Конец года, план по наполнению бюджета не выполнен, есть необходимость срочно закрыть все дырки и текущие дела передать в суд. Контролирующие органы включили режим активной работы на всех фронтах. Готовимся!
Предлагаем вашему вниманию практические советы известного адвоката – «специалиста по обыскам» Дениса Овчарова, партнера Lavrynovych&Partners Law Firm.
“Обыск на предприятии – это краш-тест бизнес-процессов.
Если потери существенны – нужно что-то менять”.
Обыск как экстремальный тимбилдинг может превратить ваш коллектив в эффективную команду. Но для этого нужно четко понимать, что делать, а чего делать не стоит. В этой статье я расскажу о том, как управлять процессом.
Однозначно – нет. Но риски отслеживать нужно. В первую очередь, не игнорировать запросы компетентных органов, даже если официально вы их не получили. Они обычно свидетельствуют о повышенном интересе правоохранителей к делам вашего предприятия, а отсутствие коммуникации со следственным органом в такой ситуации только увеличивает риски проведения обыска.
Кроме того, не менее важна активная коммуникация с контрагентами. Однако верить на слово им не стоит, зачастую предприятия скрывают информацию о своих проблемах, дабы не потерять клиентов/поставщиков. Регулярно отслеживайте ситуацию с помощью реестров или специализированных программ.
По моим наблюдениям в 80 % случаев непрошеные гости просто заходят через открытую дверь. Потому правильно выстроенная система безопасности – must have. Бесценные N минут, которые правоохранители потратят на то, чтобы попасть в помещение, вы сможете использовать на подготовку.
Самое главное – это оповестить всех, в том числе и директора/собственника предприятия. Тут стоит отметить, что основное лицо, принимающее решения, должно находиться вне обыска и вне зоны риска проведения обыска (дом, дача, склад и т. д.). Собственник должен знать, кто пришел, и оперативно получать информацию о том, что происходит на обыске. Его цель – максимально продуктивно коммуницировать с компетентными органами и принимать стратегические решения, для чего ему лучше иметь при себе адвоката.
В случае если обыск проходит одновременно в нескольких помещениях, важно определить “болевую точку“ – то, что стоит защищать в первую очередь (для сохранения определенных вещей, денег, документов), и куда безотлагательно должен выехать адвокат.
На обыске со стороны компании обязательно должен быть лидер – главный в команде. Им может быть адвокат, но только при условии, что сотрудники компании с ним уже знакомы. Если на обыске нет главного, то его место займет следователь. И тогда правоохранители, которые в вашем офисе только гости, станут там хозяевами.
Эвакуировать сотрудников стоит только в том случае, если есть возможность доставить их в безопасное место, и избежать их бесконтрольного общения с правоохранителями. Лучше – не более 10 – 15 %, так как чем меньше останется людей, тем сложнее им будет (больных, беременных и нестабильных – эвакуировать обязательно). Кроме того, помните, что обыск в помещении, где нет хозяев, превращается в грабеж.
Если подготовка к обыску окончена, можно впустить гостей – они войдут в любом случае, а двери еще можно сохранить. И первым делом определить, кто из них главный (принимает окончательные решения), чтобы знать, с кем коммуницировать.
Получив определение об обыске, нужно ознакомиться с его ключевыми положениями:
⚫️– дата (определение действует ровно 1 месяц, независимо от количества дней в нем и того, что последний день может попадать на выходной);
⚫️– адрес проведения обыска (должен точно совпадать, даже неправильно указанный этаж может быть основанием для того, чтобы не пустить правоохранителей);
⚫️– обязательные реквизиты и процедура вручения (вручаться должен оригинал определения);
⚫️– полномочия лиц, принимающих участие в обыске (требуйте удостоверения, доверенности и постановление о создании следственной группы).
Мой совет: увидев ошибку, не спешите указывать на нее следователю, поскольку он, конечно, сделает все возможное, чтобы ее исправить. А чем больше ошибок в определении об обыске, тем легче будет обжаловать потом его результаты и возвращать изъятое имущество. Кстати, отказываться от получения определения также не советую. Следователь зачитает его вслух, и обыск начнется, а вы в таком случае лишитесь текста, ошибки в котором, возможно, в дальнейшем сыграют вам на руку.
При наличии вышеуказанных ошибок определение об обыске не имеет юридической силы, и вы можете смело не пустить правоохранителей. Однако, выбирая такую стратегию, помните, – они обязательно вернутся к вам, исправив все ошибки. Рассмотрите другой вариант – гостей пустить, а ошибки использовать либо как способ договориться со следователем (что позволяет значительно минимизировать ущерб от обыска), либо для дальнейшего обжалования протокола обыска и возврата имущества. То же самое касается и видеофиксации следственных действий: при наличии вашего ходатайства следователь обязан ее осуществлять. Если технических средств для этого он не имеет или же просто отказывается, то это, опять же, повод “поторговаться” и дополнительный аргумент для признания протокола обыска недействительным.
