Начисление заработной платы всегда было одним из самых трудозатратных участков бухгалтерского учета. Учитывать все нюансы отечественного законодательства ой как непросто, и среди бухгалтеров (особенно на крупных предприятиях) есть специалисты которые занимаются только начислением заработной платы и сопутствующих выплат.
Ситуацию еще осложняет и то, что много компаний кроме официальной зарплаты выплачивают еще и так называемую заработную плату “в конвертах” вводя сложные системы мотивации и кроме того в некоторых случаях начисленная заработная плата должна распределяться например на проекты в которых принимал участие сотрудник либо при начислении должна проводиться аллокация расходов (например по ЦФО).
За свою практику я часто сталкивался с вопросом автоматизации начисления заработной платы, причем в некоторых проектах она была уж сильно вычурная. Это было связано с тем, что с нашей стороны (как разработчиков) давалась воля фантазии клиенту (мы говорили, что можно реализовать любую схему начисления ЗП причем за минимальный бюджет) и в большинстве случаев начиналась настоящая вакханалия, когда начинался полет фантазии и придумывались такие схемы, в которых делалась попытка учесть все нюансы (которые могли случиться раз в 100 лет), ведь иначе потом за дополнительные хотелки придется платить :) Этим кстати отечественные клиенты отличаются от зарубежных. “Наши” пытаются получить все за минимальный бюджет (и это кстати одна из причин провальных внедрений), а зарубежные хотят получить минимально работоспособную сборку в которой можно сесть и начать работать, а потом ее уже постепенно дорабатывать.
Поэтому если вы начинаете автоматизировать процесс начисления заработной платы и адаптировать его под клиента, то необходимо под этот блок выделять отдельный бюджет предварительно собрав все требования и клиент должен понимать, что за любую “хотелку” ему придется платить. В таком случае он будет стремиться получить минимально работоспособную сборку, а не “навороченную” в которой чтобы начать работать нужно чуть ли не закончить Гарвард.
Эта рекомендация не “вредность”, а правда жизни. Сделать нормальную “кастомную” заработную плату процесс не быстрый и требует много времени, особенно если включаются системы мотивации и необходимо делать аллокацию начисленной ЗП. На реализацию сложной заработной платы вполне может уйти несколько месяцев работы нескольких специалистов ( а как вы понимаете зарплаты у них немаленькие).
Но сейчас у нас речь пойдет о регламентированной заработной плате.
Если брать стандартную версию (что комьюнити, что интерпрайз) – то все печально. В 99,99 % случаев вы не сможете пользоваться тем, что есть в базовой зарплате. И связано это не с ущербностью функционала, а с тем, что без программиста вам вряд ли получиться обойтись. Чуть ниже я вас познакомлю с нашим вариантом реализации начисления заработной платы для регламентированного учета согласно норм украинского законодательства, а сейчас давайте познакомимся с тем что есть в бесплатной базовой версии системы (на примере 11-й версии – только там у меня есть какие-то настройки, за которые не будет стыдно).
Для того, чтобы у нас появился функционал зарплаты нам необходимо установить соответствующие модуля, например для 14-й версии есть несколько штук: om_hr_payroll (и дополнение к нему om_hr_payroll_account) и hr_payroll_community (и дополнение к нему hr_payroll_account_community). Какой выбрать – дело ваше, ведь по сути они добавляют функционал payslip, который раньше был родным для системы, но который вырезали “супостаты” (я имею ввиду центральный офис ODOO, которые посчитали, что в принципе комьюнити версии зарплата не нужна) с версии 12 или 13.
После установки модуля у нас появится соответствующий пункт меню, но спешить в него заходить не нужно. Сначала надо разобраться с сотрудниками.
В карточке сотрудника нам необходимо в первую очередь указать по какому контрагенту (то есть контакту) будет производиться начисление зарплаты. Указывается это во вкладке “Личная информация” в поле Адрес
Начисление заработной платы делается на основании правил, которые объединяются в структуры
Само правило как пишется с помощью выражений языка Python (либо может указываться фиксированная сумма либо процент) и выглядит приблизительно вот так:
В принципе разобраться может даже неподготовленный пользователь, но что-то сложное он сам не сделает.
