Новые правила ТЦО: на что обратить внимание украинскому бизнесу?

Вы уже знаете, что с 1 января 2015 года в Украине вступили в силу новые правила трансфертного ценообразования, принятые в рамках Закона Украины №72-VII «Про внесение изменений в НКУ относительно усовершенствования налогового контроля по ТЦО». Закон содержит ряд инновационных положений, которые соответствуют международным и европейским практикам регулирования трансфертных цен. В то же время их практическая имплементация может вызвать затруднения. Давайте разберемся, что изменилось, а также, на что украинскому бизнесу следует обратить особое внимание.

Изменения в контролируемых операциях

1. Согласно новому закону вводится принцип «вытянутой руки». Этот принцип означает, что размер прибыли в контролируемых операциях (далее — КО) считается таким, что соответствует данному правилу, если условия КО не отличаются от условий в сопоставимых неконтролируемых операциях. При этом правило обычных цен сохраняется только для неконтролируемых операций. Также обязанность обоснования соответствия условий КО принципу «вытянутой руки» теперь лежит на налогоплательщике, в отличие от предыдущей редакции, где такая обязанность была возложена на контролирующие органы.
2. С 2015 года к контролируемым операциям будут относиться только операции с нерезидентами (связанными, комиссионерами, а также из специального списка стран и территорий, который будет утвержден Кабинетом министров Украины). К КО также будут относиться операции со связанными лицами через контрагентов-посредников, которые не выполняют существенных функций, свойственных для таких операций в обычных бизнес-условиях.
Стоит отметить, что несмотря на то, что закон уже вступил в силу, на сегодняшний день вышеназванный специальный список стран и территорий правительством не составлен. Согласно принятым изменениям в данный список войдут:
  • низконалоговые юрисдикции (в которых налог на прибыль на 5 и более процентов меньше, чем в Украине (18%));
  • юрисдикции, которые не публикуют в открытом доступе информацию о структуре собственности своих резидентов;
  • юрисдикции, с которыми не подписаны договоры, предусматривающие обмен налоговой информацией (по данным ОЭСР, на сегодняшний день Украина обменивается такой информацией со 105 странами).
3. Операции будут признаваться контролируемыми, если одновременно выполняются три условия:
  • объем налогооблагаемого дохода плательщика превышает 20 млн. грн. без НДС за год;
  • объем группы таких КО с одним контрагентом составляет более 1 млн. грн. без НДС или 3% от дохода, учитываемого при определении объекта налогообложения;
  • такие КО влияют на объект налогообложения плательщика по прибыли.

Новые критерии связанности компаний

1. Согласно принятым изменениям добавлены новые критерии связанности:
  • юридические и физические лица, общая сумма займов, кредитов, финансовой помощи от которых (или под гарантию которых) в 3,5 раза превышает размер собственного капитала налогоплательщика;
  • в цепочке компаний каждая предыдущая компания владеет 20% и более в следующей (все компании считаются связанными).
2. Также отмечу что в соответствии с новыми правилами налоговые органы получили право на основании фактов и обстоятельств доказывать в суде связанность компаний через осуществление практического контроля над принятием бизнес-решений. Однако что подразумевается под «фактами и обстоятельствами» законом четко не определено, и это может создавать почву для манипуляций и излишней субъективности в инициировании и ведении подобных судебных разбирательств.

Изменения в методах трансфертного ценообразования

Во-первых, изменилась иерархия методов. Теперь она выглядит так:
  1. Метод цен;
  2. Методы Затраты «плюс» и Цены продажи;
  3. Методы Чистой прибыли и Распределения прибыли.
Во-вторых, правило 5% отклонения цен от биржевой котировки (Переходные положения) было заменено на обязательное использование метода сопоставимых цен для котируемых товаров. В мировой практике к таким товарам относят:
  • зерновые и технические культуры;
  • базовые металлы и руды;
  • энергоносители (газ, нефть, уголь, этанол, бензин);
  • пищевые продукты (мясо, молоко, сахар, рыба);
  • удобрения;
  • растительные масла и протеины;
  • драгоценные металлы.
Финальный перечень бирж и групп биржевых товаров должен быть утвержден КМУ. Также по аналогии с ОЭСР были введены базовые критерии сопоставимости КО и неконтролируемой операции и правило выбора простой стороны при использовании методов рентабельности. Отчетность и предоставление информации по ТЦО
Изменены правила подачи отчетности и документации: 
  1. Налогоплательщик обязан подать документацию через 1 месяц, с момента запроса;
  2. Срок на подачу уточнения информации – 10 дней с момента запроса;
  3. Содержание документации – одинаковое для всех налогоплательщиков;
  4. Поводом для запроса служит факт подачи отчета по контролируемым операциям;
  5. В документации необходимо раскрывать собственников связанных лиц-контрагентов, чьи доли владения составляют 20 и выше процентов.
Также были отменены обязательные источники информации для обоснования. Теперь источники разделены на 2 группы:
а) операции компании с несвязанными лицами;
б) любые публичные источники, находящиеся в открытом доступе.
При этом налоговые органы для инициирования проверок или информационных запросов не могут использовать источники, к которым у налогоплательщика нет доступа (например, таможенную базу).
Скажу несколько слов об ответственности и штрафах за неподачу информации/документов:
  • штраф за неподачу отчета по КО — 100 минимальных зарплат (1218 грн. – размер мин. зарплаты до 30.11.2015);
  • невключение каких-либо КО в отчет – штраф 5% от таких операций;
  • неподача документации – штраф 3% от суммы КО, но не больше 200 мин. зарплат;
  • максимальный срок проверки – 18 месяцев с возможность продления еще на 12 месяцев;
  • срок давности по ТЦО – 7 лет; доначисление налога производится по медиане диапазона цен/рентабельности.
К слову, отчет за 2014 год подается по старым правилам, действовавшим до 2015 года.
Эти, а также ряд других изменений с 1 января определяют новые правила ТЦО в Украине. Но, учитывая неточности и разночтения в новом законе, думаю, стоит ожидать принятие соответствующих поправок и дополнений к нему. По данным ГФС, первые изменения могут быть приняты уже в феврале 2015.
Владимир Чижиков, директор департамента бизнес-консультирования Baker Tilly
Источник: Baker Tilly
Share
Опубліковано
Buhgalter
Мітки: ТЦО

Recent Posts

Логістика вантажних перевезень між областями України

Логістика вантажних перевезень між областями України, незалежно від того, це перевезення меблів чи ж будь-яких…

5 днів ago

Як оскаржити висновок моніторингу ДАСУ: основні кроки

  Право наоскарження висновку моніторингу відповідно до законодавства належить виключно замовнику. Він може брати участь…

1 тиждень ago

Як працює логістика у сфері оптових поставок бензину та дизелю

Логістика у сфері оптових поставок бензину та дизельного пального є важливою складовою енергетичної інфраструктури, особливо…

2 тижні ago

Чи застосовується підвищуючий коефіцієнт до доходів у негрошовій формі при розрахунку військового збору?

Ст. 164 ПКУ встановлено особливості визначення бази оподаткування ПДФО для доходів у негрошовій формі. А…

4 тижні ago

Як вибрати та купити ортопедичний матрац 160×200: практичний гід

Ортопедичний матрац – це не просто частина меблів, а важливий елемент здорового способу життя. Якість…

1 місяць ago

Масова розсилка SMS для бізнесу

В арсеналі сучасних маркетологів є багато ефективних інструментів, тому про такий скромний метод впливу як…

1 місяць ago