Головна » Бухгалтеру » Новини законодавства » “МИНИМАЛКА” ПРОТИВ “КОНВЕРТОВ”: СТУЧАТЬ НА РАБОТОДАТЕЛЯ БУДУТ ХОРОМ
Новини законодавства

“МИНИМАЛКА” ПРОТИВ “КОНВЕРТОВ”: СТУЧАТЬ НА РАБОТОДАТЕЛЯ БУДУТ ХОРОМ

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Правительство пригласило наемных работников стать осведомителями. Открылись невиданные возможности для шантажа работодателей и со стороны сотрудников, и со стороны проверяющих.

Бизнес проспится после длинных новогодних каникул и очень удивится переменам: в стране формируется система тотального фискального контроля вокруг оплаты труда наемных работников. И самое интересное, что ничего полезного самим работникам эта система не сулит. Так как воспользоваться ею для давления на работодателя – это все равно, что помочиться в штаны на морозе: сперва легко, тепло и приятно, потом мокро, холодно и противно. Но, к делу.

Как известно, с 1 января 2017 года установлена минимальная зарплата на уровне 3200 грн. Не спешим радоваться. Это не про зарплаты. Это про налоги. И сразу разделим задачку на две: что будет с зарплатами в частном секторе и что будет в бюджетной сфере.

Как заявляет правительство, 40 миллиардов гривен денег налогоплательщиков приготовлены для того, чтобы не сокращать персонал и рабочий день в бюджетной сфере. Хватит этих денег или нет – никто не знает. Премьер-министр считает, что хватит. Скорее всего, он прав, так как в бюджетной сфере осталось совсем немного работников, которым начисляют меньше 3200 грн в месяц с учетом всех надбавок и доплат.

Теперь о частном секторе. Реально средняя зарплата по стране (согласно данным Укрстата) составляля около 5400 грн по состоянию на конец 2016 года – это по стране. Ниже 3200 средняя только в почтовых службах. Ниже 4000 грн, что означает наличие большого числа низкооплачиваемых – в общепите и отельном бизнесе, здравоохранении и социальном обеспечении (обслуживании), образовании и учреждениях культуры. К частному сектору из них можно отнести общепит и отельный бизнес разве что. Хотя, конечно, 6200 в среднем по промышленности вовсе не означает отсутствия там работников с зарплатами ниже 3200.

В частном секторе работодателям премьер-министр Гройсман предложил  “заработать немножко меньше, чтобы работники получили намного больше”. Как это может происходить при обвалившемся платежеспособном спросе на все?

Очень простой пример: предположим сотрудник получал в конверте 3000 грн и еще ему начислялось 2000 грн “белой” зарплаты. В итоге на руки он получал 3000+1600 грн примерно после вычета подоходного и военного сбора. Его работодателю все это обходилось в 3000 грн наличными плюс 450 грн (15%) за обналичивание и 2440 грн “белых” денег (к 2000 грн зарплаты до подоходного прибавляем 22% ЕСВ – единого соцвзноса) – НДС великодушно не учитываем в данном случае. Итого – почти 5900 грн затрат работодателя, из которых 4600 грн на руки сотруднику.

После увеличения “минималки” нужно начислить сотруднику 3200 грн “белой” зарплаты. Что означает выплату ЕСВ в размере 704 грн, а также подоходного налога и военного сбора в размере около 625 грн. Остается у работника на руках 2575 “белой” зарплаты. Что остается для зарплаты в конверте? Наличными на руки после затрат на обналичивание – около 1700 грн. Итого у работника на руках оказывается 4275 грн – на 325 грн меньше, чем было до нововведений.

Можно ли последовать совету премьера, чтобы владелец бизнеса оставил себе “чуть меньше”? Можно, конечно. Если потребители производимой продукции будут готовы заплатить больше. Учитывая, что коммунальные платежи растут, учитывая, что падает гривна, не особо видны резервы для роста платежеспособного спроса со стороны населения. Особенно – вдали от столицы. Особенно – в небольших городках. Особенно там, где люди реально получают на руки “белых-серых” зарплат в сумме до 3-4 тыс грн. Вот для них усиление давления в части ЕСВ обернется наиболее болезненными последствиями. В таких случаях дело может дойти до серьезного снижения сумм, получаемых на руки.