Основная задача адвоката на обыске – это формирование правовой позиции для признания протокола обыска ненадлежащим доказательством. А потому рекомендую с самого начала обыска стараться фиксировать все нарушения, чтобы потом внести их в протокол обыска (если не успели, то уже после подписания протокола нужно направить следователю сопроводительное письмо, в котором указать все замечания). Отдельно проследите, чтобы протокол обыска подписывали “правильные” лица – фамилия в протоколе должна совпадать с фамилией в удостоверении лица, его подписывающего.
⚫️1. Сотрудники не должны бояться. Самое главное, что нужно сохранить на обыске, – это ваших сотрудников.
⚫️2. Максимально сохранить имущество. Юридически помешать изымать имущество предприятия невозможно. Но, основываясь на логике и здравом смысле, при действенной коммуникации со следователем вред можно минимизировать. Кроме того, помните, что в сохранности имущества заинтересованы именно вы, а потому следите, чтобы оно не было повреждено, в том числе и вследствие ненадлежащей его упаковки при изъятии. Предложите свою помощь – как показывает практика, от нее редко отказываются.
⚫️3. Точечные цели – сохранить определенные вещи, деньги, конкретные документы.
⚫️4. Качественный протокол обыска – залог успешного возврата изъятого имущества. Потому следите, чтобы в протокол вносилось все, что изымается. И не придумывайте лишних легенд – “чье? откуда? для чего?”. Неправильно сформированная позиция относительно “природы” имущества (денег) в дальнейшем может помешать адвокату в формировании “правильной” правовой позиции.
Возвращаясь к вопросу о гостях. Ваши сотрудники должны помнить, что:
⚫️– они в своем офисе хозяева, и не позволять правоохранителям лишнего: например, курить там, где никто не курит, нецензурно выражаться, портить имущество, отбирать личные вещи и т. д. Ключевое значение играют первые несколько часов – гости должны понять, кто в доме хозяин;
⚫️– они имеют равные с правоохранителями права, как природные, так и процессуальные, а потому не должны ничего просить или спрашивать разрешения. На просьбы обычно не реагируют, а соблюдения своих прав нужно требовать, а иногда и добиваться любыми (конечно, допустимыми с точки зрения закона) методами;
⚫️– они не обязаны отдавать свои личные вещи по требованию правоохранителей, а законного способа и установленного порядка проведения личного досмотра не существует. Если все же по каким-либо причинам избежать досмотра не удается, сопротивляться все равно нужно – требовать отдельное постановление, отдельный протокол и присутствия понятых;
⚫️– допрос во время обыска возможен только с согласия допрашиваемого, который также имеет право требовать присутствия при этом адвоката. Я советую не давать никаких пояснений в процессе обыска. За обыском неизбежно последует серия вызовов на допросы, а уже их “правильный” исход в большой степени зависит от работы адвоката.
Из всего вышесказанного есть исключение: в случае реальной угрозы жизни или здоровью (а ситуации случаются разные!) не стоит оказывать сопротивление правоохранителям, даже если они действуют явно незаконно.
Не разбегаться. Во-первых, всем сотрудникам нужно донести информацию о том, кто приходил, зачем приходили, и что компания в связи с этим планирует делать дальше. Во-вторых, нужно собрать фактаж от сотрудников: они наверняка расскажут о нарушениях и злоупотреблениях, а, возможно, и насилии, которые имели место во время обыска. При необходимости сразу вызывайте 102 и пишите заявления. Не откладывайте на потом – как показывает практика, пострадавшие могут передумать.
И еще, следите за тем, чтобы в процессе обыска ваши сотрудники не подружились с правоохранителями (что вполне бывает!) – оперативники склонны использовать такую “дружбу” в своих целях. И тогда такие сотрудники могут стать для предприятия источником проблем.
Обувь от адидас — это выбор тех, кто ценит стиль, комфорт и универсальность. Модели из…
Український бізнесовий ландшафт охоплює великий спектр підприємств, які поділяються на малі, середні та великі залежно…
Не секрет, что ежегодно водители должны обновлять свою автостраховку и покупать новый полис, защищающий их…
Кредит готівкою — один з банківських продуктів, який має високий попит серед населення. Він передбачає…
Мир трейдинга часто представляется новичкам как захватывающее приключение с возможностью быстрого обогащения. Однако реальность может…
Відповідно до п. 6 Порядку заповнення податкової накладної, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 31.12.2015 №…