Краткое описание модели 7S
Модель 7С была разработана в 1980-х годах группой консультантов консалтинговой компании McKinsey. Основными авторами модели считаются Том Питерс (Tom Peters) и Роберт Уотерман (Robert Waterman). Ученые, которые также оказали помощь в разработке данного метода — Жюльен Филипс (Julien Philips), Ричард Паскаль (Richard Pascale) и Энтони Афон (Anthony Athos). На сегодняшний момент модель получила мировое распространение и завоевала доверие многих руководителей бизнеса и специалистов по стратегическому менеджменту и маркетингу, которые используют ее для построения и оптимизации правильных бизнес-процессов внутри компании. Преимущество модели (по сравнении с другими моделями оценки микросреды компании) в том, что она делает акцент на важности человеческого фактора в развитии компании и рассматривает структуру предприятия не только со стороны имеющихся материальных ценностей.
В основе модели заложен анализ 7 ключевых элементов микросреды организации: стратегия, структура, система управления, стиль взаимоотношений внутри компании, состав работников, сумма навыков и система ценностей. Все элементы модели связаны между собой. Это означает, что изменение хотя бы в одной из перечисленных областей незамедлительно потребует изменения во всех остальных.
Ниже представлен вид модели McKinsey 7S: все элементы связаны между собой и разделены на 2 большие области «гибкие С» и «жесткие С». «Жесткими» элементами микросреды компании являются три составляющие: структура, стратегия и система управления в организации. «Жесткие» элементы проще всего описать, оценить, и поэтому ими проще управлять. «Мягкие элементы», к которым относятся все остальные составляющие модели сложнее поддаются управлению и оценке, но зато часто являются ключевыми составляющими компании и могут создать долгосрочное конкурентное преимущество.
Система ценностей компании не случайно размещена в центре модели 7С. Авторы хотели подчеркнуть значимость и влияние сформированных принципов работы и миссии компании на все остальные элементы внутренней среды.
Элементы модели 7S
Модель McKinsey 7S основана на 7 элементах микросреды компании. Все элементы разделены на 2 группы: «жесткие» и «мягкие». Рассмотрим каждый элемент модели более подробно.
«Жесткие» элементы | «Мягкие» элементы |
Стратегия | Система ценностей |
Структура компании | Сумма навыков |
Система управления | Состав работников |
Стиль взаимоотношений внутри компании |
Стратегия
Стратегия означает долгосрочный план развития компании, помогающий повысить конкурентоспособность бизнеса и создать устойчивые конкурентные преимущества. Критерии правильной стратегии просты: она должна быть четко сформулированной, иметь долгосрочные цели, быть направленной на достижение конкурентных преимуществ, коррелировать с общими ценностями и миссией компании.
Структура компании
Под структурой в модели понимается способ организации взаимодействия между разными отделами в компании, с указанием принципов подчинения, приоритетности и зоны ответственности каждого отдела. Данный элемент модели является самым мобильным и легко поддается изменению.
Система управления
Система управления описывает повседневные процедуры работы компании. Данный элемент модели 7С отвечает за то, как принимаются управленческие решения, как в целом ведется ежедневная работа в компании, какими способами и методами развивается бизнес.
Под навыками в модели понимается вся сумма способностей, возможностей и компетенций, которыми владеет персонал, работающий в компании на данный момент.
Состав работников
Данный элемент модели 7С отвечает за то: сколько сотрудников работает в компании, кто они по специальности, как в компании организованы принципы работы с персоналом: набор, обучение, мотивация и вознаграждение.
Стиль взаимоотношений внутри компании
По факту данный элемент характеризует стиль управления, принятый в компании. Значение руководителей высшего звена в компании и их роль в принятии важных решений по развитию бизнеса.
Система ценностей
Основной центральный элемент модели 7С. Описывает нормы и стандарты взаимодействия, работы в компании; принципы корпоративной культуры и ключевые аспекты миссии предприятия.
Как использовать модель 7С на практике?
В процессе использования модели 7S на практике нужно сделать 6 основных шагов: описание элементов, анализ противоречий, составление идеальной модели, определение ключевых изменений (план), внедрение изменений, повторный анализ модели (контроль и мониторинг).
№1 — Описание элементов
Первым шагом опишите каждый элемент модели, используя чек-лист (опросник), представленный ниже. Старайтесь описывать каждый элемент модели односложно, с использованием кратких фактов, но максимально подробно.
