10.12.2018 года в рамках административного производства (ЕГРСРУ № 78425893) ВСУ рассмотрел вопрос целесообразности проведения налоговой проверки по инициативе налогоплательщика в части проверки сведений, которые могут свидетельствовать в его пользу.
Так, решением хозяйственного суда по другому делу была установлена реальность спорной хозяйственной операции, которая в рамках налоговой проверки была признана бестоварной. Несмотря на противоправность решения фискального органа ВСУ расценил «налоговое обязательство» как согласованное и, в связи с пропуском процессуальных сроков, отказал плательщику в его праве на проверку сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в пользу налогоплательщика.
В чем суть права налогоплательщика?
Пункт 17.1 ст. 17 НКУ предусматривает право налогоплательщика требовать от контролирующих органов проведения проверки (камеральной, документальной (плановая, внеплановая, выездная, невыездная) фактической) сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в его пользу.
Документальная проверка – проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты предусмотренных НКУ налогов и сборов и т. п., которая проводится на основании:
- налоговых деклараций (расчетов);
- финансовой, статистической, другой отчетности;
- регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом;
- первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль над соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Документальная внеплановая проверка проводится при наличии хотя бы одного из оснований, определенных НКУ (пп. 78.1.1 — 78.1.19 п. 78.1 ст. 78).
Согласно абзацу первому п. 78.2 ст. 78 НКУ ограничения по основаниям проведения проверок налогоплательщиков, определенные НКУ, не распространяются на проверки, проводимые по обращению налогоплательщика, или проверки, проводимые в рамках уголовного производства.
В соответствии с абзацем вторым п. 78.1 ст. 78 НКУ контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ в случае, если вопрос, являющийся предметом такой проверки, был охвачен во время предыдущих проверок налогоплательщика.
Таким образом, положения абзаца второго п. 78.1 ст. 78 НКУ относительно запрета проводить документальные внеплановые проверки в случае если вопрос, являющийся предметом такой проверки, был охвачен во время предыдущих проверок налогоплательщика, касаются только проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренных пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 НКУ.
Так, по заявлению налогоплательщика, руководитель (заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о проведении проверки налогоплательщика.
Есть ли в НКУ норма об обязанности контролирующего органа проводить проверки по заявлению (жалобе) налогоплательщика?
Подобная норма отсутствует, а равно и сроки для принятия решения о назначении такой проверки.
Мнение суда кассационной инстанции
Необходимость проведения документальной внеплановой проверки по заявлению налогоплательщика определяется с учетом наличия обстоятельств для ее проведения. В случае выявления предусмотренных в нормах НКУ обстоятельств, при которых документальная проверка по обращению налогоплательщика не может быть проведена, руководитель (заместитель или уполномоченное лицо) контролирующий орган может отказать налогоплательщику в проведении такой проверки.
Налогоплательщик обязан своевременно уплачивать согласованную сумму налоговых обязательств, а также сумму штрафных санкций, начисленных контролирующим органом, и пени, за исключением суммы, которая подлежит обжалованию в административном или судебном порядке (п. 176.1 ст. 176 НКУ).
Пи обращении налогоплательщика в суд с иском о признании противоправным решения контролирующего органа, денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу (п. 56.18 НКУ).
Так, по факту согласования плательщиком налогов денежного обязательства возникает обязанность плательщика выплатить денежное обязательство в установленный НКУ срок.
В данном деле контролирующий орган провел документальную внеплановую невыездную проверку истца по вопросам взаимоотношений с ЧП с теми же вопросами и за тот же период, за который истец просил провести внеплановую проверку согласно поданному заявлению. На основании выводов, изложенных в акте проверки, контролирующий орган принял налоговое уведомление-решение об определении истцу денежного обязательства по НДС по основному платежу и применении штрафных (финансовых) санкций. Истец обжаловал налоговое уведомление-решение в суде.
Решение суда об отказе истцу в удовлетворении иска в отношении денежного обязательства по НДС по основному платежу вступило в законную силу, следовательно, денежное обязательство является согласованным – у истца возникает безусловная обязанность уплатить его в бюджет.
Так, у контролирующего органа отсутствуют правовые основания не принимать во внимание факт согласования денежного обязательства плательщиком налогов, судебное решение, которое набрало законную силу, учитывая обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик в обоснование заявления о проведении внеплановой проверки, и, с этой целью назначать проведение внеплановой документальной проверки по вопросам и за период, которые уже проверялись.
Отказ контролирующего органа в проведении проверки сведений и фактов, которые, по мнению истца, могут свидетельствовать в его пользу в части осуществления хозяйственных операций с контрагентом является обоснованным.