ЕСВ — это очень важный источник дохода Пенсионного фонда Украины, поэтому законодатели с 1 января 2015 года ввели поистине революционные изменения по его взиманию. Цель этих изменений не только увеличить сумму поступлений в виде ЕСВ, но и максимально легализовать базу, с которой он исчисляется. Для этого запланировано введение понижающего коэффициента для тех работодателей, которые выплачивают большие легальные заработные платы. Естественно, что для увеличения поступлений ЕСВ необходимо ужесточение требований и в трудовом законодательстве. Ведь именно там и кроется масса всевозможных нарушений, которые приводят к значительным выплатам заработных плат в «конвертах».
Больше всего налогоплательщики ожидали сокращения ставки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). Именно высокие ставки ЕСВ вынуждают предпринимателей выплачивать заработную плату «в конвертах».
Однако снижение ЕСВ неминуемо снизит поступления в Пенсионный фонд Украины, который и без того является банкротом и выплачивает около половины пенсий за счет траншей из Госбюджета и заемных средств. Поэтому сокращение ставок ЕСВ должно идти параллельно с настоящей пенсионной реформой, то есть постепенной заменой солидарной пенсионной системы на накопительную.
Однако, к такой реформе правительство Украины пока не готово (максимум, на что пошло правительство — это обложение НДФЛ пенсий, которые превышают 3 минимальные зарплаты), в итоге и радикального снижения ставок ЕСВ в 2015 году не будет, а вот ужесточение контроля за оформлением трудовых отношений и выплатой зарплаты «в конвертах» формально вступило в силу с 1 января 2015 года.
Правда, видимость снижения в 2015 году ставок ЕСВ Законом № 77 предусмотрена.
Условия снижения ставки ЕСВ
Согласно п. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 77 с 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки ЕСВ, установленные ч. 5 ст. 8 и ст. 10 Закона о едином взносе для плательщиков ЕСВ, определенных в абзацах 2 и 3 п. 1 ч. 1 ст. 4 и ст. 10 (то есть работодатели, в том числе физические лица — предприниматели (ФЛП), использующие и не использующие наемный труд, а также лица, добровольно участвующие в системе государственного страхования), применяются скоэффициентом 0,4 (кроме исключений, предусмотренных этой частью), в случае, если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:
• общая база начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014; или если общая база начисления ЕСВ не превышает в 2,5 раза (или более) общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления ЕСВ плательщика за 2014 год на общую базу начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение, по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);
• средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 % по сравнению со средней заработной платой за 2014 год;
• средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн;
• средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.
Понижающий коэффициент применяется к ставке, по которой ЕСВ начисляется на заработную плату, а вот к ставке, по которой ЕСВ удерживается из заработной платы, коэффициент не применяется.
Не применяется пониженный коэффициент также к ставке ЕСВ, по которой страховой взнос начисляется на зарплату совместителей (последний абзац ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе).
Как видим для получения права на применение понижающего коэффициента к ставке ЕСВ предприятие должно производить сложные расчеты, причем вполне может оказаться, что уже применив понижающий коэффициент к авансовым выплатам, предприятие по итогам месяца не выполнит всех условий. Что делать тогда?
Но дело, конечно, не только и не столько в сложности расчетов. Дело в том, что выполнить эти условия смогут очень немногие. А те, кто рискнет попробовать должны:
• во-первых, либо уже в 2014 году иметь среднею заработную плату не меньше трех минимальных заработных плат , либо достичь такой зарплаты путем повышения в 2015 году средней зарплаты на 30 % (добиться роста средней зарплаты можно разными способами, например, и это проще всего, путем увеличения зарплаты директора в несколько раз),
• во-вторых, обеспечить средний страховой платеж на одного работника после применения коэффициента в размере 700 грн, для выполнения этого условия при ставке ЕСВ в размере 36,76 % и средней зарплате равной трем минимальным заработным платам коэффициент к ставке ЕСВ составит 0,521.
Смотрите сами: три минимальных заработных плат — это 3654 грн, страховой взнос по ставке 36,76 % на эту зарплату составит 1343,20 грн, а надо же обеспечить всего 700 грн (700 : 1343,20 = 0,521). Если предприятие хочет добиться максимального понижения ставки ЕСВ, то есть коэффициента 0,4, то средняя заработная плата должна составить 4761 грн (4761 х 0,3676 х 0,4 = 700 грн). Поскольку размер страхового платежа зависит не только от размера зарплаты, а и от ставки ЕСВ (которая в свою очередь зависит от классов профессионального риска производства), то обеспечить такой платеж в 700 грн проще предприятиям с высокой ставкой ЕСВ.
Так, если предприятие имеет зарплату свыше трех минимальных заработных плат или путем повышения ее на 30 % может достигнуть этого уровня, то какой-то (пусть небольшой) понижающий коэффициент это предприятие сможет получить, если обеспечит пусть небольшой рост фактического фонда оплаты труда. Можно повысить расходы на оплату труда не в 2,5 раза, а допустим на 30 %.