№2 — Анализ противоречий
Вторым шагом проанализируйте все описанные элементы между собой и определите, есть ли противоречия между отдельными элементами, максимально ли он коррелируют между собой и поддерживают друг друга. Начните с анализа основных ценностей: насколько идеально они соотносятся со стратегией, структурой и системой управления. Затем посмотрите на «жесткие» элементы: насколько они соотносятся между собой и не противоречат друг другу? В конце посмотрите на «мягкие» элементы: насколько каждый из «мягких» элементов поддерживает «жесткие» элементы? насколько «мягкие» элементы не противоречат друг другу?
№3 — Составление идеальной модели
Третьим шагом составьте идеальную модель вашей организации, в которой будут сочетаться все 7 элементов. Этот этап работы с моделью самый длинный и требует рассмотрения множество альтернатив. Для построения идеальной модели, которую вы будете в последствии внедрять используйте путь наименьшего сопротивления, учитывающий текущую структуру и ценности вашей компании. Сначала посмотрите, что можно изменить в «мягких элементах», чтобы они лучше соответствовали «жестким» и основным ценностям компании. Затем поэкспериментируйте с изменением каждого «жесткого» элемента. И только в конце переходите к изменению ключевых ценностей компании.
№4 — План изменений
Четвертым шагом определите, как реорганизовать работу компании и какие ключевые изменения необходимо сделать, чтобы все элементы модели поддерживали и дополняли друг друга, чтобы исключить противоречия, которые тормозят развитие и снижают эффективность работы всей компании. В этом поможет сравнение фактической и идеальной модели между собой.
№5 — Внедрение изменений
Пятым шагом является внедрение запланированных изменений, которые должны улучшить работу компании. В любом процессе реализация проекта является самым сложным и важным этапом. Никакой анализ не сможет улучшить вашу компанию, если не будет воплощен в конкретные действия. Поэтому составьте специальную отдельную группу, которая будет внедрять, следить и контролировать внедрение изменений. Это могут быть сотрудники компании и сторонний персонал.
№6 — Контроль и мониторинг
Последним шестым шагом является контроль проведенной работы и повторное построение модели с анализом каждого из семи элементов. Изменение каждого отдельного элемента несет за собой частичное изменение всех остальных, поэтому важно отслеживать работу всех 7 элементов микросреды компании с определенно регулярностью.
Чек-лист для построения модели
Короткий чек-лист для анализа всех элементов микросреды компании по модели 7С:
- Система ценностей
- Каковы основные ценности компании? (обычно закладываются и вытекают из миссии)
- В чем состоит корпоративная культура организации?
- Насколько сильно выражена каждая из заложенных ценностей?
- Стратегия
- В чем состоит наша стратегия и ключевые бизнес-цели нашей компании?
- Как мы собираемся достигать поставленных бизнес-целей?
- Что мы предпринимаем для противостояния конкурентам?
- Как мы работаем с изменением покупательских предпочтений потребителей?
- Как наша стратегия соотносится с ключевыми тенденциями изменения окружающей среды?
- Структура
- На какие подразделения делится наша компания и какова ее иерархия?
- Каким образом каждый отдел взаимодействует с другими отделами и координирует свои действия?
- Каким образом организована работа внутри проектных групп и как происходит формирование таких групп?
- Как принимаются решения: централизовано или децентрализовано?
- Такой тип принятия решений помогает или мешает сложившемуся процессу работы отделов?
- Каковы основные приоритеты каждого отдела?
- Система управления
- Какими процессами, системами контроля и управления поддерживается работа компании?
- (Требуется рассмотреть финансовую, кадровую систему, систему хранения документов и коммуникации.)
- Как происходит контроль, мониторится и оценивается качество работы компании?
- Стиль взаимоотношений внутри компании
- Какой стиль управления используется в организации?
- Эффективен ли используемый стиль управления? (эффективность должна быть рассмотрена с точки зрения производительности и успешности бизнеса)
- Сотрудники компании работают в атмосфере внутренней конкуренции или кооперации?
- Группы, работающие в компании, имеют реальный или номинальный характер?
- Состав работников
- Какие должности и специальности представлены в компании?
- Какие должности пусты и должны быть заполнены?
- Обладает ли персонал достаточными компетенциями?
- Сумма навыков
- Какие навыки сотрудников являются сильными и значимыми?