Наверняка многим предприятиям придется адаптироваться к ситуации, официально отправляя сотрудников на неполный рабочий день. В таком случае они смогут “экономить” на подоходном. А вот ЕСВ придется платить с полной минимальной зарплаты в любом случае – 704 грн. Такой вариант может оказаться наиболее распространенным.

Более жесткий вариант “экономии” – это нелегальная занятость, то есть работа полностью вчерную. Кто на такое пойдет? Очень и очень немногие. Разве что в совсем глухих местах, куда не доберутся летучие отряды Ревы – Розенко (министр соцполитики и вице-премьер по соцполитике, соответственно).

О “летучих отрядах” – это не для красного словца. Дело в том, что на заседании Кабмина 11 января 2017 года было анонсировано создание рабочих групп – летучих отрядов для контроля за соблюдением требований касательно начисления минимальной зарплаты 3200 и контроля официальной занятости.

На том же заседании высокие чины правительства напомнили местным властям, что 60% сумм, собираемых в виде подоходного налога, зачисляются в местные бюджеты. И призвали представителей областных госадминистраций и свежеизбранных руководителей территориальных громад создавать “летучие отряды” по инспектированию работодателей. Напомню, что за недопуск к проверке введена ответственность работодателя в виде штрафа 100 минимальных зарплат – то есть 320 000 грн. То есть создается шикарный коррупционный повод в интересах контролирующих органов.

Под мораторий на проверки, что был продлен до конца 2017 года, как раз проверки по поводу начисления зарплат – не подпадают. Так что свобода рук у вымогателей тут необыкновенная.

Похоже, об этих колоссальных коррупционных рисках премьеру таки доложили. Потому что вечером в пятницу, 13 января, пресс-служба Кабинета министров со ссылкой на премьер-министра сообщила: “Глава правительства также отметил, что чиновники, которые будут использовать инструмент контроля над выполнением решений о выплате минимальной заработной платы в 3200 грн как дополнительный инструмент давления на бизнес, будут уволены”. Но, понятно, что это лишь благие намерения. Вдали от столицы, там, где рука руку моет, не спасут от коррупции даже анонсированные премьером “комбинированные”, то есть составленные из представителей разных ведомств, контролирующие группы. Мы реально готовы поверить в то, что люди, которые “парятся в одной бане”, побегут куда-то сдавать подельников?

Ну и “вишенка на торте” – правительственный канал для получения “обратной связи”. Как заявил вице-премьер Розенко, уже готова и прямая телефонная линия для приема жалоб на работодателей. Отличный инструмент для того, чтобы устраивать своему начальнику вырванные годы.

Итого – создается весь букет условий для того, чтобы где-то в провинции владелец махнул рукой и закрыл свое еле дышащее дело “к такой-то матери”.

Рост безработицы – это неизбежный итог резкого повышения минимальной почасовой оплаты (или иначе – итог повышения минимальной зарплаты), про такой эффект написано в каждом приличном учебнике экономики.

Осознавали ли такие последствия те, кто насоветовал премьеру удвоение МЗП? Вот не уверен. Особенно в свете того, сколько времени Владимир Гройсман уделил на заседании Кабмина наставлениям по поводу создания новых рабочих мест и реформирования Государственной службы занятости. Нескрываемое раздражение премьера по поводу расходов Госзанятости на выплаты пособий, неоднократные упоминания “ловкачей, которые сидят на пособии и не хотят идти работать” – все это предвестники самых неожиданных решений по части борьбы с безработицей. Стоит ли напоминать, что вместо борьбы с уже состоявшейся проблемой, можно не создавать причины для ее возникновения? Ну, то есть вместо лихорадочной борьбы с неизбежным всплеском безработицы было бы резоннее не создавать предпосылок к такому всплеску?

Я так думаю, что по итогам первого квартала текущего года появится очень интересная статистика по поводу уровня безработицы и числа обратившихся за соответствующими пособиями. И многие в Кабмине прозреют по поводу предпринятого удвоения МЗП.

А есть ли хоть какие-то хорошие новости с этой стороны? В первую очередь, я рассчитываю на здравый смысл и способность соотечественников адаптироваться к неблагоприятным для экономики решениям правительства. И к тому, что тупость законов все же искупается необязательностью их исполнения. Конечно, это надежды на то, что мы как-то “через ухо» снова пропетляем. Но ни росту ВВП, ни укреплению гривны эти все нововведения не будут способствовать.

Александр Крамаренко,

главред журнала “Деньги.Ua”


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Наша розсилка