Ежегодно Украина на государственном уровне весьма пышно празднует День Конституции. Но уже буквально через несколько дней после праздника не остается почти ничего, что можно вспомнить. Разве что очередной выходной, постсоветский формат награждения орденом одиозного члена ЦИК времен Кучмы, Ющенко, Януковича – Охендовского, раздача почетных званий «Заслуженный юрист» «защитникам» законности – прокурорам. Вот и все, что осталось в памяти после 28 июня этого года. А какую пользу несет Конституция украинскому бизнесу?
Основной закон Украины явно не слишком лоялен к деловому человеку. Среди 161 статьи всего лишь одна непосредственно посвящена предпринимателям. Это статья 67, которая говорит о свободе предпринимательства и защите конкуренции. Еще есть «связанные» с бизнесом нормы: относительно права собственности и его защиты (статья 41), об обязанности уплаты налогов (та же статья 67). И это, пожалуй, все.
Но есть две статьи, которые сделали для бизнеса больше, чем годы реформ и десятки политиков-реформаторов – статьи 19 и 63 Конституции Украины.
Они позволяют предпринимателю выстраивать отношения с представителями государства в формате: «Я (предприниматель) делаю все, что не запрещено законом, а ты (чиновник) – только то, что тебе разрешено».
Первая норма – часть вторая статьи 19: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».
Это означает, что орган государственной власти, а также любой его чиновник может делать только то, что разрешено законом, и только способом и методом, прямо предусмотренным законом.
Любой представитель государства может требовать от вас лишь то, что прямо предусмотрено именно законом, а не ведомственной инструкцией или постановлением. Поэтому смело отказывайтесь выполнять требования чиновника, пока он не докажет законность своих действий – это его обязанность!
Если закон не содержит конкретного полномочия или действия чиновника выходят за рамки порядка реализации его полномочий, смело останавливайте его.
Такая ситуация имеет хорошее определение, содержащееся в Уголовном кодексе Украины, а именно – в статье 364 «Злоупотребление властью или служебным положением». Не ограничивайте себя в желании сообщить прокуратуре об искаженной трактовке чиновником своих прав.
Заядлые нарушители статьи 19 – это сотрудники Государственной фискальной службы. Все их действия, направленные на вымогательство дополнительных поступлений, установление определенного «уровня» налоговых платежей, признание сделок ничтожными, это академические примеры понятия «превышение власти и служебного положения».
Из собственного опыта утверждаю: подача заявления о совершении преступления дисциплинирует сотрудника ГФС в его последующих действиях и значительно повышает уровень его правосознания и уважения – как к самой Конституции, так и к правам налогоплательщика.
Вторая норма – часть первая статьи 63, «аналог» пятой поправки Конституции США. «Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом».
Это означает, что вы имеете право отказаться давать какие-либо объяснения или показания в отношении себя и своих близких. Достаточно просто сослаться на статью 63 Основного закона, а объяснять мотивы такой ссылки и связанность с вами и вашими близкими вы не обязаны.
Не имеет значения, кто требует у вас объяснений: милиционер, следователь, прокурор, инспектор ГАИ или ГФС. При этом неважен и ваш статус: гражданин, предприниматель, должностное лицо компании и тому подобное.
Сколько раз я слышал вопрос от непутевых налоговых милиционеров: «Откуда у вас имущество?» И сколько раз я останавливал своего клиента в желании объяснить (а иногда – придумать!) источник происхождения своего состояния! Сотни раз статья 63 останавливала аппетит правоохранителей в желании преследовать делового человека.
Таким образом, отказ от дачи объяснений – это ваше право. Ссылка на статью 63 Конституции ни в коем случае не свидетельствует о «признании» вины. Это не может быть основанием для каких-либо подозрений правового характера, а болезненная фантазия отдельных должностных лиц не должна вас беспокоить.
По мнению автора, это лишь две нормы Конституции прямого действия, применяющиеся в ежедневной практике. За более чем десяток лет практики именно эти нормы сотни раз позволили отказать чиновнику в его нездоровых желаниях.
Автор: Денис Бугай президент Ассоциации юристов Украины, адвокат, партнер ЮК «VB PARTNERS»
Джерело: Forbes
Право наоскарження висновку моніторингу відповідно до законодавства належить виключно замовнику. Він може брати участь…
Логістика у сфері оптових поставок бензину та дизельного пального є важливою складовою енергетичної інфраструктури, особливо…
Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…
Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…
В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…