Фискальные органы Украины годами безуспешно борются с налоговыми ямами, а победить их не могут. Почему? Потому что нынешнее положение дел всем удобно. Государство делает вид, что борется, бизнесмены, что исполняют закон, суды, что судят. Вот так и живем.
Для тех, кто не в теме, объясняем. Налоговые ямы — это официально существующие структуры, которых позволяют снизить количество налогов для предприятия.
В растворении НДС в «яме» нет ничего сложного, кроме поиска самой ямы. Ваш бухгалтер проводит обычный платеж на обычный банковский счет по стандартному набору документов. Как вы потом будете списывать «приобретение», которого не было, это второй вопрос. К этому нужно подготовиться, чтобы мотивированно аргументировать, куда делась то, что вы приобрели в яме – ведь это — воздух. Вернее – это не воздух, а наличные деньги. Но об этом — ты-ссс! Умолчим… Чем длиннее цепочка поиска, тем дороже обойдутся нужные вам наличные, за которые вы платите безнал. А так это — обычная банковская операция по перечислению средств якобы на закупку товаров или услуг в структуру, которая даже согласно КВЕД оказывает такие услуги или продает товары. «Дно» ли это или только промежуточная фирма, зависит от вашего желания рисковать и вашей жадности.
Работа ведется на доверии, людей с улицы не бывает. Это в лихие 90-ые газеты пестрели объявлениями: «Обналичу». Можно было звонить и выбирать условия: 2-5-7%. Те, кому сливали безнал, сами же и «вытаскивали» деньги по чековой книжке со своего банковского счета «на закупку товаров и услуг». Это официальная процедура, разрешенная государством – снять наличные деньги по чековой книжке предприятия. Просто налоги та фирма, которая снимает, вообще, как правило, не платит. Никакие. Не говоря уж об НДС.
Раньше, если попадали под проверки – откупались или закрывались. Ведь большинство таких фирм – общества с ограниченной ответственностью, а значит, отвечают своим уставным фондом, который еще найти нужно, ведь он просто так не хранится на счете в виде неприкосновенной суммы денег, а так — цифра на бумаге в балансе. Но государство в скорости прозрело, запретило такие операции в открытую, но стало само крышевать их полутайно, а с некоторыми даже регулярно судится. Но, практически, безрезультатно. «Крыши» раньше существовали в лице самих налоговых, или просто была «вказивка сверху» такую-то структуру не трогать. Это наша корова, и мы ее доим, — как говаривал персонаж из запрещенного ныне сериала. Кто будет трогать обналичников Януковича, если Янукович – президент? Эти фирмы просто не проверяли. Они спокойно закрывались за определенную мзду.
Обналичка как механизм минимизации налогов, которым пользуются, главным образом, предприятия малого и среднего бизнеса, во многом вынуждено применяется в тех секторах экономики, где основой является безналичный расчет. Налички не хватает для оплаты услуг и материалов, выплаты зарплат, транспортных расходов.
Большая часть этих предприятий уже давно бы не существовала, если бы не возможность минимизировать налоги через налоговые ямы. Иногда кажется, что «наверху» это понимают, поэтому существует либо какой-то негласный договор, что схемы окончательно не ломаются правоохранителями, либо прямой сговор. Ведь лишить в нынешних условиях мелкий и средний бизнес возможности получения наличных под низкий процент — означает спилить сук, на котором сидишь.
Хотя процент малого и среднего бизнеса в экономике Украины не так велик, — как известно из открытых источников, суммарная добавленная стоимость, созданная малым бизнесом и частными предпринимателями в 2013 составила всего лишь 15,6% суммарного значения добавленной стоимости всех видов предприятий, — но он дает и приток налогов, и отчисления в Пенсионный фонд, и рабочие места огромному числу людей.
По расчетам налоговиков постреволюционного поколения, теневой оборот средств, канувших в налоговых ямах, за 2013 год составил около 300 млрд грн (37 млрд долларов). Но это деньги, в основном, вращающиеся в Украине. Так как, даже имея свой карманный банк для снятия наличных (уважающие себя банки в таких ежедневных схемах, как правило, не участвуют), вывести полученные на его счета безналичные средства за пределы страны бесконтрольно и на выгодных условиях невозможно: Нацбанк и другие уполномоченные структуры жестко контролируют ситуацию. «Закупать» что-то за рубежом, не ввозя на самом деле продукцию в Украину – слишком рисковано.