Вполне возможно, что п. 3 разд. II Закона № 77 заинтересует быстроразвивающиеся предприятия с высокой заработной платой. Выгадать от применения п. 3 разд. II Закона № 77 могут также бизнесмены, которые имеют 2 — 3 фирмы из которых одна «резервная», (то есть такая, на которую сбрасывается минимум денег и на которой практически нет работников). Такие деятели смогут перебросить денежные потоки и работников на «резервную» фирму и без особого труда добиться выполнения условий для применения пониженного коэффициента к ставке ЕСВ.
Думается ответ ясен.
Причина неизбежного провала этой «реформы» в том, что «теневиков» легализация зарплаты путем увеличения абсолютных сумм уплачиваемого ЕСВ не заинтересует, а те, кто работал легально (или полулегально) предложенные условия выполнить не смогут. Вполне возможно что их будут пугать фактическими проверками, а к некоторым «для примера» даже применят санкции. Это безусловно позволит добиться видимости роста зарплаты и условной легализации доходов, но считать все этой «реформой ЕСВ» никак нельзя.
Представляя эту «реформу» премьер-министр А. Яценюк заявил, что есть риск того, что предприниматели не пойдут на встречу правительству, то есть не пойдут на легализацию зарплаты и в этом случае нормы, устанавливающие условия понижения ставки ЕСВ, будут пересмотрены. Дай Бог, чтобы этот пересмотр произошел скорее.
Реальное снижение ставки ЕСВ возможно с 01.01.2016 г. С этой даты при начислении заработной платы и/или вознаграждения по гражданско-правовым договорам к ставкам ЕСВ будет применятьсякоэффициент 0,6.
Правительство пока не утвердило форму расчета пониженного коэффициента и форму подтверждения оснований для его проведения, поэтому приведем пример расчетов из смысла п. 3 разд. II Закона № 77, примеры применения пониженного коэффициента.
Пример 1. По данным «Отчета о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов» (форма № 4) плательщиком ЕСВ рассчитаны за 2014 год следующие данные:
• среднемесячная база начисления ЕСВ плательщика за 2014 год — 120 000 грн (средняя величина по строке 1 указанного Отчета);
• среднеучетное количество штатных работников за отчетный период 30 человек (средняя величина из соответствующей строки Отчета);
• среднее количество застрахованных лиц в 2014 году — 33 человека;
• средняя заработная плата по предприятию за 2014 год — 4000 грн (120 000 грн : 30 человек).
Класс профессионального риска у плательщика ЕСВ — 52, а ставка ЕСВ — 38,52 %.
Для того, чтобы применить в январе 2015 года коэффициент 0,4 плательщику ЕСВ необходимо будет выполнить следующие условия:
• общая база начисления ЕСВ за январь 2015 года (начисленная заработная плата (доход) и вознаграждение по гражданско-правовым договорам) (строка 1 Отчета) должна быть более 300 000 грн (120 000 грн х 2,5);
• средняя заработная плата по предприятию за январь 2015 года более 5200 грн[2];
• среднеучетное количество штатных работников за отчетный период 57 человек или меньше (300 000 грн : 5200 грн);
• количество застрахованных лиц в отчетном периоде, которым начислены выплаты — 66 человек или меньше.
Общая сумма ЕСВ, который отражается по строке 3 Отчета должна составить не менее 46 224 грн (300 000 грн х 38,52 % х 0,4), то есть такую же среднюю величину как и в 2014 году.
База обложения ЕСВ
Определение базы для начисления ЕСВ для плательщиков-работодателей не претерпело особых изменений, единственное уточнение, которое сделано Законом № 77 состоит в том, что базой начисления ЕСВ является сумма заработной платы, начисленная каждому застрахованному лицу.
В состав заработной платы, как базы начисления ЕСВ, как и ранее включаются выплаты, которые определяются в соответствии с Законом об оплате труда, а он исчерпывающего перечня выплат не устанавливает, а значит и «дискуссии» с контролирующими органами, которые очевидно и далее будут определять состав расходов на оплаты труда по Инструкции № 5 (что абсолютно не верно!), будут продолжаться.
При это если база для начисления ЕСВ будет меньше минимальной заработной платы (1218 грн), то сумма ЕСВ, подлежащая уплате определяется умножением ставки ЕСВ на минимальную заработную плату (абзац 6 ч.11 ст. 8 Закона о едином взносе). Эта норма особенно «порадует» тех работодателей, у которых есть работники, которые в силу обстоятельств работают 1 — 2 дня в неделю, или работники, которые увольняются в начале месяца, не заработав 1218 грн. Вот так хорошее дело борьбы с «конвертами» превращается в абсурд.
Физические лица-предприниматели, использующие общую систему налогообложения с января 2015 года должны уплачивать ЕСВ исходя из минимальной заработной платы, независимо от величины дохода в отчетном месяце.
В случае, если такими плательщиками не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления ЕСВ, установленной этим Законом. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о едином взносе освобождаются от уплаты ЕСВ на общеобязательное государственное социальное страхование ФЛП — плательщики единого налога, если они являютсяпенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.
Таким образом, ФЛП — плательщики единого налога освобождаются от уплаты ЕСВ за себя, при условии, если они являются пенсионерами по возрасту, независимо от того достигли они общего пенсионного возраста или такую пенсию оформлено на льготных условиях — с уменьшением возраста.
А вот лица, которым назначена пенсия за выс