Финансовая помощь – широко распространенный вид расчетов. Как правило, к данному инструменту обращаются юридические лица, которым необходимо срочное пополнение оборотных средств. Однако нередки случаи предоставления помощи и физическим лицам (сотрудникам, учредителям) со стороны предприятий. В любом случае, перед фактическим перечислением средств в качестве финансовой помощи, нужно определить ее вид и заключить соответствующий договор.
Исходя из содержания операции и последующих обязательств сторон, финансовая помощь делится на два вида: возвратную и безвозвратную. В Гражданском кодексе Украины отсутствуют прямые требования к договорам о предоставлении финансовой помощи. На практике, в таких ситуациях за основу берут довольно схожие по своей экономической и юридической сути договоры ссуды (когда речь идет о возвратной помощи) и дарения (в случае предоставления безвозвратной помощи).
Каким же образом операции по предоставлению и получению разных видов финансовой помощи влияют на состав налогов, уплачиваемых предприятием?
Сразу отметим, что согласно п. 185.1 Налогового кодекса, финансовая помощь не соответствует критериям признания в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Поэтому, как возвратная, так и безвозвратная помощь не приведут к возникновению налогового кредита/налоговых обязательств ни у одной из сторон договора.
ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
Согласно п. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь – сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.
Ситуация 1. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику единого налога.
В данном случае, по факту получения помощи у предприятия не возникает объект налогообложения. Однако, в соответствии сп. 292.11 НКУ, такую помощь плательщик единого налога должен вернуть в течение 12 календарных месяцев с момента получения, иначе ее придется включить в состав налогооблагаемого дохода по основной ставке и отразить в декларации за период, в котором фактически истечет указанный срок.
Ситуация 2. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику налога на прибыль на общих основаниях.
Объект налогообложения предприятий на общей системе, начиная с 2015 года, рассчитывается по правилам бухгалтерского учета. Такая норма закреплена в п. 134.1.1 НКУ. Ранее для такой помощи были предусмотрены четкие сроки возврата, превышение которых обязывало предприятие начислять условные проценты и включать их в налогооблагаемый доход. На сегодняшний день, налоговое законодательство не содержит никаких специальных норм относительно налогообложения возвратной финансовой помощи «общесистемникам». В свою очередь, согласно национальным стандартам бухгалтерского учета (П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 16 «Расходы») такая помощь не является доходом при получении и не относится на расходы при возврате. Таким образом, получение возвратной финансовой помощи не влияет на финансовый результат предприятия и, следовательно, не подлежит налогообложению. Данная позиция подтверждена в письме ГФС № 1235/10/02-32-15-02 от 09 октября 2015 года.
Однако, в случае нарушения установленных в договоре сроков возврата и истечения срока исковой давности, такую помощь можно определить как безвозвратную, особенности налогообложения которой раскроем далее.
БЕЗВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
В соответствии с п. 14.1.257 НКУ, безвозвратной финансовой помощью признаются:
Ситуация 3. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу физическим лицом или другим юридическим лицом.
В данном случае у получателя помощи, независимо от выбранной им системы расчета налогов (общая или упрощенная), возникает налогооблагаемый доход в полном размере полученной помощи. Для предприятий – «общесистемников» это предусмотрено нормами П(С)БУ 15 «Доход», для «упрощенцев» – п. 292.3 НКУ.
Ситуация 4. Финансовая помощь предоставлена физическому лицу юридическим лицом.
В таком случае, согласно п.164.2.17 НКУ, сумма полученной помощи признается дополнительным благом, и облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 18% и военным сбором по ставке 1,5%. При этом, в данной ситуации предприятие является налоговым агентом, т.е. осуществляет фактическое перечисление сумм налогов в бюджет и отражает это в своей отчетности (форма 1-ДФ).
Автор:Дмитрий Митрюшин, директор юридической компании LEX LIGA
Источник:LEX LIGA
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…
Одеська ДПС надала відповіді на запитання щодо формування стандартного аудиторського файлу (SAF-T UA). 1. Яким чином визначати…
У разі здійснення операцій з постачання товарів у рахунок оплати праці працівників у рядку «Індивідуальний…