 тыс. грн.
Например, сумма налоговых обязательств по НДС по операциям по поставке услуг в августе 2015 г. составила 5000 грн. Плательщик зарегистрировал в ЕРНН налоговые накладные на общую сумму 48000 грн (сумма НДС — 8000 грн), но к одной поставке на сумму 18 тыс. грн (в т. ч. НДС 3 тыс. грн) покупатель должен был зарегистрировать РК в уменьшение (в результате возврата бракованного товара). За отведенное время покупатель так и не зарегистрировал РК в уменьшение, и оказалось, что на день представления декларации сумма РК в данные декларации продавца была включена, а вот через ЕРНН не прошла. Сравним общую сумму НО по НДС по данным декларации и сумму НДС по зарегистрированным НН: 5000 < 8000. Следовательно, рассчитывать на возврат средств с ЭС на текущий счет не имеет смысла.
Ключевой аспект, на который здесь следует обратить внимание, — то, что данный показатель суммы НДС в НН анализируется только в случае получения излишне перечисленных средств с ЭС на текущий счет плательщика НДС. Если же принято решение о перечислении средств с ЭС в бюджет, факт превышения суммы НДС в НН над задекларированной за отчетный период суммой НО не учитывается и не анализируется.
Форма заявления, которое подается в случае желания плательщика перечислить средства с ЭС в бюджет и (или) на текущий счет, — приложение Д4 (2) к декларации по НДС (далее — Д4).
—2—
Приложение 4 «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування та/або суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість платника податку, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету (Д4)» к декларации по НДС.
Сумма средств на ЭС, которая может быть перечислена в бюджет, указывается в гр. 4 таблицы «Відомості щодо суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету» (далее — таблица сведений) Д4, а если хотим получить средства на текущий счет, — заполняем гр. 5 таблицы сведений.
Сумма НДС, заявленная на возврат (под табличной частью), независимо от направлений такого возврата (в бюджет или на текущий счет), на момент подачи заявления уменьшает показатель ∑ ПопРах формульного исчисления регистрационного лимита, определенного по нормам п. 200-1.3 НКУ. Следовательно, регистрационная сумма уменьшится на такую заявленную на возврат с ЭС сумму.
После получения реестра от налогового органа у Казначейства есть 5 р. д. — после предельного срока для самостоятельной уплаты плательщиком сумм НО — на перечисление излишне зачисленных средств с ЭС. Кстати, нормы последнего абзацап. 200-1.3 НКУ позволяют налоговикам направлять и корректирующие реестры для уточнения информации, указанной в ранее направленных реестрах. Отдельные сроки для реакции Казначейства на такие корректирующие реестры законодательством отдельно не определены, поэтому считаем, что в данном случае действуют общие сроки п. 200-1.6 НКУ.
Помните: описанный выше алгоритм не распространяется на дополнительный электронный счет, открытый для сельхозпредприятий со спецрежимом по нормам ст. 209 НКУ.
С электронного счета в бюджет
Излишне зачисленные на ЭС средства, которые плательщик выразил желание перечислить в бюджет, могут быть зачислены либо в счет погашения налоговых обязательств по НДС, либо в счет налогового долга или рассроченных, отсроченных сумм по этому налогу.
В случае принятия решения о направлении излишне перечисленной на ЭС суммы НДС в бюджет плательщик НДС в таблице сведений заполняет гр. 4. При этом гр. 5 не заполняется (прочерки и нули не проставляются).
Возврат излишне перечисленных средств с ЭС одновременно по двум направлениям
На первый взгляд, такое указание налоговиков дает основания утверждать, что одновременно гр. 4 и гр. 5 заполнены быть не могут, но это не так. Налоговики отдельно указывают, что плательщик налога может одновременно задекларировать желание перечислить излишне зачисленные средства как в бюджет, так и на текущий счет. Единственный момент — чтобы общая сумма средств, указанная плательщиком в Д4 для перечисления в бюджет (гр. 4) и на текущий счет (гр. 5), не превышала сумму излишне зачисленных средств на электронном счете на момент представления налоговой отчетности.
Например, у плательщика НДС сумма излишне перечисленных средств на ЭС — 10 тыс. грн, и, желая 7 тыс. направить в бюджет, а 3 тыс. грн из средств на ЭС — на собственный текущий счет, он не обязан подавать отдельные заявления Д4 в разных периодах и поэтапно возвращать средства с ЭС. Это можно сделать в одном заявлении Д4, отразив отдельные суммы в вышеназванных полях и графах.