- Что компания и ее сотрудники умеют делать лучше всего?
- Есть ли слабовыраженные (отсутствующие) навыки, которые необходимо улучшить (развить) для эффективной работы компании?
- Как в компании построен контроль, мониторинг и оценка необходимых навыков и компетенций?
Матричные вопросы 7S
Теперь, когда вы собрали необходимую информацию и ответили на вопросы, вы можете выявить несоответствия между семью элементами. Помните, что вам нужно понять, какие существуют проблемы между переходом из начальной точки в желаемое будущее.
Теперь нужно задать себе несколько перекрестных вопросов:
- Начните с общих ценностей. Сочетаются ли они со структурой, стратегией и системами? Если нет, то что стоит изменить?
- Теперь обратите внимание на жесткие элементы. Имеется ли между ними правильное и эффективное взаимодействие? Что нужно изменить?
- Сочетаются ли мягкие элементы с жесткими? Что нужно изменить?
Вы также можете задавать и другие вопросы и выяснять, имеется ли правильное сочетание между отдельными элементами. Это повторяющийся процесс, поэтому постоянно обращайте внимание на элементы и анализируйте их взаимодействие.
Краткий пример работы с моделью
Данный подготовленный нами упрощенный пример использования модели 7С наглядно покажет, как должна применяться модель в работе реальной организации. В нашем примере мы рассмотрим изменение микросреды придуманной нами компании и покажем, как модель поможет решить организационные проблемы бизнеса.
Часть первая
Итак, представим: у нас есть стартап по предложению определенных услуг через интернет. Основная стратегия компании — увеличение доли рынка. Так как компания была основана совсем недавно, она имеет простую структуру из нескольких руководителей и подчиняющихся каждому руководителю нескольких работников. Так как компания мала, то в ней нет сложных формальных систем координации действий работников. Модель 7С для нашей компании выглядит следующим образом:
Элемент 7S | Описание элемента | Противоречие |
Стратегия | Постепенный охват рынка текущим ассортиментом (увеличение пенетрации) | Нет |
Структура | Простая вертикальная структура подчинения в компании | Нет |
Система управления | Несколько формальных систем, связанных с процессом взаимодействия с клиентами. Слабая система стратегического планирования, управления персоналом и развития новых направлений. | Нет |
Сумма навыков | В компании есть немного персонала с узко специализированными навыками работы, остальные навыки реализуются руководством компании (основателями). | Нет |
Состав работников | В компании есть несколько свободных рабочих мест. Мотивация сотрудников построена на получении вознаграждения от роста компании, сотрудники в качестве дополнительного вознаграждения получают акции компании, стоимость которых растет. | Нет |
Стиль взаимоотношений | Демократичный, частично хаотичный стиль управления. | Нет |
Система ценностей | Персонал компании мобилен, ценит работу в компании и доверяет друг другу. | Нет |
Все элементы компании хорошо соотносятся между собой и не противоречат друг другу. Компания является высокоэффективной и растет.
Часть вторая
Наша компания выросла и теперь является зрелым бизнесом с 500+ сотрудниками и с 50% долей рынка. Структура компании постепенно превратилась с тяжелую бюрократическую машину, возникли новые системы мотиваций сотрудников. Система ценностей компании тоже развивалась и теперь ценными и значимыми являются энтузиазм и высокий профессионализм. прежние ценности (доверие и командная работа) перестали быть актуальными из-за большого количества новых сотрудников. Анализируя сейчас нашу компанию, мы можем построить следующую модель:
Элемент 7S | Описание элемента | Противоречие |
Стратегия | Постепенный охват рынка текущем ассортиментом (увеличение пенетрации) | Да |
Структура | Бюрократическая машина | Нет |
Система управления | Система обработки заказов и работы с клиентами, контроль работы отделов, управление персоналом. | Да |
Сумма навыков | Навыки, связанные с продажей услуг, хорошо выражены в компании. Недостает управленческих и аналитических навыков | Да |
Состав работников | Высокое количество работников и сложные системы их мотивации. | Нет |
Стиль взаимоотношений | Демократичный, частично хаотичный стиль управления. | Да |
Система ценностей | Энтузиазм и высокий профессионализм | Да |
Автор(ы): Том Питерс (Tom Peters), Роберт Уотерман (Robert Waterman)
Источник: PowerBranding, 4brain