Как рассказала заместитель главы Львовской облгосадминистрации Ирина Грымак, с 1 июля во всем регионе прекратится действие льготы «бесплатный проезд» для тех, кому она положена. Это прежде всего пенсионеры, участники боевых действий, многодетные родители.
Минестерство социальной политики утверждают, что всего в стране насчитывается свыше 30 различных льгот, из которых порядка 10 должны быть заменены на деньги. У многих категорий людей таких льгот не одна, а до 10. Но, например, внеочередное получение жилья, поступление вне конкурса в вуз или право купить без очереди продукты, попасть на прием к врачу, депутату компенсировать деньгами невозможно. А вот бесплатное получение лекарств, протезирование инвалидам и ветеранам боевых действий, бесплатные или за полцены путевки в санаторий, проезд в поездах дальнего следования и водным транспортом по Украине, перелет самолетом также при полной монетизации льгот должны быть оплачены государством льготнику. Пока речи об этом нет.
Однако, как отмечает вице-премьер Геннадий Зубко: «Первый — на уровне поставщиков услуг, второй — потребителей услуг ЖКХ. Нужно уточнить списки людей, которые действительно нуждаются в помощи. Чтобы никого не оставить без внимания и, чтобы деньгами не воспользовались мошенники». В то же время, министр соцполитики Андрей Рева признал, что государство за 25 лет набрало на себя столько обязательств, что не в состоянии профинансировать их на 100%. Выход — денежная компенсация. Которая по факту может оказаться меньше, чем стоит льгота в натуре. Например, человеку дадут денег на 20 поездок в месяц, а он ездит 30—40 раз.
Специалисты отмечают, что широко рекламируемая монетизация — по факту лишь начало замены системы льгот деньгами. Причем замены неравноценной, люди получат меньше, чем стоят льготы, которые для них сейчас бесплатны, но другого пути нет, так как в деньгах это сопоставимо с госбюджетом страны. «Отмена бесплатного проезда и, в перспективе, доплата за коммунальные услуги в пределах норм — это лишь начало реформирования раздутой политиками-популистами системы льгот, — говорит старший консультант по вопросам социальной защиты населения Института местного развития Антон Левицкий. — Я рассчитывал по заказу прежних правительств реальные потребности разных слоев льготников, поэтому могу сказать: что касается Львова, то 20 поездок в месяц для пенсионеров даже много. Но наверняка будут недовольные, например те же участники боев на Востоке».