И, как всем известно, проблема с возмещением НДС импортерам и экспортерам максимально коррумпирована. Да, в оффшорах ежегодно оседают средства, механизмы для этого существуют, но они малодоступны бизнесмену средней руки без волосатой лапы. Для сравнения – средства, канувшие в оффшорах за 15 лет до 2010 года составили 170 млрд долларов США, т.е. в среднем по 10-15 млрд долларов в год. За времена Януковича, целесообразно предположить, что эта цифра выросла. И никто даже и не сомневается, что в Украину эти деньги если и возвращаются, то уж точно не для уплаты налогов и развития производства. Налоговые ямы же, как правило, обслуживают внутренний рынок.
Не сравнится оборот налоговых ям и с «черным» оборотом наличных в малом бизнесе у физических лиц-предпринимателей, которых так безуспешно правительство попыталось заставить взять этот оборот под контроль с помощью кассовых аппаратов. Бесконтрольных наличных в стране ходит много. Но работать с такими ФОПами предприятиям-плательщикам НДС невыгодно, так как 20% все равно отойдет государству, а ради минимизации зарплаты, которая в структуре цены реализуемых товаров и услуг составляет обычно не выше 30%, делать это нецелесообразно.
Работать с налоговыми ямами в этом аспекте – самый оптимальный вариант. За 20 лет существования таких технологий они претерпели некоторые изменения, попали под крыши правоохранительных органов или чиновников, увеличили цепочку задействованных в схеме, процент, документооборот, явки, пароли…. Но схема осталась та же: за счет значительного уменьшения НДС и вытаскивания налички под низкий процент не имеет смысла платить реальные «белые» зарплаты, реальную прибыль. Ведь и зарплаты, и прибыль напрямую связаны с налогами. Если ты придешь в банк снять зарплаты твоего предприятия или дивиденды учредителя, первое, на что обратит внимание операционист, — все ли ты налоги заплатил государству. Если все – пожалуйста, снимай наличку. Если нет – гуд бай.
О каких же суммах идет речь? Ну, про НДС знают все – это 20% на добавленную к реальной стоимости товара наценку. Как высчитывается НДС, если вы производите товар или услуги? Примитивно говоря, от стоимости, за которую вы хотите продать товары или услуги, изготовленные за календарный месяц, нужно вычесть сумму ваших реальных затрат. Таким образом, вы получите свою прибавочную (как сейчас помню курс политэкономии!) стоимость. А налог на прибавочную стоимость – это 20% от данной суммы. Т.е., вы государству платите не 20% от оборота, а 20% от суммы, оставшейся после вычитания затрат, и только затрат с НДС. Огромная часть людей вообще живет, не вникая в такие проблемы. Многие ФОПы у нас просто не знают, как работать по безналичному рас чету. Тем более, что банки так распространили и сделали удобной систему оплат на пластиковые карты. Черный нал стал пластиковым. Но это другая сторона вопроса, и это легко взять под контроль.
Ну и бога ради, скажут эти люди. Чего копья-то ломать? Если на 10 000 грн затраты составят 7 000 грн с НДС, то ваш НДС оплачивается с добавленной стоимости 3 000 грн и равен 500,00 грн (уже сидит внутри). Ну, поделитесь же с государством!
И можно было бы делиться, так как сейчас работа с налоговой ямой или проще – обналичниками — достигла 13%. Т.е., чтобы сэкономить на 20-ти% НДСа, обналичникам нужно отдать 13! В сухом остатке только 7%. За что война? Риски? Суды? Штрафы?
Ладно, когда эта схема 20 лет назад зарождалась, тогда были 2-4%, в зависимости от рисков. Сэкономить 16% имело смысл, чтобы быть конкурентноспособным, а теперь-то что? Правительство Яценюка, введя электронные счета НДС, победило? …Щас, держи карман шире! Даже эти 7% спасают наших НДС-ников. И вот почему.
Чтобы получить белую зарплату, нужно заплатить налоги – Единый социальный, военный, подоходный, которые в зависимости от сфер деятельности имеют градацию, но сумма колеблется в районе 50%. Налог на прибыль, правда, составляет 18%, и бороться за 5%, рискуя, сливать в обнал, чтобы вытащить наличку, которую можно получить, распределив прибыль, может, и нецелесообразно.
Но если речь идет о миллионах, то уменьшать прибыль очень даже выгодно. Т.е., система построена на том, что при увеличении затрат уменьшается НДС и прибыль, а значит, и налог на прибыль. Получая наличные за вычетом 13%, руководителю предприятия не нужно ломать голову, чем платить зарплаты. Не растет себестоимость продукции и услуг, а значит, есть шанс не просто удержаться на плаву, но и оказывать за счет снижения себестоимости болем качественные и конкурентноспособные услуги.