Если мы хотим чтобы в учете после проведения ЗП создавались проводки мы на уровне правила можем указать какие счета использовать для создания проводки на сумму вычисленную правилом
После того как сделаны все настройки можно переходить к начислению заработной платы. Для этого переходим в соответствующий пункт меню и нажимаем кнопку “Создать” в Платежных ведомостях сотрудниках.
Далее выбираем сотрудника, которому необходимо начислить заработную плату, указываем период начисления, договор и структуру начисления. Система после выбора периода автоматически рассчитывает количество рабочих дней по календарю.
Далее нажимаем кнопку “Вычислить ведомость”, после чего во вкладке “Вычисление заработной платы и “Подробности категории правила начисления заработной платы” мы увидим результат вычислений
Если все суммы верные, то после подтверждения документ создаст проводку
На самом деле локализация под Украину существует достаточно давно и одним из первопроходцев в этом деле (насколько я знаю) была компания ERP Ukraine. Да и сейчас на ихнем сайте анонсируется наличие у них полноценного решения по зарплате, включая регламентированную отчетность (но насколько это правда не знаю).
В нашей компании локализация по ЗП была сделана еще на 8-й версии, потом была сделана новая разработка под 11-ую, и в этом году была сделана ее адаптацию под 14-ую , с которой я вас сейчас и познакомлю.
В карточке сотрудника находится минимум настроек, в частности в ней мы указываем процент выплаты больничных (на дату) и является ли наш сотрудник инвалидом (также на дату)
Также в карточке сотрудника хранится история отклонений от рабочего графика, которые учитываются при начислении ЗП (отпуск, больничные и т.д.)
Переходим теперь к настройкам контракта
Начисление ЗП делается на основании контракта. С одним сотрудником может быть заключено более одного контракта, но расчет ЗП всегда делается на основании одного контракта.
В самом контракте мы указываем:
Для того чтобы зарплата считалась корректно в системе должна быть информация о: размере минимальной ЗП, размера прожиточного минимума и индексах инфляции (вся эта информация заносится вручную)
Как уже было сказано к контракту сотрудника мы “пристегиваем” его рабочий график, который определяет в какие дни и сколько часов работает сотрудник. Давайте для примера возьмем стандартную 40 часовую рабочую неделю в которой сотрудник работает с понедельника по пятницу. Если сотрудник не ходил в отпуск, не болел и не отсутствовал по другим причинам мы считаем что он отработал полное время то есть все понедельники – пятницы были рабочими. Это значит что мы должны сотруднику начислить полностью оклад и его выплатить.
Но что делать если сотрудник отсутствует по какой-то причине. Нам это необходимо зафиксировать в системе. Сейчас в данном варианте реализации поддерживаются следующие типа отклонений:
Эти отклонения могут по разному влиять на рабочий график, быть рабочим/нерабочим временем и перекрываться либо неперекрываться друг с другом.
После регистрации отклонения и его утверждения такое отклонение учтется в расчете ЗП.
На данный момент реализован самый популярный вариант расчета ЗП – по окладу, который включает в себя 89 правил. Правила могут быть двух видов: денежные и неденежные. Неденежные правила как правило касаются расчета количества времени (дней, часов).
Сам расчет происходит в определенной последовательности, при этом следующие правила могут использовать результата расчета предыдущих.
К любому правилу начисления зарплаты пользователь может самостоятельно задать свою бухгалтерскую проводку. При этом он может самостоятельно задать аналитику для таких проводок (включая источник данных для нее)
Начислить заработную плату можно как по отдельному сотруднику так и по группе. Давайте рассмотрим индивидуальное начисление ЗП.
Для этого нам нужно создать Расчетный листок сотрудника, который может быть у нас следующих типов:
Перед расчетом ЗП мы должны рассчитать аванс (но это не обязательно), отпуска и больничные (вот это обязательно).
Первое, что нам надо сделать – это рассчитать календарь по сотруднику. После чего у нас появиться информация о рабочем времени сотрудника за выбранный период.
И напоследок хотелось бы подытожить, что уже реализовано в блоке “Заработная плата для Украины”:
Источник: блог консультанта
Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…
Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…
В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…
У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…
Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…