Но проставить желаемую сумму только в гр. 4 недостаточно. Ключевой здесь является сумма, определенная в текстовой части под таблицей, — именно эта сумма будет направлена по решению плательщика НДС в бюджет. Она может быть меньше или равна сумме, определенной в графе 4 таблицы сведений. Если же сумма под табличной частью превышает значение гр. 4, такая сумма средств не включается в соответствующий реестр и не может быть перечислена в бюджет. Обратите внимание: при этом если плательщик допустил ошибку в цифровых показателях Д4, то УР для ее исправления не подается, единственным вариантом получения излишне перечисленных средств в данном случае является отражение правильных показателей в Д4 в составе налоговой декларации за следующий отчетный период (при условии наличия на момент представления такой декларации на электронном счете плательщика излишне зачисленных средств).
С электронного счета на текущий счет налогоплательщика
Для принятия решения о возврате излишне перечисленных средств с ЭС на текущий счет налоговики будут сопоставлять показатели:
— сумма средств на ЭС на день представления декларации по НДС и сумма НО, задекларированная по итогам отчетного периода в такой декларации;
— сумма НДС в НН, оформленных и зарегистрированных в ЕРНН, и сумма задекларированных НО по НДС.
Сумма, которая может быть перечислена плательщику с электронного счета на его собственный текущий счет, отражается в графе 5 таблицы сведений, а в текстовой части под таблицей плательщиком налога указывается сумма, которую он выразил желание перечислить на текущий счет. Такая сумма под таблицей не может превышать сумму, определенную в графе 5 таблицы сведений, в противном случае такая сумма средств не включается в соответствующий реестр и не может быть перечислена на текущий счет плательщика. Не следует выпускать из поля зрения, что при таком варианте возврата излишне зачисленных на ЭС сумм следует внимательно указывать номер текущего счета, на который нужно перечислить излишне зачисленные средства, и МФО соответствующего банка в текстовой части под таблицей сведений в специально предусмотренных полях.
Если же плательщик НДС в этих полях допустил ошибку, до предельного срока уплаты НО (обратите внимание: не представления декларации, а именно уплаты НО!), определенных в налоговой декларации по НДС, к которой подано Д4 с неверными реквизитами текущего счета, можно подать УР с Д4. В таком УР все графы, кроме верных реквизитов плательщика налога, остаются незаполненными (прочерки и нули не ставятся), а в Д4 указываются только верные реквизиты текущего счета, на который должны быть перечислены соответствующие средства. Остальные поля приложения (Д4) не заполняются (прочерки и нули не ставятся).
Если декларации по НДС за февраль — май 2015 г. поданы с опозданием
О погашении НО перед бюджетом, когда налоговые декларации подаются с опозданием, следует знать некоторые нюансы. Форма заявления на перечисление средств с ЭС в бюджет — Д4. Но в этом случае Д4 подается плательщиком налога в составе налоговой декларации по НДС по результатам отчетного периода, предшествующего отчетному периоду, в котором подана с нарушением налоговая декларация по НДС за отчетные периоды февраль — май 2015 года. В гр. 4 Д4 в таком случае будет указываться сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет как сумма излишне зачисленных средств. Например, если плательщик НДС не подал декларацию за апрель 2015 г. своевременно (до 20 мая), а подал ее, допустим, 8 сентября 2015 года, по состоянию на 8 сентября должна быть перечислена сумма, задекларированная в стр. 25.1 декларации за апрель, на ЭС (если на 8 сентября 2015 г. суммы средств на ЭС больше суммы в стр. 25.1 декларации за апрель 2015 г., доплаты на ЭС осуществлять не нужно), а в декларации за август 2015 г. должно быть подано Д4, в котором следует задекларировать сумму на перечисление в бюджет (то есть сначала плательщик НДС должен выполнить все свои обязательства по уплате налогов, а уже потом рассчитывать на возврат своих излишне уплаченных средств из бюджета).
Обратите внимание: этот алгоритм возврата средств с ЭС по декларациям, поданным с опозданием, определен налоговиками только для случаев, когда поданные декларации содержат суммы НО к уплате (заполнена стр. 25.1 декларации). Если по итогам декларации, пусть даже поданной с опозданием, суммы к уплате нет, никакого временного разрыва между намерением плательщика НДС получить излишне перечисленные средства с ЭС и несвоевременной подачей отчетности быть не должно.