За прошедший год обороты слива безнала в ямы, конечно же, упали, но только за счет того, что в целом упали обороты предприятий, а отнюдь не за счет роста сознательности граждан или успехов новых правоохранительных органов. К тому же, в общем объеме продаж выросли объемы черных наличных сделок. Но сами схемы, как ни пытались минимизировать их еще при Януковиче, активно уничтожая конкурентов-обналичников под видом следования закону, существуют и будут существовать, пока наше государство не поймет, что огромное число бизнесменов готовы платить 20-30% от общего числа доходов, чтобы не иметь риски с налоговыми органами.
Кстати, хотите верьте, хотите – нет, при Януковиче кроме откровенной зачистки места для своих обналичивающих фирм до судов были доведены дела на фирмы-прокладки. Это были те фирмы, которые самостоятельно наличные из банков не получали, а отправляли их конечному потребителю — фирме- «яме», зарегистрированной по поддельным документам, по украденному паспорту на несуществующий фактически юридический адрес.
При и до Януковича налоговые ямы были механизмами получения прямых доходов теми, кто их крышевал. А, как правило, это были люди при власти или погонах. Те фирмы, которые не вписывались в схему, отлавливались налоговой милицией и ОБЭПом, дела доводились до суда. Налоговые вызвали всех «выгодополучателей»-бизнесменов, кто работал с фирмой-прокладкой, уговаривали возвратить НДС государству пока идут судебные разбирательства.
Те предприниматели, у которых слабее нервы, НДС без штрафов перечисляли на расчетный счет налоговых органов и просто вносили изменения в декларации по НДС. Кто отказывался, так и не дождались решений судов в пользу фискальных органов. Да! Да! Да! Налоговые проиграли практически все суды, заканчивая апелляционными. То ли суды у нас продажные, то ли налоговые органы… А вообще-то, как доказать то, что тебе не была оказана услуга или предоставлен товар за те деньги, которые ты оплатил безналом по счету, акту, накладной и договору, если тебя не поймали за руку при передаче денег одновременно с документами в офисе обналичивающей фирмы, чьи деньги уже были помечены светящимся в ультрафиолете заранее еще в банке веществом, — я, честно говоря, понять не могу. Слишком явные должны быть фиктивные сделки или слишком завышена сумма закупки товаров, которые приобретаются где-то на стороне за копейки… И – безукоризненная доказательная база.
Сегодня самым разумным способом выбить почву из-под ног аферистов, пользующихся сложной экономической ситуацией, было бы снизить официальные суммарные налоги хотя бы до 20-30%. Государство бы получило значительный приток налогов, и можно было бы сразу сократить штат налоговой милиции или ОБЭП, или как их там еще звать…
В этой системе совершенно неправильно просто бороться с налоговыми ямами. Они лишь следствие неправильной экономической политики государства и чиновников, которым такое положение дел выгодно.
Если в стране ходит черный нал, значит нужно менять систему, а не бороться с ее надстройками. Самым простым было бы понизить налоги на зарплату. Знаю, что Пенсионный фонд типа не выдержит, знаю, что создана прогрессивная шкала – при повышении зарплат пропорционально уменьшается объем налогов. Но либо мало понизили, либо плохо донесли информацию, раз нет массового вывода из тени фонда заработных плат. Скажем больше: ну не верят нашим чиновникам предприниматели. 20 лет система была построена на том, что одни делали вид, что ничего не скрывают от государства, а другие делали вид, что все скрытое находят и, главное, ничего из бюджета не воруют. Воруют. Находили, конечно, кое-что, но далеко не все. Так, по договоренности. Понятное дело, не без корыстных интересов, иначе, на что бедному чиновнику жить? На 2500 грн зарплаты? Ну, смешно же начинать реформы, когда зарплаты чиновников начинаются от 2500 грн, а в бюджет через их руки проходят миллионы…
Но при понижении налогов максимально увеличить штрафы и административную ответственность. Хочешь нарушать закон — административная, криминальная ответственность, штраф. Пополняйте бюджет зa счeт нарушителей, а налоги понизьте. Это выведет из тени большой объем средств. Очень многие предприниматели не хотят рисковать, хотят работать честно. Но кому достануться эти деньги? Пока не будет прозрачных, подконтрольных общественности бюджетов, чиновники будут безбоязненно тратить в своих интересах собранные налоги, налогов хватать не будет, а предприниматели будут работать с налоговыми ямами.
Татьяна Суворова
Найкращий пункт обміну. Критерії та поради при виборі обмінника Коли потрібно обміняти 100-200 доларів, люди…
У статті 8 Закону «Про Державний бюджет України на 2025 рік» від 14.09.2024 №12000 визначили…
Компьютерная игра Counter-Strike 2 является одной из самых популярных киберспортивных дисциплин благодаря тому, что тут…
Порушення умов договору – це серйозна проблема, яка може призвести до фінансових втрат, втрати часу…
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…